Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления развития долговой политики России



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Направления развития долговой политики России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год установлен лимит использования займов МФО по действующим и готовящимся проектам в сумме 959,94 млн долл. США. На 1 мая 2006 года фактическое использование средств займов МФО составило 80,96 млн долларов США, что составляет 8,4 % от прогнозного объема использования средств займов на 2006 год.

Минфин обращает внимание на то, что в Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год предусмотрено финансирование двух новых проектов - "Инфраструктура особых экономических зон" и "Развитие рынка информационных технологий в России", но при этом не планируется привлечение финансовых займов от МФО. Вышеуказанные проекты предполагается реализовывать при условии повышенной доли финансирования проекта из федерального бюджета. При этом сумма займа МФО составит не более 10% от общей стоимости проекта.

В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год на поддержку экспорта российской промышленной продукции предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 1,0 млрд долларов США.

26 мая 2006 г. в Правительство Российской Федерации внесен в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции", регламентирующий порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации на поддержку экспорта в 2006 году. По состоянию на 1 июня 2006 г. государственные гарантии Российской Федерации по данному направлению не выдавались.

При формировании проекта Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год Минфин руководствовался перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-2009 годы и основными направлениями долговой политики в отношении международных банков развития (МБР), одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, а именно:

1) преимущественное привлечение консультационно-аналитического и экспертного содействия МБР в реализации социально-экономических реформ без осуществления суверенных заимствований, в том числе за счет грантовых средств, средств операционного бюджета МБР и других механизмов. В среднесрочной перспективе возможен, в частности, переход на механизм отложенного финансирования, который позволит финансировать проекты в полном объеме из федерального бюджета при консультационном содействии со стороны МБР; 2) осуществление минимальных суверенных заимствований у МБР для обеспечения консультационно-аналитического, экспертного и иного содействия России в реализации социально-экономических реформ;

3) расширение практики привлечения заимствований МБР без суверенных гарантий для финансирования окупаемых коммерческих проектов, в том числе дальнейшее увеличение портфеля частных проектов, реализуемых Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством гарантирования инвестиций (МАГИ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР);

4) создание условий для прямого кредитования МБР субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или под их гарантии без привлечения суверенных гарантий со стороны государства, включая прямое кредитование Муниципальным фондом МФК субъектов Российской Федерации.

При этом имеется ввиду частичное замещение займов МБР российским софинансированием и максимально возможное увеличение доли софинансирования в общем объеме проектных расходов. Это позволит минимизировать расходы федерального бюджета, связанные с обслуживанием займов и их сопровождением, и в то же время максимально эффективно реализовать проекты, соответствующие приоритетам социально-экономического развития России.

Предусматривается финансирование двух новых проектов, имеющих общегосударственное значение, "Развитие системы государственной статистики - 2" и "Развитие микрофинансирования в России", которые, как и проекты "Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации", "Развитие рынка информационных технологий в России", предполагается реализовывать при условии повышенной (не менее 90% от стоимости проектов) доли финансирования из федерального бюджета.

В соответствии с перспективным финансовым планом на 2007-2009 годы с целью завершения действующих проектов в установленные сроки в 2007 году определен лимит использования займов по действующим и готовящимся проектам в сумме 718,045 млн. долл. США.

Объемы предполагаемого использования средств займов по проектам в 2007 году сформированы на основе планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МБР в соответствии с условиями Соглашений о займе между Российской Федерацией и МБР. В 2006 году предполагается завершить проекты: "Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе", "Развитие системы государственной статистики", "Реформа системы образования", "Развитие транспортной инфраструктуры в г.Москве".

По данным проектам в 2007 году предусмотрено только финансирование в части оплаты завершенных до конца 2006 года контрактов, расходов по аудиту и минимальных операционных расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов, предоставлением отчетности в МБР, и др.

Объем обязательств по заимствованиям кредитов, привлекаемых под гарантии Правительства Российской Федерации, в 2007 году (140,3 млн долл. США) сокращен по сравнению с аналогичным показателем 2006 года (620,7 млн долл. США) на 342%, а по сравнению с аналогичным показателем 2005 года (976,2 млн долл. США) - на 596%.

Использование кредитов предусмотрено проектом Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год в объеме 44,7 млн. долл. США, что почти в 3,4 раза меньше аналогичного показателя 2006 года (152,9 млн долл. США) и почти в 4 раза меньше аналогичного показателя 2005 года (174,9 млн долл. США).

Таким образом, проводимая в настоящее время Минфином России работа по исполнению Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год позволит завершить использование "связанных" кредитов уже в 2007 году, то есть на 2 года раньше срока, установленного основными направлениями долговой политики на 2007-2009 годы.

Такой сценарий будет способствовать ускорению принятия решения о повышении оценок России в рамках системы экспортных кредитов и представления гарантий Организации экономического сотрудничества и развития, отмечают в Минфине.

Проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 1 млрд. долл. США. На возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных в предыдущие годы, а также планируемых к предоставлению в 2007 году, в источниках внешнего финансирования дефицита федерального бюджета предполагается предусмотреть средства в объеме 158,3 млн долл. США.

 


Заключение

 

Под государственным кредитом понимается отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности. Традиционно роль государственного кредита заключалась в том, чтобы финансировать дефицит бюджета. В современных условиях государство использует этот инструмент для регулирования денежных отношений (денежного обращения). У государственного кредита целью является непроизводительное использование капитала, т.к. заемные средства идут на финансирование дефицита. Финансово - экономические предпосылки государственного кредита заключается в том, что существуют особенности формирования бюджета, а также есть разрывы между получением денежных средств и их расходованием, для компенсации этих кассовых разрывов и привлекаются юридические и физические лица в роли кредиторов государства. Государственный внутренний долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и по не выплаченным обязательствам. Под управлением внутренним государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займа, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, размещению новых долговых обязательств. Формы управления государственным долгом:

1. Финансирование (рефенансирование) это выпуск новых займов, для покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, эта процедура еще называется рефинансированием.

2. Конверсия займов - изменение доходности займа. Доходность изменятеся в сторону повышения / понижения.

3. Аннулирование государственного внутреннего долга - полный отказ от долговых обязательств.

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:

1. кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

2. компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса),

3. страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым поощряя экспорт);

4. выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);

5. выдавая кредиты на развитие значимых социально производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);

6. закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);

7. выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

По итогам 2005 г. объем государственного внутреннего долга РФ в ценных бумагах вырос примерно на 12,5% - с 756,8 до 851,2 млрд. руб. (в долях ВВП произошло снижение долга - с 4,45 до 3,93% ВВП).

По итогам 2005 г. на рынке рублевого государственного долга было зафиксировано заметное снижение средневзвешенной доходности торгуемых выпусков. Так, по данным на закрытие торгов 23 декабря 2005 г., средневзвешенная доходность снизилась до 6,49% годовых против 7,18% годовых на начало 2005 г. При этом снижение доходности сопровождалось в отдельные периоды, особенно на протяжении первой половины года, повышенной волатильностью: средневзвешенная доходность колебалась от 6,41 до 8,02% годовых, тогда как во второй половине года - от 6,29 до 7,55% годовых. Отдельно отметим, что активность инвесторов в 2005 г. практически не изменилась по сравнению с показателями за 2004 г. Так, суммарный оборот торгов рынка ГКО/ОФЗ в 2005 г. составил около 345,06 млрд. руб. против 350,8 млрд. руб. в 2004 г.

Несмотря на некоторое снижение суммарного оборота по итогам 2005 г., несколько выросли средненедельные показатели, которые составили 6,9 млрд. против 6,74 млрд. руб. в 2004 г. Максимальный недельный объем торгов в 2005 г. составил около 24,2 млрд. руб. (около 35,87 млрд. руб. в 2004 г.), минимальный - около 1 млрд. руб. (около 350 млн руб. в 2004 г.). Таким образом, в прошедшем 2005 г. на рынке рублевых государственных облигаций наблюдалось заметное снижение показателя максимального объема торгов на фоне повышения минимальных торговых оборотов за неделю.

В течение 2005 г. Министерство финансов РФ успешно провело 20 аукционов по размещению ГКО/ОФЗ объемом около 165,7 млрд. руб., что несколько ниже аналогичного показателя за 2004 г. При этом фактический объем размещения составил 116,6 млрд. руб. Уровень доходности по средневзвешенной цене на аукционах варьировал от 6,22 до 8,85% годовых. По состоянию на 30 декабря 2005 г. объем рынка ГКО/ОФЗ составлял 721,57 млрд. руб. по номиналу и 724,62 млрд. руб. по рыночной стоимости. Дюрация рыночного портфеля ГКО/ОФЗ составляла 1892,63 дня.

По результатам 2005 г. на рынке валютных облигаций по ряду торгуемых бумаг было зафиксировано повышение котировок, тогда как по некоторым выпускам - их снижение. В частности, на конец декабря 2005 г. доходность бумаг 5-го транша ОВВЗ составила 5,27% годовых (5,24% - на начало года), 6-го транша ОВВЗ - 4,71% годовых (4,35% - на начало года). В свою очередь, доходность RUS-30 и RUS-28 за год изменилась соответственно с 6,77 и 7,35% до 5,50 и 6,08% годовых, доходность к погашению по бумаге RUS-07 составила около 5,0% годовых (4,72% - на начало года), a RUS-18 торговались по ценам, соответствующим доходности 5,67% годовых (7,21% - на начало года).

