Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов исследования



2020-02-03 278 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для выявления личностных особенностей участников клубной деятельности нами было решено провести Самоактуализационный тест личности (САТ). Методика САТ проводилась нами среди участников клуба молодого избирателя, а также среди школьников, которые не участвуют в клубной жизни. Они стали контрольной выборкой. Всего мы протестировали 50 старшеклассников. Среди них 25 - это участники клуба, а 25 - учащиеся одиннадцатых классов обычной общеобразовательной школы №3.

Тестирование проводилось в группе. Время, затраченное на тестирование, составило примерно 35 минут в обоих случаях. Каждому респонденту выдавался бланк для ответов, затем проводился общий инструктаж по тесту. Затем, инструктор зачитывал вопросы и варианты ответов, предлагая выбрать один из них. При необходимости вопросы и варианты ответов повторялись. Второй инструктор подменял первого также по мере необходимости. Тестирование проводилось в разное время. Это было связано с режимом работы клуба и школы №3. В первом случае САТ был проведен в вечернее время, а во втором - в утреннее. В остальном же мы постарались создать максимально схожие условия: аудитория, освещение, порядок работы и порядок предоставления информации. Сводная диаграмма по двум выборкам представлена в приложении В. Таблица статистической значимости САТ приведена в приложении Г.

Для анализа мы рассматривали только те шкалы, по которым наблюдаются самые значительные различия. Наибольшее различие между участниками клуба и одиннадцатиклассниками школы №3 наблюдается по шкале Поддержки - 25%, по шкале ценностных ориентаций - 26%; по шкале сенситивности к себе - 23,5%; по шкале спонтанности - 23,6%; по шкале Принятия агрессии - 32,5%; по шкале Контактности - 27%; по шкале креативности - 23,6%. Подробное описание шкал представлено в приложении Б. Результаты по всем шкалам, представленные в процентах от максимально возможного количества баллов предоставлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Сравнительные показатели уровня самоактуализации двух выборок

Шкалы САТ Максимальное значение по шкале % от максимального значения по шкале среди участников клуба % от максимального значения по шкале в школе № 3 Степень различия между двумя выборками, %
Шкала ориентации во времени 17 43,5 43 0,5
Шкала поддержки 91 64,4 38,5 25,9
Ценностной ориентации 20 69 43 26
Гибкости поведения 24 62,5 43,75 18,75
Сенситивности к себе 13 71,2 47,7 23,5
Спонтанности 14 70 46,4 23,6
Самоуважения 15 78,3 59,3 19
Самопринятия 21 66,6 49 17,6
Представлений о природе человека 10 48 40 8
Синергии 7 48,6 40 8,6
Принятия агрессии 16 63,75 31,25 32,5
Контактности 20 64 37 27
Познавательных потребностей 11 45,4 38,1 7,3
Креативности 14 55,7 32,1 23,6

 

Судя по полученным данным, подростки, участвующие в деятельности клуба "Мы - россияне", более независимы в своих ценностях и поведении от влияния извне, чем их сверстники. Структура гражданской позиции старшего подростка также включает определенный набор ценностей, соответствующий знаниям о гражданских свойствах личности.

Можно говорить о том, что участники клуба в большей мере склонны разделять ценности, присущие самоактуализированной личности и проявлять большую гибкость в их реализации, чем обычные школьники.

Показатели участников клуба по блоку чувств, который складывается из шкал сенситивности к себе и спонтанности, говорят об их эмоциональном здоровье, способности прислушиваться к себе, к рефлексии. Напомним, что развитие способности к рефлексии является характерной особенностью подросткового возраста и зависит в первую очередь от социального окружения. В подростковом возрасте особую значимость имеет группа сверстников, референтная группа. Наличие такой группы положительно сказывается на развитии эмоционального фона подростка. Поэтому показатели по блоку чувств у участников клуба гораздо выше, чем у обычных школьников.

Участники клуба более склонны к установлению межличностных контактов, к принятию собственной агрессии, что может свидетельствовать о более адекватном восприятии собственного "Я", о положительной самооценке.

