Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданско-правовая культура личности и её становление



2020-02-03 307 Обсуждений (0)
Гражданско-правовая культура личности и её становление 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как мы уже отмечали в предыдущей главе, одним из главных условий функционирования гражданского общества являются непосредственно сами граждане. Именно они создают Независимые Некоммерческие Организации, ассоциации, движения, объединения, являющиеся институты гражданского общества. Сильное и активное гражданское общество невозможно без граждан, обладающих определенным уровнем гражданско-правовой культуры, который позволял бы им ориентироваться в правовом поле и совершать правомерные поступки, активно участвовать в решении проблем общества, отстаивать свои права и свободы.

При рассмотрении понятия культура зачастую его соединяют лишь с сознанием и относят сугубо к духовным явлениям.

Культура охватывает все элементы общественного сознания, обнаруживает и воспроизводит себя на познавательном, эмоционально-волевом и ориентационных уровнях его формирования, проявляет себя в определенном типе восприятия и понимания, отношения и поведения в политическом процессе. [6] Как показывает опыт, видеть в культуре лишь духовность, соединять её лишь с сознанием, значит существенно её обеднять. Задуманное, осмысленное и сконструированное в сознании не имеет значения для других пока не воплощено в практику, пока не приобрело материального закрепления, позволяющего использовать соответствующий продукт сознания. Для культуры нужна прочная взаимосвязь между сознанием, с одной стороны, поведением и деятельностью - с другой. Лишь объективное воплощение субъективности сознания может свидетельствовать о его актуальности, действенности, результативности.

Чтобы всё созданное людьми приобретало общественный смысл, признание, измерение, оценку, воспроизводилось в определенных объемах и определенном времени, необходимы достаточно прочные и надежные институты, которые поддерживали бы, стимулировали и гарантировали всё рациональное и эффективное. Институты были и являются тем "стержнем", который удерживает достижения культуры, передает их из поколения в поколение и формирует ткань исторического движения. [8]

Для того чтобы определить понятие гражданско-правовой культуры человека, целесообразно будет разделить его на определение гражданской культуры и правовой.

Термин "правовая культура" был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века, несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет.

Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и, по мнению И.А. Крыгиной, без учёта социально-философского аспекта проблемы. Так, например, Л.А. Ершова акцентировала внимание на проблеме правовой культуры должностных лиц, а Г.Б. Мирзоев подчёркивал важность правовой культуры адвоката. Рассматривая понятие "правовая культура" в более широком аспекте, В.И. Каминский и А.Р. Ратинов показали, что это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. [13]

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. [13]

Правовая культура представляет собой с одной стороны один из видов культуры, с другой - связана с правом, выступает в этом качестве правовым явлением, создающим условия для формирования и реализации правовых норм.

"Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей", - пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры. [13]

Выделяют правовую культуру в широком значении и правовую культуру личности. Правовая культура в широком смысле - это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. В этом значении она является составной частью культуры общества и включает в себя систему норм, правоотношения, правовые учреждения и т.д. [7]

Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

С конституционно-правовой точки зрения правовая культура представляет собой динамическое единство правовых ценностей, установок и образцов поведения, составляющих одно из средств функционирования и развития правовой и политической системы общества. По своему содержанию правовая культура - это конкретно-историческая система способов жизнедеятельности в сфере права, которые обуславливаются характером накопленных знаний, представлений, норм и традиций правовой жизни и складываются из реально достигнутого уровня массового правосознания.

И.Г. Смолина пишет, что правовую культуру, как один из видов культуры, можно выразить в следующей структуре основных её элементов:

- знания, убеждения, идеи, установки, ценностные ориентации - все, что характеризует направление, содержание и результаты сознания;

- практическое поведение и деятельность людей в соответствии с продуктами сознания и общественно признанными идеалами, ценностями и целями жизни людей;

- установленные обществом и государством институты, принципы, нормы, правила, стандарты и тому подобное. [14]

А.Р. Ратинов пишет: "Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек "с молоком матери" впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания". [15]

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры. [13]

Роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что "вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа "стимул - реакция". Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла". [13]

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и так далее. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, чем количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения, нетрудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Подводя итог можно констатировать, что:

- Правовая культура является неотъемлемой частью культуры вообще, а овеществлённые и идеальные элементы правовой культуры суть элементы культуры общества;

- Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры общества и правовой культуры личности;

- Учитывая обилие определений понятия "правовая культуры" в современной науке можно говорить о том, что процесс формирования единого и общепризнанного значения понятия "правовая культура" далёк от завершения;

- Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений как таковой;

- Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правовой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.

