Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики



2020-02-03 284 Обсуждений (0)
Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Гражданское образование служит выполнению главной задачи политики - научить граждан "искусству жить вместе".

Платон

Как уже отмечалось выше, становление гражданско-правовой культуры личности происходит двумя путями. Первый, характерен для государств с большим историческим опытом демократии, таких как Великобритания, США. Он предполагает передачу гражданско-правовой культуры от поколения в поколение в ходе социализации индивида, как стихийной, так и направляемой извне. Второй путь - это становление гражданско-правовой культуры путем формального обучения граждан некоторым её компонентам, а также в ходе социализации в различных дополнительных институтах социализации. В основном он характерен для государств, где развитие демократии и гражданского общества являются первоочередными задачами, которые не терпят отлагательств, где нет времени на постепенное и плавное развитие. К таким странам можно отнести и Россию. Можно отметить также, что существующие пути развития гражданско-правовой культуры не являются взаимно исключающими друг друга. Как в одном, так и в другом случае возможно заимствование некоторых стратегий формирования гражданско-правовой культуры.

Остановимся на термине "гражданское образование". Этот термин традиционно используется в большинстве стран, но в Австрии используют термин "политическое образование", Т. Калтсоунис предлагает использовать термин "демократическое гражданское образование", аргументируя это тем, что речь идет не о всевозможных ценностях, умениях и знаниях гражданина, а о тех, которые принципиально важны для воспроизводства и развития демократических механизмов. [3]

В. Бобрович дает следующее определение гражданскому образованию. Гражданское образование (от англ. civic education) - важнейший компонент более общего процесса социализации, в ходе которого происходит постепенное вовлечение индивида в социум. [26] Ключевым моментом здесь является именно вовлечение в жизнь общества, раскрытие для индивида значимости тех процессов, которые протекают в нём, а также возможностей для участия и изменения, этих процессов.

П.П. Симоненко под гражданским образованием понимает целостную систему формирования нравственной, правовой и политической культуры учащихся, что дает основу для развития правовой активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их. [27]

В Государственной программе "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг." гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель гражданского образования - формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры.

Гражданское образование ориентировано на обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности. [1]

Что касается целей гражданского образования, то тут наблюдается некоторое различие. Так, в Австрии "существенными задачами являются воспитание у австрийцев демократического сознания, общеевропейского мышления и открытости миру, в основе которой лежит понимание насущных проблем человечества". В Нидерландах гражданское образование нацелено на "оснащение учащихся историческими и политико-управленческими знаниями, представлениями и навыками, благодаря которым они сейчас и позднее, выступая в качестве членов различных жизненных систем, в качестве потребителей и производителей и в качестве граждан государства и всего мира, смогут принимать участие в исторически сложившихся исторических структурах". [28]

В Нидерландах в процессе гражданского образования учащиеся приобретают:

- умение мыслить в категориях времени и изменений;

- знания, представления и навыки в отношении исторических структур, процессов, личностей и событий, имеющих значение для современных явлений, тенденций, и вопросов регионального, национального, европейского и мирового уровня;

- знания, представления и навыки касательно развития и функционирования современной политической системы Нидерландов во взаимодействии с обществом;

- представления о собственном участии в общественных явлениях;

- способность оценки и сознание собственных и чужих ценностных установок по отношению к общественным явлениям, тенденциям и вопросам;

- умение самостоятельно проводить простые исследования, с целью приобретения или применения знаний и представлений в области вышеназванных аспектов.

Политическое образование в Австрии распространяется на три области: историческое знание о различных формах политической, культурной и экономической жизни; способность понимания политических, культурных и экономических взаимосвязей и навык их критического осмысления; воспитание готовности к ответственным поступкам, политической активности.