Работа в клубе повлияла на развитие креативности участников клуба. Как показывают результаты тестирования, они более предрасположены к творческой деятельности, к созданию чего-либо нового, к самовыражению.

Несмотря на то, что участники клуба не являются высокосамоактуализированными личностями (уровень самоактуализации скорее средний, чем высокий) можно констатировать, что клубная деятельность в целом способствует развитию личности подростка: развитию творческого потенциала, эмоциональному развитию.

Следующим этапом нашего исследования было проведение анкетирования для выявления уровня гражданско-правовой культуры среди участников клуба и среди школьников, которые в клубной деятельности не задействованы.

При составлении анкеты мы опирались на критерии сформированности гражданской позиции старшеклассников, выделенные И.В. Молодцовой и Г.С. Саволайнен в статье "Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка", а также выделенными нами в предыдущей главе компонентами гражданско-правовой культуры личности. [5]

Основные блоки анкеты (смотри приложение А) призваны отразить такие компоненты гражданско-правовой культуры, как отношение к существующей политической системе, к общественно полезной деятельности и к людям, вовлеченным в неё; знание своих прав и умение реализовывать, а также защищать эти права; мотивацию респондентов к общественной активности; гражданскую ответственность.

Первые два вопроса связаны между собой и отражают мотивацию респондентов к гражданской активности, а также уровень доверия к власти.

 


Таблица 3 - Мнение респондентов о том, как сложится ситуация в их городе в будущем

Варианты ответа Клуб Школа № 3
Изменится в лучшую сторону 75,3% 36%
Останется без изменений 0% 28%
Затрудняюсь ответить 24,7% 20%
Изменится в худшую сторону 0% 8%

 

Судя по полученным данным, участники клуба довольно оптимистично оценивают перспективу на ближайшее будущее (75,3%), по сравнению с обычными старшеклассниками. Респонденты школы №3 гораздо менее уверены в благоприятном развитии ситуации в городе (36%). Среди причин неуверенности указывались такие факторы как мировой финансовый кризис, избрание нового президента республики и даже введение ЕГЭ. Это может свидетельствовать о том, что участники клуба более склонны доверять существующей власти в регионе, политической системе вообще. Напомним, что это является одним из критериев гражданско-правовой культуры.

Что касается довольно низкой мотивации к изменению ситуации в обществе (только 38,6% и 12% респондентов считают, что могут повлиять на ситуацию в городе (смотри приложение Д), то, скорее всего, это связано с общей удовлетворенностью существующим положением вещей. Социальная активность начинает тогда заметно проявлять себя, когда в обществе возникают спорные вопросы, задевающие личные интересы субъектов этого общества. Однако, это еще не является показателем неспособности проявлять социальную активность вообще. Гражданская культура индивида может выражаться в потенциальной готовности к действиям подобного рода.

Позитивное отношение к общественно полезной деятельности, также как и мотивация к участию в ней, является одним из основных показателей сформированности гражданской позиции. В целом, респонденты обеих выборок довольно позитивно относятся к общественно полезной деятельности (75,3% и 58%), однако лишь небольшая часть опрошенных старшеклассников СОШ №3 задействована в ней (24%), тогда как среди участников клуба этот показатель достаточно высок (78,3%). Это вполне ожидаемо, ведь клубная жизнь предоставляет возможности для такого участия. Участники клуба считают основным мотивом к общественно полезной деятельности желание помочь ближнему, сделать добро, тогда как школьники СОШ №3 объясняют это наличием свободного времени и собственным желанием. Подростки, не участвующие ни в какой общественной деятельности, как правило, ссылаются на недостаток времени. Это свидетельствует о том, что они не видят пользы для себя в такой деятельности. Задача педагога в таком случае будет в том, чтобы донести до молодых людей всю значимость деятельности на благо общества, ведь глобальные изменения могут начаться с посаженного дерева или просто помощи ближнему.

