Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, юридическая природа и правовое обеспечение института недвижимых памятников



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Понятие, юридическая природа и правовое обеспечение института недвижимых памятников 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

на тему

«Недвижимые памятники как объекты гражданских прав»

 

 

Выполнил студент:
2 курса
юридического факультета

Канев Никита Николаевич

Научный руководитель:

доцент

Киселёва Раиса Давыдовна

 

Санкт-Петербург
2019 г.

Оглавление

Введение . 3

Глава 1. Становление и развитие института недвижимых памятников . 5

Понятие, юридическая природа и правовое обеспечение института недвижимых памятников . 5

Специфика и классификация недвижимых памятников как объектов гражданских прав . 10

Глава 2. Актуальные проблемы режима использования и распоряжения недвижимыми памятниками . 16

Правовая природа охранного обязательства на недвижимые памятники 16

Проблема совместного пользования государством и религиозными организациями недвижимыми памятниками . 21

Заключение . 27

Список источников и литературы .. 29

 


 

Введение

    В настоящее время в Российской Федерации действует Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года[1]. Особое внимание данный документ уделяет вопросам сохранения национального культурного наследия, возлагая реализацию охранительных функций на государство. Государство, аккумулируя ресурсы общества, не должно устраняться от решения указанных функций, что делает актуальной проблему правового обеспечения охра­ны и содержания объектов культурного наследия. В то же время Конституция Российской Федерации 1993 г. (далее – Конституция РФ) закрепляет право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью каждого заботиться о сохранении культурного наследия (ст. 44), что позволяет говорить о том, что государство не является единственным субъектом охраны объектов культурного наследия[2].

    Ввиду особой значимости таких объектов для общества и государства их правовая охрана обеспечивается широким кругом норм гражданского, конституционного, административного, уголовного законодательства. Однако не всегда установленные законом правила реализуются на практике должным образом. Низкий уровень законности в области использования и охраны объектов культурного наследия может привести к разрушению или утрате таких объектов, что повлечёт нарушение конституционных прав граждан. Этому в том числе способствуют пробелы в законодательстве, что обуславливает актуальность в их устранении.

    Целью данной курсовой работы является выявление проблем в законодательстве об охране недвижимых памятников и поиск наиболее рационального решения таких проблем.

    В рамках цели курсовой работы определились следующие задачи:

    1) Проанализировать законодательство Российской Федерации об охране недвижимых памятников;

    2) Выявить пробелы в законодательстве Российской Федерации об охране недвижимых памятников;

    3) Дать необходимые рекомендации по устранению выявленных пробелов в законодательстве

    Объект исследования – общественные отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охране недвижимых памятников.

    Предмет исследования – законодательство Российской Федерации об охране недвижимых памятников.

    Структура исследования состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.


 

Глава 1. Становление и развитие института недвижимых памятников

Понятие, юридическая природа и правовое обеспечение института недвижимых памятников

    В настоящее время в законах Российской Федерации отсутствует единое определение предметов и произведений культуры, имеющих определённую ценность. Современное российское законодательство содержит несколько близких по смыслу понятий: «объекты культурного наследия», «памятники истории и культуры», «культурные ценности» и «культурное наследие народов Российской Федерации».

    Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. оперирует понятиями «культурные ценности» (ч. 2 ст. 44), а также «культурное наследие» и «памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44).

    «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 в ст. 3 определяют к ультурные ценности как нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты[3]. Отсюда следует, что культурные ценности включают в себя как нематериальные, так и материальные произведения культуры, в том числе недвижимые объекты.

    Этот же документ в ст. 3 определяет культурное наследие народов Российской Федерации как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

    В отличие от культурных ценностей, культурное наследие всегда обладает свойством старины. Понятие «культурные ценности» будет носить более широкий характер по отношению к понятию «культурное наследие», которое указывает на связь объектов с культурными явлениями прошлого[4].