В организации гражданского образования большинство из национальных систем выбирают один из вариантов - создание специального учебного курса или включение проблем гражданского образования в традиционные предметы. Некоторые страны используют и то и другое. Так, в Австрии политическое образование представлено как особый учебный предмет только в определенно ориентированных типах школ, а не в общеобразовательных школах. Политические партии в Австрии опасаются, что одна из групп сможет "захватить" этот предмет и будет проводить свою идеологию. В Голландии гражданское образование входит в два предмета. Первый можно перевести как "граждановедение", а второй - история. В Англии многие учебные заведения предлагают учащимся хорошо организованные интересные курсы, но это те школы, которые сделали гражданское образование центральной темой всех учебных предметов. Во Франции в 1989 году принята программа по гражданскому образованию, а также большое количество проблем поднимается на уроках истории. [28]

Гражданское образование - это не только знание, но в большей степени умения и навыки, которые являются основой любого социального действия и необходимы для гражданской жизни в демократическом обществе. Это так называемый инструментальный подход (в школьные программы включаются специальные занятия по развитию мышления, методологии научного исследования, коммуникации). Группа исследователей из Висконсинского университета разработала специальный вариант программы по гражданскому образованию с акцентом на формировании навыков. В качестве стержневого умения они выбрали способность влиять на общественные дела. Британское министерство образования аналогично формулирует задачи гражданского образования. Обобщение различных навыков и умений, встречающихся в национальных документах, которые необходимо совершенствовать, делает И.Д. Фрумин:

- понимающая коммуникация;

- разрешение конфликтов и ведение переговоров;

- понимание результатов социальных исследований (включая социологические) и проведение простейшего социального анализа;

- представление и использование результатов собственной работы в кооперации с другими;

- выявление, фиксация и работа с предубеждениями, выраженными в текстовой форме и в изобразительных формах, в том числе умение различать, воспроизводить и использовать стили "пропаганда", "фактическое описание", "аналитическая информация";

- проектирование и организация коллективной работы;

- принятие решений;

- сбор информации; [3]

Развитие гражданского образования в западных странах в настоящее время претерпевает значительные изменения. Кроме перехода от прямого преподавания к межпредметному, инструментальному подходу, происходят еще некоторые изменения. Педагоги истории и обществознания Голландии, США, Германии заявляют, что они ориентированы не столько на передачу знаний, сколько на передачу способов дискуссии и информации. Это подтверждает и разработка некоторыми европейскими странами и США "мыслительной учебной программы", но реализация такой программы требует не только добавления нового объема знаний, но и соединения описательного и рефлексивного знания. Во многих странах появились специальные программы по обучению школьников разрешению конфликтов и ведению переговоров. Важное направление - развитие навыков социальной коммуникации, учителям рекомендуется отслеживать эти навыки на разных предметах. Особое место занимают навыки организации социального действия и взаимодействия. При организации гражданского образования остается востребованным и эффективным проблемно-поисковый подход, преимущества которого очевидны: он обеспечивает условия активизации учения, вводит школьников в реальный жизненный контекст, отражает принципы открытого общества.

Вопросы воспитания при организации гражданского образования также важны. Для реализации задач трансляции ценностей и даже формирования особых личностных качеств зарубежными педагогами используются многие внеурочные практики. Это, прежде всего участие в работе школьных институтов демократии и участие в решении конкретных социальных проблем региона. В сравнительном исследовании К. Хан подчеркивается, что там, где школы вводят участие школьников в самоуправлении как обязательную и регулярную практику (как в Дании и США), ученики демонстрируют высокий уровень социальной заинтересованности. В Великобритании и Германии школьное самоуправление слабее и слабее политические устремления школьников [3].

В США к внешкольным практикам относятся программы на базе Центра Гражданского Образования. Центр своими корнями уходит в междисциплинарный Комитет Гражданского Образования, основанного в 1964 в Университете Калифорнии, в городе Лос-Анджелес. Комитет был основан для разработки более эффективных школьных программ гражданского образования для в начального и среднего звена. В 1981 Центр был утвержден как независимая некоммерческая организация.

Внутренние программы Центра осуществляются в каждом штате, в округе Колумбия, в Американской Самоа, в Гуаме, в Содружестве Пуэрто-Рико, Соединенных штатах островов Виржинии. Интернациональные программы центра включают сотрудничество с более чем 40 другими странами. Миссия центра - продвигать просвещенную и ответственную гражданственность, основанную на демократических принципах и активность, вовлеченную в демократическую практику в США и других странах. Центр управляет большим разнообразием курсов, учительских тренингов и общественных программ.

Основные цели центра - помощь его студентам развить:

повышенное понимание институтов конституциональной демократии и фундаментальных принципов и ценностей, на которых они основаны;

способности, необходимые для участия как эффективные и ответственные граждане;

готовность использовать демократические процедуры для принятия решения и управления конфликтом;

Центр гражданского образования старается развить просвещенную гражданственность, работая над повышением учительского и студенческого понимания принципов, ценностей, институтов и истории конституциональной демократии.