Выборы являются одним из наиболее значимых инструментов демократии. Голосуя, человек фактически проявляет осознанное участие в политической жизни государства. Показателями гражданско-правовой культуры гражданина являются, как способность реализовывать свои права, так и знания своих гражданских прав и обязанностей, их личная значимость.

 

Таблица 5 - Мнение респондентов относительно сущности выборов

Варианты ответа Клуб Школа № 3
Выборы - это возможность повлиять на работу органов власти 28% 20%
Выборы - это возможность выразить свою гражданскую позицию 64,2% 36%
Выборы - напрасная трата денег и ресурсов 0% 0%
Выборы сегодня ничего не решают, ведь результат заранее предрешен 7,8% 28%
Другое 0% 12%

 

Деятельность клуба молодого избирателя в первую очередь строится на изучении избирательного процесса, поэтому вполне закономерно, что они считают выборы, в первую очередь, возможностью выразить свою гражданскую позицию (64,2%), а также возможностью повлиять на работу органов власти (28%), что по существу является верным. Если участники клуба достаточно солидарны при определении понятия выборов, то среди обычных школьников мнения разделились.28% подростков выражают недоверие к существующей процедуре выборов, считая результат заранее предрешенным. Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии у них мотивации к проявлению своей гражданской позиции. Для сравнения, среди участников клуба этот показатель незначителен - 7,8%. Только 36% школьников СОШ №3считают выборы возможностью выразить свою гражданскую позицию.

 

Таблица 6 - Мнение респондентов по поводу того, чем определяется степень доверия к тому или иному должностному лицу?

Варианты ответа Клуб Школа № 3
Способностью решать проблемы 78,9% 28%
Степенью информированности о деятельности органа власти или должностного лица 13,9% 12%
Мнением окружающих 1% 12%
Трудно сказать однозначно 4,1% 16%
Другое 2,1% 8%
Неосознанными мотивами 0% 4%
Затрудняюсь ответить 0% 24%

 

Этот вопрос отражает то, какими критериями пользуются респонденты, отдавая предпочтение какому-либо должностному лицу. Также, по ответам можно судить, какой из каналов социализации имеет наибольшее значение для индивида. Как участники клуба, так и школьники СОШ №3 степень доверия к должностному лицу определяют способностью оного решать проблемы. Но если среди участников клуба этот показатель 78,9%, то у обычных подростков он на 50,8% меньше. Это свидетельствует о том, что участники клуба более требовательны к должностным лицам, а также обладают собственными критериями оценки деятельности власти, они менее подвержены влиянию чужого мнения при выборе того или иного кандидата. Это подтверждается результатами САТ по шкале Поддержки.

Вопрос об отношении респондентов к армии был ориентирован на определение уровня гражданской ответственности. Но, как и участники клуба, так и так и обычные подростки относятся с долей понимания к тем, кто уклоняется от армии, объясняя это существующими в вооруженных силах проблемами, связанными с дедовщиной (40,8% и 20%) и слишком сильной нагрузкой, также объясняя это нежеланием тратить "время впустую" (16,3% и 16%). Армия сегодня, действительно, переживает трудные времена, а отмеченные подростками проблемы весьма актуальны. Мы считаем, что это, скорее, частный случай и нельзя, исходя из полученных ответов, говорить о слишком низком уровне гражданской ответственности.

 

Таблица 7 - Мнение респондентов по поводу лиц, уклоняющихся от армии?

Варианты ответа Клуб Школа № 3
Отношусь с осуждением 39,6% 28%
Отношусь с пониманием 60,4% 36%
Другое 0% 16%
Затрудняюсь ответить 0% 12%

Гражданско-правовая культура, помимо культурных компонентов, которыми должен обладать гражданин, предполагает у него наличие высокой правовой культуры. Как мы уже отмечали в первой главе нашей работы, правовой компонент гражданско-правовой культуры включает в себя знания индивида в этой области, а также способность реализовывать и защищать свои права, правомерное поведение.


