Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема совместного пользования государством и религиозными организациями недвижимыми памятниками



2020-02-03 317 Обсуждений (0)
Проблема совместного пользования государством и религиозными организациями недвижимыми памятниками 0.00 из 5.00 0 оценок




    В настоящее время остаётся актуальной проблема обеспечения сохранности недвижимых памятников, переходящих в пользование или в собственность религиозной организации, несмотря на попытки законодателя детально регламентировать данную процедуру.

    С одной стороны Закон № 73-ФЗ ставит цель обеспечения сохранности недвижимых памятников, являющихся уникальными ценностями и неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, а также цель реализации конституционного права физических лиц иметь к ним доступ.

    С другой стороны, Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон № 327-ФЗ) стремится к восстановлению исторической справедливости и возвращению религиозным организациям имущества, которое было отнято у них советской властью.

Недвижимые памятники по общему правилу не ограничены в обороте[32]. Однако ст. 50 Закона № 73-ФЗ устанавливает некоторые исключения для данного правила. Так, недвижимые памятники, относящиеся в установленном законом порядке к имуществу религиозного назначения, отчуждаются из государственной или муниципальной собственности только в собственность религиозных организаций. Порядок такого отчуждения регламентирован Законом № 327-ФЗ. 

    Данный закон установил единый порядок и основные условия передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

    Закон № 327-ФЗ относит к имуществу религиозного назначения объекты недвижимости, в том числе недвижимые памятники, построенные в целях осуществления или обеспечения определённых видов религиозной деятельности, а также движимое имущество религиозного назначения (ст. 2). Далее в курсовой работе речь пойдёт о недвижимых памятниках религиозного назначения как об особом виде имущества религиозного назначения.

    Ст. 4 Закона № 327-ФЗ установила два вида права, на которых государственное или муниципальное имущество передаётся религиозным организациям: право собственности и право безвозмездного пользования на определённый срок.

    Религиозные организации обязаны использовать переданные им на праве собственности недвижимые памятники религиозного назначения только для достижения целей, зафиксированных в их учредительных документах (ч. 1 ст. 10 Закона № 327-ФЗ); для религиозной организации таким документом является её устав (ст. 123-27 ГК РФ).

    Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся в безвозмездное пользование религиозной организации на основании договора безвозмездного пользования, форма которого установлена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.07.2011 № 356[33].

    Отчуждению из государственной собственности не подлежат следующие категории недвижимых памятников: особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включённые в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, недвижимые памятники, предоставленные в установленном законом порядке государственным музеям-заповедникам, а также объекты археологического наследия (п. 1 ст. 50 Закона № 73-ФЗ).

    Законом № 327-ФЗ не была закреплена возможность передачи имущества религиозного назначения в совместное пользование религиозной организации и иного лица.

    В Российской Федерации проблема совместного пользования недвижимым памятником религиозного назначения вновь стала обсуждаемой в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской православной церкви (далее – РПЦ).

    Министерство культуры Российской Федерации в декабре 2016 г. подписало Приказ от 23.12.2016 № 2902, согласно которому из оперативного управления г. Санкт-Петербурга Исаакиевский собор переходит в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ[34]. Данный приказ вызвал неоднозначную оценку общественности: более 200 тысяч человек подписали петицию о недопущении перехода в пользование РПЦ Исаакиевского собора[35].

    Несмотря на то, что бывший губернатор Санкт-Петербурга в январе 2017 года заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решён, не существует правовых гарантий того, что собор сохранит свою просветительскую и экскурсионную деятельность как музей[36].

    В настоящее время собор находится в ведении СПб ГБУК «Государственный Музей-памятник «Исаакиевский собор»» (далее – ГМП «Исаакиевский собор») и Санкт-Петербургской Епархии РПЦ в соответствии с Соглашением от 2005 г. между ними о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса. Названный недвижимый памятник используется РПЦ в богослужебных целях, сохраняя при этом музейные функции. Однако режим совместного пользования носит временный характер и зависит от воли РПЦ[37].