Для нашей работы интерес представляет программа We the people…The Citizen and the Constitution (англ. - Мы - люди… Гражданин и Конституция). Это национально признанная программа гражданского образования, фокусирующаяся на истории и принципах конституции США и Билля о Правах для студентов, возраста средней школы и выше. Программа управляется при содействии национальной службы координаторов в каждом штате и округе страны.

Учебный план We the people не только увеличивает понимание студентами институтов американской конституционной демократии, он также помогает обнаружить современную актуальность Конституции и Билля о правах. Заключительный этап программы - симуляция слушания в конгрессе, в котором студенты демонстрируют свои знания, умения, как они оценивают, принимают и защищают позиции в исторических и современных конституциональных вопросах. На уровне высшей школы, классы имеют возможность принять участие в национальных соревнованиях локального уровня, уровня штата и государства.

Также, интересна программа Центра Project Citizen (англ. - Проект гражданин). Целые классы студентов или членов молодежных организаций работают совместно для выявления актуальных проблем общества. Они исследуют проблему, оценивают альтернативные решения, разрабатывают свои собственные решения и создают план политического действия, чтобы заручиться поддержкой местных или государственных авторитетов. Участники разрабатывают портфолио своей работы и представляют свой проект на симулируемых законодательных слушаниях коллегии гражданского сообщества.

Каждый год, лидеры каждого штата по программе Project Citizen назначают один типовой портфолио с их штата, чтобы отправить на ежегодную национальную выставку.

Независимое изучение эффектов Project Citizen программы показывает, что она имеет значительное влияние на гражданские знания молодых людей, их гражданские умения и на их склонность к участию в гражданской и политической жизни. [30]

Важная роль гражданского образования в России констатируется в законе РФ "Об образовании", законах субъектов федерации, иных нормативных актах, а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010. [31]

Отличительной чертой российского гражданского образования является разнообразие подходов к его содержанию.

В соответствии с первым подходом, содержание гражданского образования определяют проблемы общественной жизни. Именно они составляют содержания учебных дисциплин. Курсы, в основу которых заложена данная идея, носят четко выделенный воспитательный характер.

Яркими представителями такого подхода являются такие творческие коллективы, как научно-выставочный центр (НВЦ)"Гражданин" под руководством Я. Соколова, творческий коллектив педагогов "Гражданский форум" (г. Брянск), Центр гражданского образования города Самары под руководством В.П. Пахомова (проект "Гражданин").

Суть второго похода в отождествлении предмета гражданского образования с политико-правовым курсом с уклоном вправо. Согласно этой концепции, гражданское образование - это интеграция трех дисциплин: права, этики и политологии. Основный смысл этого подхода заключается в том, что ученик, изучая отдельные темы правоведения и политологии, продвигается к освоению основных наук. Поборниками правового подхода являются проектные группы Фонда правовых реформ (г. Москва), "Живое право" (г.С. Петербург), авторы О.В. Мушинский, А. Никитин, Е. Певцова.

Третий поход определяет гражданское образование как смешанное. Суть такого подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин. В рамках этого направления существуют еще несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная. Согласно интегрированному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а является одним из специфических направлений обществоведческого образования. Гражданское образование в данном контексте понимается как интегративный курс социально-политических и правовых наук - "Человек и общество". Данную точку зрения поддерживает авторский коллектив под руководством Л. Боголюбова, автор А.И. Кравченко, Нижегородский гуманитарный центр, автор С.А. Морозова.

Приверженцы политологического подхода (О. Кишенкова, Н. Воскресенская, Н. Давлетшина, Р. Мухаев), ключевым положением для определения содержания гражданского образования определяют понятие "гражданское общество" и полагают, что цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной и осмысленной жизни, к плодотворной деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

Сторонники системного подхода считают, что содержание гражданского образования, в отличие от обществоведческого, не может быть нейтральным к процессу восприятия, усвоения его учащимися, оно призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание ученика, на его умение критически мыслить, творить, оценивать и тому подобное. Таким образом, гражданское образование - это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.