Федеральный закон от 25.06.2002- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) приравнивает друг к другу понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры»[5]. Это вытекает из определения, закреплённого в ст. 3 указанного Закона: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Из данного определения становится понятно, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) представляют собой особый вид недвижимого имущества.

Таким образом, законодатель включает в понятие «культурные ценности» как движимые, так и недвижимые объекты, в том числе синонимичные понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры».

Исходя из анализа российского законодательства, под недвижимыми памятниками понимаются созданные в прошлом и связанные с ним, обладающие историко-культурной ценностью, взятые под охрану государства в установленном законом порядке объекты недвижимого имущества[6]. Чтобы избежать дальнейших неясностей в дефинициях, в данной курсовой работе понятие «недвижимые памятники» будет применяться как равнозначное понятию «объекты культурного наследия».

Особое внимание стоит обратить на термин «охрана объектов культурного наследия», который является ключевым в законодательстве о недвижимых памятниках. Охрана объектов культурного наследия в широком смысле представляет собой совокупность правовых средств, регулирующих общественные отношения, складывающихся по поводу содержания, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых памятников[7]. В данном исследовании термины «охрана объектов культурного наследия» и «охрана недвижимых памятников» будут употребляться как равнозначные.

Недвижимые памятники обладают ценностью с точки зрения экономики, науки, культуры и искусства, воспитания и просвещения, поэтому большое значение имеет правовое регулирование в области их сохранения, использования и популяризации.

Международным сообществом был создан ряд документов, целью которых является охрана недвижимых памятников: Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта[8], Венецианская хартия 1964 г. по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест[9], Рекомендации ЮНЕСКО 1968 г. «О сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ»[10], Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. «Об охране всемирного культурного и природного наследия»[11], Вашингтонская хартия 1987 г. по охране исторических городов[12].

Международное законодательство содержит основные правовые принципы деятельности государств в сфере охраны культурного наследия, а также призывает государственные структуры и институты гражданского общества способствовать сотрудничеству по вопросам охраны недвижимых памятников.

    Каждая страна, опираясь на международные акты и договоры, с течением времени создала собственные методики по охране недвижимых памятников. Россия, испытавшая серьёзные проблемы с сохранением культурных ценностей в советский период, с середины двадцатого столетия также стала предпринимать шаги, направленные на охрану недвижимых памятников[13].

    В настоящее время не утратили силы отдельные поло­жения законодательства об охране недвижимых памятников советского периода. Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» сформулировало понятие и содержание государственного учёта памятников истории и культуры[14]. Руководство делом учёта, охраны и использования памятников истории было возложено на Министерство культуры СССР.

    Конституция РФ устанавливает, что законодательство о культуре находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 72).

    «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» сформировали базовые принципы для дальнейшего развития законодательства об охране и развитии культуры в России. Раздел IV указанных Основ установил обязанности государства в области культуры, в том числе и по охране недвижимых памятников.

    Основным российским законом, регулирующим охрану культурного наследия в наши дни, является Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", принятый в 2002 году. Принятие данного нормативно-правового акта стало закономерным этапом в развитии законодательства об охране недвижимых памятников в России.

    Данный закон регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников, особенности владения, пользования и распоряжения недвижимыми памятниками как особым видом недвижимого имущества, порядок формирования и ведения единого государственного реестра недвижимых памятников, а также общие принципы их государственной охраны.

Особенностью современного российского законодательства об охране недвижимых памятников является его трёхуровневая структура. Федеральное законодательство представлено в первую очередь Законом № 73-ФЗ и принятыми во исполнение данного закона подзаконными нормативно-правовыми актами. Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя законы субъектов о недвижимых памятниках и подзаконные нормативные акты. Муниципальное законодательство состоит из актов органов местного самоуправления, принимаемых по указанным в Законе № 73-ФЗ вопросам.

 



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Понятие, юридическая природа и правовое обеспечение института недвижимых памятников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, юридическая природа и правовое обеспечение института недвижимых памятников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)