    Если Санкт-Петербургская Епархия РПЦ подаст предусмотренное Законом № 327 заявление о передаче ей в безвозмездное пользование Исаакиевского собора, то после завершения процедуры передачи прекратятся права учреждения культуры на недвижимый памятник.

    Отсюда возникают следующие проблемы: реализация права религиозной организации на получение имущества религиозного назначения может привести к ущемлению конституционных прав физических лиц на доступ к культурным ценностям, к трудностям в осуществлении государственной охраны недвижимого памятника, в том числе к дополнительным расходам из государственного бюджета на содержание памятника.

    В таком случае, установление режима совместного пользования будет являться наиболее рациональным решением указанных проблем. При совместном пользовании будут наиболее эффективно решаться вопросы обеспечения сохранности недвижимых памятников религиозного назначения, так как обязанность по финансированию соответствующих расходов будет возложена не только на религиозную организацию, но и на государство.

    Однако не в отношении каждого недвижимого памятника религиозного назначения, подлежащим передаче религиозной организации, может устанавливаться режим совместного пользования. Такой режим может применяться индивидуально, в определённых законом случаях, когда недвижимый памятник относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, либо имеет историческую ценность и значимость для конкретного региона.

    Передача религиозным организациям недвижимых памятников религиозного назначения должна основываться на соблюдении компромисса между интересами религиозных организаций и интересами государства по охране недвижимых памятников. 

    Таким образом, правовое регулирование отношений по передаче религиозным организациям недвижимых памятников религиозного назначения должно осуществляться на принципе, согласно которому религиозная организация, как и любой другой собственник (пользователь) недвижимого памятника, обязана обеспечивать его охрану.

    Государственная поддержка собственникам (пользователям) недвижимых памятников должна осуществляться в интересах всего общества, а не только в интересах конкретной религиозной организации.

    Также необходимо законодательно закрепить гарантии совместного пользования недвижимыми памятниками религиозного назначения религиозными организациями и государством. Это позволит обеспечить эффективную охрану недвижимых памятников, их использование как в богослужебных, так и в просветительских целях.

 


 

Заключение

    На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что недвижимые памятники представляют собой особые объекты гражданских прав, что проявляется в специфике их правового регулирования.

    Охрана недвижимых памятников является одним из основных направлений современного социально-экономического развития Российской Федерации. Это подразумевает не только правовое регулирование со стороны государства, но и согласованность действий общественности и государства в области использования, распоряжения, популяризации и государственной охраны недвижимых памятников. Государством разрабатываются специальные программы охраны, реализация которых затруднительна без привлечения владельцев памятников.

    Собственники недвижимых памятников также заинтересованы в сохранении принадлежащего им имущества, поэтому государству выгодно применять механизмы поощрения лиц, добросовестно выполняющих свои обязательства по охране недвижимых памятников. В таком случае наиболее рациональным представляется изменение правовой природы охранного обязательства на недвижимые памятники: обязательство может представлять собой договор, в котором чётко будут зафиксированы не только обязанности собственника памятника по отношению к государству, но и гарантии государства в предоставлении собственнику льгот или в оказании поддержки, например, финансового или организационного характера.

    Немалую роль в сохранении культурного наследия играют, в частности, религиозные организации, в собственность или безвозмездное пользование которых переданы недвижимые памятники религиозного назначения. В целях недопущения злоупотребления религиозными организациями правом на переход к ним недвижимых памятников религиозного назначения предлагается законодательно закрепить право совместного пользования имуществом религиозного назначения в отношении определённого круга особо ценных недвижимых памятников. Таким образом, будет соблюдён баланс между интересами церкви и конституционным правом граждан на доступ к объектам культурного наследия.

    Несмотря на то, что постоянно ведётся работа по совершенствованию законодательства об охране недвижимых памятников, ряд проблем не теряют своей актуальности. Решение таких проблем требует комплексного и системного подхода, поэтому исследования в указанной области могут быть продолжены и развиты в дальнейшем.




2020-02-03 317 Обсуждений (0)
Проблема совместного пользования государством и религиозными организациями недвижимыми памятниками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема совместного пользования государством и религиозными организациями недвижимыми памятниками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)