Четвертый поход предполагает, что гражданское образование должно изменять уклад школьной жизни, создавать правовое пространство школы. Примерами такой деятельности являются Школа "Самоопределение" Тубельского (г. Москва), школа "Универс" (г. Красноярск). [33]

В настоящее время к существующим направлениям можно добавить еще несколько новых специфических концептуальных моделей гражданского образования, прежде всего, институционально-ценностный подход, где гражданское образование рассматривается в единой системе воспитания, образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование. Интерес представляет опыт работы города Красноярска, где оно реализуется через различные формы образовательного процесса: через учебный предмет "Граждановедение" или циклы информационно-обучающих мероприятий для взрослых; через общественно-полезную деятельность, через демократический образ жизни коллектива. В городе реализуются три программы гражданского образования: "Школа в демократическом обществе", "Создание непрерывного образования работников местного самоуправления", "Формирование гражданской политики в третьем секторе".

Таким образом, сегодня существует множество различных определений понятия "гражданское образование", трактующих его либо как процесс формирования граждан демократического общества с различным набором компетенций и мотиваций, либо как различные направления работы школы, направленные на формирование гражданских качеств у школьников, либо как целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков, комплексную дисциплину, являющуюся частью социальных наук или выходящую за их рамки.

состояние их гражданской ответственности, знание своих прав и обязанностей, умение применять их, а в случае необходимости, умение защищать, отстаивать свои права и права других людей;

владение учащимися "искусством нормального человеческого поведения", воспитание социально активных граждан, умение общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты;

осознанное восприятие норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанное на добровольном их выборе, и личная вовлеченность в общественную жизнь.

Результатом гражданского образования должно стать: самоутверждение индивидов в качестве суверенных членов общества; их личная, политическая и экономическая ответственность; утверждение человеческого достоинства; участие в гражданских делах неформальным и эффективным способом; содействие функционированию конституционной демократии. [34]

Основными компонентами результата, к которому стремится гражданское образование, являются, на наш взгляд, гражданские знания, гражданские умения, навыки и компетенции, а также гражданское сознание у учащихся.

Знания - это содержание, с которым граждане должны быть знакомы. Это понимание целей, стоящих перед властями страны, и знание конституционных норм, в рамках которых эти цели должны быть достигнуты. Гражданские знания включают также понимание роли гражданского общества в демократии. Граждане страны, понимающие принципы функционирования основных социально-политических процессов, способны лично или как члены каких-либо организаций защищать свои права, демократические процедуры и общественное благо.

Если граждане должны использовать свои права и выполнять свои обязанности как члены самоуправляющих сообществ, они должны приобрести как интеллектуальные

умения, так и навыки участия в общественной жизни. Среди этих умений важными являются навыки участия в дискуссиях по политическим проблемам, умение входить в контакт с людьми и умение убеждать своих оппонентов. Обладание этими компетенциями не только ведет к эффективным действиям, но и естественным путем развивает чувство уверенности в себе.

Интеллектуальные умения, которые также называют критическим мышлением, неотделимы от содержания. Чтобы уметь критически размышлять о каком-либо политико-социальном вопросе, необходимо представлять его историю, современное состояние, основные подходы к интерпретации и решению, а также уметь пользоваться интеллектуальным инструментарием.

Такими же важными являются навыки участия. Демократия основана на коллективном принятии решений. Как участники процесса принятия решений граждане должны обладать навыками гражданского участия, которые включают следующее: взаимодействие с другими гражданами по достижению личных и общих интересов; мониторинг событий в обществе; принятие и влияние на принятие решений по политическим вопросам и общественным проблемам; реализация, мониторинг и контроль над исполнением решений.

Третьим важным компонентом является гражданское сознание, отражающее ценностные установки и интересы и определяющее характеристики деятельности индивидуума как гражданина. [35]

Таким образом, в педагогике на сегодняшний день существует целый пласт теорий и подходов гражданского образования подрастающего поколения. Все они направлены на воспитание Гражданина, на приобретение учащимися гражданских компетентностей, знаний, умений. Наиболее ярко гражданское образование представлено в школе. Существует как отдельный предмет "граждановедение", так и целый набор дисциплин, которые способствуют становлению гражданственности. Но школа является лишь одним из институтов социализации, оказывающих влияние на развитие личности.