Таблица 8 - Оценка респондентами собственного уровня знания своих прав

Варианты ответа Клуб Школа № 3
Знаю в полной мере 10,3% 4,3%
Думаю, что знаю хорошо 68,2% 47,7%
Думаю, что знаю о них не достаточно 19,5% 41,9%
Я их не знаю 2% 6,1%

 

Таблица 9 - Оценка респондентами собственной способности реализовывать и защищать свои права

Варианты ответа Клуб Школа № 3
Способен (на) в полной мере 30% 9,7%
Думаю, что способен (на) 53,4% 20,8%
Сомневаюсь, что могу это делать 16,6% 61%
Не способен (на) вообще 0% 8,5%

 

Последние два вопроса отражают правовой компонент гражданско-правовой культуры. Это знание собственных прав и способность их реализовывать и защищать. Что касается знания собственных прав, то абсолютное большинство респондентов из клуба (68,2%) считают, что их знания собственных прав находятся на довольно высоком уровне, тогда как среди учеников школы №3 наблюдается расхождение во мнениях: 47,7% считают, что хорошо знают свои права (это на 20,5% меньше, чем среди участников клуба). А 41,9% отмечают, что их знания в области прав недостаточны.

Оценивая собственную способность защищать и реализовывать свои права, участники клуба отмечают, что в большинстве способны это делать - 53,4%, тогда как подавляющее большинство школьников СОШ №3 - 61% - сомневаются в своих способностях.

Подводя итоги, можно с уверенность сказать, что по тем показателям, которые удалось отразить в вопросах нашей анкеты, можно судить о гораздо более высоком уровне гражданско-правовой культуры у участников клубной жизни.


Заключение

 

Цель данной работы состояла в изучении влияния клубной деятельности старшеклассников на формирование гражданско-правовой культуры, принятие демократических ценностей у её участников.

Для ее достижения был проведен теоретический анализ понятия гражданско-правовой культуры личности, в рамках которого были выявлены её основные компоненты:

- чувство доверия к другим членам общества;

- политическая осведомлённость;

- способность выполнять значительное число социальных ролей;

- приверженность к существующей политической системе и чувство идентичности с другими гражданами ("прихожанин");

- участие в политических процессах ("участник");

- рационально-активистская модель поведения;

- знание своих прав и поведение в соответствии с правовыми нормами;

- способность реализовывать и отстаивать свои права;

Вторым этапом нашей работы был теоретический анализ деятельности клубов. Мы выявили ряд условий, которые способствовали бы становлению гражданско-правовой культуры личности в старшем подростковом возрасте:

- управление клубом должно строиться на демократических началах, у каждого участника должны быть равные права, а также возможность выбирать и быть избранным;

- деятельность в клубе должна включать образовательный компонент, возможность самореализации подростка, вовлечение в исследовательскую деятельность, анализ и рефлексию собственного опыта;

- в клубе должны быть условия и возможности для применения на практике полученных знаний или будет предоставлена возможность для участия в общественно полезной деятельности;

В рамках проведенного нами эмпирического исследования мы сделали следующие выводы:

Клуб молодого избирателя "Мы - россияне соответствует выделенным нами условиям становления гражданско-правовой культуры, а именно:

- принцип демократического устройства и равноправия членов;

- трансляция знаний, необходимых для становления правовой культуры;

- возможность пробы себя в разных ролях, возможность быть избранным;

- самоуправление;

- возможность применения полученных знаний на практике;

Гипотеза нашей работы нашла своё подтверждение при исследовании уровня гражданско-правовой культуры у участников клубной деятельности в сравнении с подростками, которые в неё не вовлечены. В ходе этого исследования нами были сделанны следующие выводы:

1. Деятельность в клубе способствует развитию личности подростка. Участники клуба более независимы в своем поведении и в своих ценностях, у них больше развита способность к рефлексии к установлению межличностных контактов, к самовыражению через творчество, чем у школьников, не задействованных в клубной жизни.

2. Деятельность в клубе способствует становлению гражданско-правовой культуры подростков. Участники клуба обладают большей политической осведомленностью, в большей степени способны реализовывать свои права, они чаще бывают задействованый в общественно полезной деятельности, а также в большей степени доверяют другим гражданам.




2020-02-03 278 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)