Как мы уже отмечали ранее, понятие гражданско-правовой культуры, рассматриваемое в нашей работе, включает в себя понятие правовой и гражданской культуры. Рассмотрев особенности правовой культуры в предыдущем параграфе, мы переходим к рассмотрению понятия гражданской.

До выхода труда Г. Алмонда и С. Верба "Гражданская культура" в 1980 году, гражданскую культуру западные теоретики рассматривали только в контексте политической культуры. [9]

В книге Алмонда и Вербы гражданская культура рассматривается на собственных основах, как производное от трех типов политических культур: приходской, где нет конкретизации политических ролей и где ориентация не конкретизируется (гражданин - "прихожанин"); подданнической культуры, где отношение к политической системе в целом является пассивным ("подданный"); культуры участия, в которой члены общества четко ориентированы на систему в целом ("участник").

Алмонд и Верба пишут, что для эффективной и стабильной демократии, для сохранения баланса политической системы от гражданина требуются быть активным, но, в то же время, пассивным, включенным в процесс, однако не слишком сильно, влиятельным и при этом почтительным к власти.

Бездеятельность обычного человека наделяет властью принимать решения правительственные элиты. Однако власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря его глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и его убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином.

Как отмечают авторы, участие гражданина в неформальных политических дискуссиях и участие в каких либо организациях еще не означает активного участия в общественной жизни, однако делает такое участие более вероятным.

Таким образом, гражданская культура поддерживает баланс между властью и ответственностью.

Включенность граждан в дела общественные и их пассивность является цикличным явлением. Как уже отмечалось выше, общество повышает свою гражданскую активность в спорные моменты, когда остро стоят общезначимые для всех вопросы, в периоды стабильности граждане склонны не проявлять внимания к политике. Постоянная включенность сделала бы сложным сохранение баланса, к такому результату привело бы и полное отсутствие включенности и активности. Баланс может поддерживаться длительное время лишь в том случае, если разрыв между активностью и пассивностью не слишком широк.

Как пишут авторы, для сохранения равновесия между властью и ответственностью в демократии, помимо уравновешенной активности и пассивности, необходим баланс между верой индивидов в свою политическую компетентность и осознанием того, что таковой нет.

Алмонд и Верба пишут: "Наиболее поразительной чертой гражданской культуры, является ее разнородный характер. Есть здесь и политическая активность, но ее не так много, чтобы получить возможность разрушить правительственную власть; наличествуют вовлеченность и преданность, но они смягчены; имеются и разногласия, но они умеряются. Кроме того, политические ориентации, образующие гражданскую культуру, тесно связаны с общесоциальными и межличностными ориентациями. В рамках гражданской культуры нормы межличностных отношений, общего доверия и доверия по отношению к своему социальному окружению пронизывают политические позиции и смягчают их. Смешение позиций, характерное для гражданской культуры, полностью "подходит" для демократической политической системы. Оно по многим своим параметрам наиболее соответствует такой смешанной политической системе, какой является демократия". [22]

Рассматривая пути передачи гражданской культуры от поколения к поколению, пути её формирования на примере США, Великобритании, авторы отмечают, что в гражданском образовании этих стран превалирует ориентация на рационально-активистскую модель поведения, которая является лишь компонентом гражданской культуры.

Гражданская культура-это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, - многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения.

Гражданская культура передается в ходе социализации индивида, как стихийной, так и направляемой и контролируемой извне. В семье, в группе сверстников, в школе, на рабочем месте, в политической системе как таковой индивид приобретает политические ориентации. Воспринимая политические ориентации и поведение предыдущих поколений, каждое новое поколение вбирает в себя гражданскую культуру.

Гражданская культура - это политическая культура умеренности. Она предполагает знакомство с вопросами политики при невысоком уровне включенности в неё. Еще одной важной особенностью развития гражданской культуры является то, что при развитии ориентации на политическое участие, старые типы, такие как ориентация прихожанина и подданного не вытесняются, а соединяются с ней.