Социализация (английского - socialization; от лат. socialis - общественный) понимается как "развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах". [23] Социализация происходит под влиянием той социальной среды, в которой живет индивид, при взаимодействии с ней. [42] В нашей работе мы будем придерживаться средового подхода к социализации.

А.В. Мудрик выделяет следующие уровни социальной среды, различающиеся по степени и характеру влияния на процесс социализации:

· глобальный, включающий все человеческое общество на определенном этапе его развития;

· государственный;

· национально-этнический;

· регионально-поселенческий

· институциональный (школа и др. институты)

· приватный (семья)

· группы свободного времени (клубы, кружки)

Е.А. Климов выделял социально-контактную среду (люди, их опыт и пример, взаимоотношения, учреждения, организации), информационную (правила, уставы, неписаные правила, традиции, средства наглядности), соматическую (тело), предметную (материальные, санитарно - гигиенические условия) части среды. [42]

Мы рассматриваем в своей работе процесс становления гражданско-правовой культуры старших подростков. Поэтому остановимся на некоторых ключевых особенностях социализации в подростковом возрасте.

Подростковый период начинается в 12-13 лет и длится до 14-18. В этом возрасте закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Также, наиболее интенсивно происходит процесс становления гражданской позиции.

В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии, которая связана с общим развитием личности и с возникновением самосознания. Выготский считал, что развитие самосознания напрямую зависит от социальной среды, в которой оно происходит. [24]

Д.Б. Эльконин в своей концепции связывал подростковый возраст с новообразованиями, которые возникли на основе ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность, которая была ведущей на предшествующем этапе, изменила свою направленность в подростковом возрасте с познания окружающей действительности на познание самого себя. Во главу всего теперь стал вопрос "Кто Я?". Симптомами данного этапа по Эльконину являются негативизм, упрямство, безразличие к оценкам, так как главное теперь то, что происходит вне школы, а также поиски друга, поиски того, кто бы смог понять, того, кто бы помог понять самого себя.

Центральное новообразование отрочества это возникновение представления о себе как о взрослом.

Стремление подростка что-то знать по-настоящему приобретает личный смысл и является стимулом к самостоятельной познавательной деятельности, которая также выходит за рамки школы.

Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со сверстниками. Именно в подростковой группе складывается новая ситуация развития, именно там происходит освоение норм социального поведения, принятие норм морали, взаимного уважения и равенства. [25]

Что касается гражданского воспитания, то в его целью будет научить подростка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определенные обязательства. Научить действовать, оценивая реальную социально-экономическую и политическую обстановку, проявляя неравнодушие к существующим проблемам общества и желая изменить ситуацию в лучшую сторону; научить выполнять обязанности.

И.В. Молодцова пишет, что молодой человек становится гражданином России, осознав себя гражданином своего города, края. За правильными словами должны стоять правильные поступки, а чтобы слова стали убеждениями, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрасту и возможностям этого возраста. [5]

Она выделяет в структуре гражданской позиции старшего подростка следующие компоненты (смотри таблицу 1):


Таблица 1 - Структура гражданской позиции старшего подростка

Компоненты гражданской позиции старшего подростка Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка
Познавательный компонент Знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину, личная значимость гражданских прав и обязанностей; Соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей; Видение путей своего гражданского самосовершенствования
Мотивационно-ориентировочный компонент Мотивация участия в общественно полезной деятельности; Позитивное отношение к общественно полезной деятельности; Стремление к гражданскому самовыражению
Компоненты гражданской позиции старшего подростка Показатели сформированности компонентов гражданской позиции старшего подростка
Поведенческий компонент Применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина на практике; Осознанное участие в общественно полезной деятельности; Настойчивость, упорство в достижении цели; Проявление инициативы в реализации себя как гражданина

 

Как развитие человека не обуславливается влиянием одного лишь из существующих уровней среды, так и подход к проблеме становления гражданско-правовой культуры должен быть целостным и включать в себя взаимодействие между различными институтами социализации. Нельзя ограничивать гражданское образование лишь школьными рамками. Тем более, как мы уже отмечали, подростковый возраст характеризуется "отходом" от школы (разумеется, не в прямом смысле). Необходимо большее внимание уделить группам свободного времени, таким как кружки, клубы, объединения.




2020-02-03 284 Обсуждений (0)
Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)