Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности мусульманского права



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Особенности мусульманского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Западные и мусульманские исследователи в своих работах часто употребляют два термина: «шариат» и «фикх». Обычно эти слова употребляются как синонимы и обозначают одно и то же понятие: мусульманское право. Однако эти термины не совсем синонимичны.

Следует заметить, что понятие «шариат» толкуется неоднозначно и среди самих мусульманских правоведов. Это слово буквально переводится с арабского как «путь, тропа к источнику» (араб. аш-шари'а), а глагол «шара'а» является однокоренным с существительным «шариат» и переводится как «предписывать, узаконивать». В Коране слово «шариат» используется для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай. Большинство исследователей считает, что в шариат входит религиозная догматика, этика и «практические» нормы, которые регулируют вопросы культа и отношений между людьми.

При такой трактовке шариата, фикх выступает в качестве составной части шариата. В переводе с арабского «фикх» означает «глубокое понимание, знание». К нему относят именно «практические» нормы шариата: порядок исполнения религиозных обрядов и конкретные правила поведения верующих в повседневной жизни. {14, c. 35-40}

Существуют и другие варианты интерпретации понятий «шариат» и «фикх». В частности, фикх трактуют как доктринальную сторону шариата, систематизированные знания о нормах шариата. Многие исследователи фикхом называют теорию источников мусульманского права. Таким образом, фикх можно определить как доктрину, изучающую и систематизирующую нормы шариата, относящиеся к вопросам культа и правил поведения людей.

Несмотря на многообразие определений понятия мусульманского права, для всех исследователей очевидна его главная особенность: данная правовая система основывается на идее божественного происхождения государства и права. Эта особенность обусловливает существенное отличие мусульманской правовой системы от других правовых систем. Мусульманское право отличается неповторимостью источников, структуры, терминологии и понятие нормы.

Под нормой в исламском праве понимают правило, предписанное верующим Аллахом. Нормы основываются на вере и поэтому они бесспорны и абсолютны. Их нельзя изменить или отменить. Нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских и по содержанию, что тоже обусловлено их религиозной природой. {27, c. 79-92}

Опора на религиозные догмы отражается во всех отраслях мусульманского права. Центральное место в правовой системе ислама занимают нормы «личного статуса». Эти нормы действуют только среди мусульман. Они призваны регулировать брачно-семейные, наследственные и некоторые другие отношения. Эти нормы, к примеру, запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина; при заключении брака, а также при разводе должны присутствовать свидетели-мусульмане и т. п.

Мусульманское гражданское право (муамалат) регулирует имущественные отношения. Согласно преданию пророка Мухаммеда, некоторые объекты не могут быть предметом частной собственности, например вода и земля. Нормы гражданского права признают, что верховное право на любую собственность принадлежит Аллаху.

Мусульманское государственное право требует, чтобы глава государства обязательно был мусульманином. Полномочия правителя носят в значительной мере религиозный характер. Он обязан защищать интересы ислама и следить за тем, чтобы верующие выполняли свои религиозные обязанности.

Мусульманская политико-правовая теория предписывает, что законодательная власть в государстве должна принадлежать маджтахидам – наиболее авторитетным знатокам вопросов права и религии. Мусульманское государство (имамат) должно являться теократическим. Его цель – реализация законов ислама и утверждение мусульманского образа жизни.

В соответствии с нормами мусульманского судебно-процессуального права, судьями могут быть только мусульмане, строго соблюдающие в своей личной жизни религиозные и моральные предписания ислама. Подобные требования предъявляются и к свидетелям в суде. Предпочтение отдается показаниям мужчин. По некоторым делам показания женщин вообще не принимаются (это касается особо опасных для общины преступлений).

По менее серьезным нарушениям и спорам должны наличествовать показания хотя бы одного мужчины, которые могут дополняться показаниями двух женщин. Отсутствие свидетелей-мужчин допускается лишь при рассмотрении «чисто женских» дел. Особое значение в судебно-процессуальном праве придается клятве именем Аллаха, которая является доказательством невинности ответчика. Признание такого способа защиты связано с особенностями религиозной совести мусульманина, не позволяющей лгать под страхом кары в потустороннем мире. {29, c. 99-103}

Очень специфическими являются нормы мусульманского международного права (сийар). Согласно учению ислама, все народы и страны делятся на две группы: «мир ислама» и «мир войны». В соответствии с этим принципом, внешняя политика мусульманского государства должна определяться в зависимости от того, по отношению к какому государству она осуществляется: к мусульманскому или немусульманскому. Значительное место в международном праве отводится институту джихада – войны с «неверными», совершающими агрессию против мусульман, независимо от того, гражданами какого государства они являются.

Мусульманское уголовное право (укубат) также полностью подчинено нормам религии. Наиболее опасными преступлениями считаются посягательства на «права Аллаха», особенно вероотступничество, за которое полагается смертная казнь. Нормы мусульманского уголовного права в мусульманском государстве не применяются к представителям других религий. Неисполнение религиозных обязанностей и нарушение моральных норм является в мусульманском праве уголовно наказуемым. Любой «грех», связанный с нарушением даже моральных норм, наказывается исламским судом. К примеру, уголовная ответственность предполагается за несоблюдение поста во время Рамадана; государственные служащие обязаны совершать ежедневную пятикратную молитву; мужчинам запрещается находиться в женских учебных заведениях. В некоторых странах мусульманские суды применяют наказание за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде, за нарушение норм поведения в общественных местах и  т. д. {8, c.13-25}



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Особенности мусульманского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности мусульманского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)