В книге Алмонда и Вербы рассматривается гражданская культура демократических стран, которая развивалась на протяжении длительного периода, при постепенных политических изменениях, в относительно бескризисных условиях. Но в странах, где такое длительное развитие невозможно, наиболее очевидным заменителем времени могло бы быть обучение.

Путем обучения могут быть развиты многие важные компоненты гражданской культуры. Оно может дать индивидам навыки политического участия. Людей можно научить тому, как получать информацию; их можно познакомить со средствами массовой информации; им можно дать знания о формальных политических структурах, равно как и о значении правительственных и политических институтов. Посредством обучения можно передавать и сформулированные нормы демократического участия и ответственности.

Однако формальное обучение может создать лишь некоторые компоненты гражданской культуры, тогда как при прививании социальных ориентаций, при воспитании доверия и уважения, при формировании той самой разнородности, о которой речь шла выше (смеси активности и пассивности, включенности и индифферентности) школьное обучение не в состоянии стать адекватным заменителем времени.

"Одним из путей дополнения процесса формального обучения может стать развитие других каналов социализации. Существование многочисленных каналов способствует внедрению смешанного типа позиций, характерного для гражданской культуры. Оно увеличивает разнообразие передаваемых политических ориентаций, а прохождение через множество органов социализации может научить индивида выполнять одновременно несколько различных ролей. А это позволяет систематизировать и уравновешивать его политические ориентации. Способность же выполнять значительное число ролей представляет собой главный компонент гражданской культуры.

В подростковом возрасте освоение ролевого поведения обеспечивает успешную включенность в социальные отношения, поскольку это возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой ситуации или позиции на протяжении всей послед жизни.

Важнейшими органами социализации являются семья, рабочее место, добровольные ассоциации, также, это могут быть также клубы по интересам, общественные организации. По мере изменения и развития подобных институтов в новых странах, имеющиеся там каналы социализации в направлении гражданской культуры, возможно, будут расширяться.

Однако даже появление названных выше новых каналов социализации может оказаться недостаточным для развития гражданской культуры. Такие каналы могут воспитывать позиции, направленные на участие, однако их способность вырабатывать социальное доверие и эмоциональную привязанность к системе более проблематична. Если, например, эти каналы существуют в расколотой на составные части политической системе, то воспитанное с их помощью отношение к ней может оказаться отчуждением, а межличностное доверие нельзя будет перевести на язык доверия, имеющего отношение к политике. Значит, требуется процесс, с помощью которого у индивидов могло бы выработаться чувство общей политической идентичности, которая бы включала общую эмоциональную приверженность системе, равно как и чувство идентичности с другими гражданами. Участия и познавательных навыков недостаточно для создания политического сообщества, где граждане доверяют и могут сотрудничать друг с другом, и где их приверженность политической системе глубока и эмоциональна.

Таким образом, проблема заключается в том, чтобы наряду с навыками участия, которые могут быть воспитаны с помощью школы и других органов социализации, необходимо развивать эмоциональную приверженность политической системе и чувство политической общности.

Чтобы новые государства могли создать гражданскую культуру, им потребуются как объединяющие их граждан символы и системное чувство, которые были даны Мексике ее революцией, так и существующие в Германии когнитивные навыки.

Отправление правительством своих обязанностей также имеет решающее значение для роста гражданской культуры. Как показывает опыт Германии и Мексики, развитие устойчивой политической приверженности может зависеть от способности политической системы, особенно на стадии ее становления, добиваться результатов, которые соответствуют ожиданиям членов системы. Только таким образом может возникнуть и поддерживаться устойчивое и сбалансированное чувство приверженности системе". [22]

Если суммировать всё вышесказанное, то можно выделить ключевые компоненты гражданско-правовой культуры личности:

- чувство доверия к другим членам общества;

- политическая осведомлённость;

- способность выполнять значительное число социальных ролей;

- приверженность к существующей политической системе и чувство идентичности с другими гражданами ("прихожанин");

- участие в политических процессах ("участник");

- рационально-активистская модель поведения;

- знание своих прав и поведение в соответствии с правовыми нормами;

- способность реализовывать и отстаивать свои права;



2020-02-03 307 Обсуждений (0)
Гражданско-правовая культура личности и её становление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданско-правовая культура личности и её становление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)