По итогам 2005 г. консолидированный региональный бюджет был сведен с профицитом, составившим 57,1 млрд. руб., т.е. 1,6% его расходной части или 0,26% ВВП. Бюджеты субъектов Федерации были сведены с профицитом почти в 53,8 млрд. руб. (2,3% от расходной части), бюджеты муниципальных образований - с дефицитом в 9,4 млрд. руб. (0,8% расходной части).

В 2004 г. консолидированный региональный бюджет сводился с профицитом в 31,9 млрд. руб., т.е. 1,1% его расходной части или 0,19% ВВП. Бюджеты субъектов Федерации были сведены с профицитом почти в 28,7 млрд. руб.

(1,6% от расходной части), бюджеты муниципальных образований - с профицитом в 2,2 млрд. руб. (0,2% расходной части). В то же время, в 2003 и 2002 гг. консолидированный региональный бюджет был дефицитным (табл. 2).

По состоянию на 1 января 2006 г. с профицитом был сведен консолидированный бюджет в 33 субъектах Федерации. Суммарный объем бюджетного профита в этих регионах составил 1050,7 млрд. руб. или 5,4% от величины доходной части их бюджетов. Медианное значение бюджетного профицита составило 2,6% доходной части бюджета.

 


Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.98 г. с изменениями на 01.07.2004 г.

2. Закон РФ от 13.11.1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», с учетом изменений и дополнений, утвержденных ФЗ от 03.07.1998 г.

4. Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ.

5. Федеральный закон от 31.12.2003 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

6. Постановление Правительства РФ от 9.08.1994 г. № 906 «О выпуске казначейских обязательств».

7. Постановление Правительства РФ от 24.01.1997 г. № 73 «О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 5.10.1999 г. «О мерах по сокращению расходов по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации, выраженного в иностранных валютах».

9. Постановление Правительства РФ от 13.10.1999 г. № 1152 «О порядке инвестирования в 1999 году свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в государственные ценные бумаги».

10. Распоряжение Правительства РФ от 28.03.2000 г. № 465-р «О долгосрочном погашении в 2000 году облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, выпущенных в обращение в результате проведения новации».

11. Приказ Минфина РФ от 20.06.2000 г. № 56н «О выпуске облигаций государственного займа Российской Федерации 13-й серии».

12. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 368 с.

13. Балабанов В., Гончаров П. Состояние рынка государственных долгов. // Российский Экономический Журнал. –2004. - № 10. – С. 34 –39.

14. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.

15. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 270 с.

16. Бескова И.А. Управление государственным долгом. // Финансы. – 2006. - № 7. – С. 61 – 62.

17. Борисов С. М. Внешние долги России. // Деньги и кредит. –2005. - № 2. – С. 19 – 23.

18. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М: Финансы и статистика, 2006. – 160 с.

19. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика. // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С.78 – 93.

20. Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики. –2006. - №12. – С. 62 - 81.

21. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в Бюджетном кодексе РФ. // Финансы. – 2005. - № 7. – С. 23 – 25.

22. Жондоров В. Республика Саха: большие возможности большого региона // Рынок ценных бумаг. – 2005.

23. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. – 2005. - № 7. – С. 10 – 15.

24. Иогансен Н. А ну-ка, отними (Валютный фонд ужесточает правила выдачи кредитов). // Известия. - № 228 (25820). – 02.12.2004. – С. 2.

25. Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции и внешний долг РФ. // ЭКО. – 2004. - № 8. – С. 33 – 41.

26. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник. / Под ред. В.В. Круглова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.

27. Приморский край: солнце встаёт на востоке. Интервью с первым вице-губернатором Приморского края А. Костенко // Рынок ценных бумаг. – 2005.

28. Саркисянц А. Характеристика основных показателей внешнего и внутреннего долга России и других стран. // Аудитор. – 2004. - № 6.- С. 35 – 44.

29. Шадрин А. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований // Рынок ценных бумаг. – 2006. - № 6.

30. Шовиков С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 2004 – начале 2005 года. // Финансы и кредит. – 2005. – № 2 (62). – С. 33 – 39.

31. Шуркалин А. Внутренний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес. – 2004. – № 6. – С. 19 – 22.

32. Щербатюк Р. Красноярский край: сильный бюджет, активная инвестиционная политика // Рынок ценных бумаг. – 2005.

33. Экономический подъем России в 2005-2012 годах: стратегия действий. / Доклад института народнохозяйственного прогнозирования РАН. // Проблемы прогнозирования – 2005. - № 1. – С. 3-42.

34. Ясин Е., Гавриленков Е. О проблеме урегулирования внутреннего долга России. // Вопросы экономики. – 2006. - № 5. – С. 71-77.

 


[1] Корякин А.В. Анализ состояния внешнего государственного долга в РФ в 2005 году // www.iet.ru

[2] Петров А.Ю. Прогнозные оценки состояния внешнего государственного долга России на 2006 год // www.iet.ru



2019-12-29 275 Обсуждений (0)
Направления развития долговой политики России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления развития долговой политики России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)