Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетная и налоговая система.



2020-02-03 373 Обсуждений (0)
Бюджетная и налоговая система. 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовая система Швейцарии состоит из трех самостоятельных звеньев: государственного (федерального) бюджета, бюджетов кантонов и бюджетов общин. Их общая сумма в 1960 г. превышала б млрд. фр. [29, стр.113].

 Средства из бюджета конфедерации направляются на содержание армии, проведение внешней политики, на социальные нужды, и, прежде всего, государственные пенсионные выплаты, железные и автомобильные дороги. В бюджетах кантонов предусматриваются расходы на здравоохранение, образование (все университеты являются кантональными), полицию, общественный транспорт. На бюджеты общин приходятся социальные расходы, всевозможные вопросы инфраструктуры — строительство, коммунальное хозяйство, общественный транспорт, дороги [11, стр.49].

Основу финансовой системы составляет государственный бюджет. Он играет в Швейцарии относительно скромную роль, что в значительной мере связано с меньшим развитием в этой стране государственно-монополистического капитализма, в особенности государственной собственности.

Структурная особенность швейцарского государственного бюджета - он состоит из двух частей: из основного, обычного бюджета, включающего доходы и расходы государства (так называемого финансового расчета) и из сравнительно небольшого баланса по результатам коммерческой деятельности правительственных предприятий (так называемого расчета по государственному имуществу). Последний сводится с отрицательным сальдо  [29, стр.113].

Государственный бюджет (финансовый расчет) [29, 113]

(млн.фр.)

  1938 г. 1950 г. 1955 г. 1956 г. 1957 г. 1958 г. 1959 г.
Доходы 569 1974 2245 2611 2440 2826 2723
Расходы 604 1637 1949 1964 2238 2643 2482
Сальдо -35 +337 +296 +647 +202 +183 +241

 

Основная часть средств поступает в кантональные бюджеты. Общая сумма расходов всех 26 кантонов составляет в 1995 г. около 100 млрд. фр., а расходная часть бюджета конфедерации — 30- 40 млрд.фр. Консолидированный бюджет составляется для статистических целей.

Бюджет конфедерации [11 ,стр.49 ]

              Доходы (в %) Расходы (в %)
Прямые налоги -21,3 Зачетные налоги - 16,5 (35% от оборота ценных бумаг) Потребительские налоги (на алкоголь, табак, бензин) - 33 Таможенные доходы - 15,2 Прочие -14,0 Оборона - 14,6 Социальные расходы - 23,9 Транспорт (ремонт дорог).-15,9 Образование — 7,6 Сельское хозяйство(дотации на экономическое равновесие) — 8,0 Прочие 30,0

 

По сравнению с 1938 г. общая сумма доходов и расходов бюджета увеличилась в 1959 г. почти в 5 раз. После войны доходы, как правило, превышали расходы, что связано со стремлением правящих кругов сократить огромную государственную задолженность. Хотя Швейцария и не участвовала в войне, ее возросшие военные расходы в те годы не покрывались доходами, которые, наоборот, сократились вследствие уменьшения таможенных сборов в связи с сокращением ввоза товаров, облагаемых высокими пошлинами (автомобили, бензин и др.). К концу войны государственный долг вырос почти в 4 раза против довоенного, достигнув в 1946 г. 9 млрд. фр. В послевоенный период этот долг стал сокращаться, но в 1959 г. он был еще равен 6,2 млрд. фр., т. е. составлял более 1/5  национального дохода [29, стр.114].

 

Важнейшие статьи расходной части бюджета [29, стр. 114]

(млн. фр.)

Статьи 1950 г. 1955 г. 1956 г. 1957 г. 1958 г. 1959 г.
приобретение имущества 258 432 351 570 658 597
государственные субсидии в том числе: сельское хозяйство транспорт здравоохранение просвещение наука, культура,   искусство 298   83 44 41 19 4 405   201 83 47 22 10 394   151 105 47 24 13 446   204 100 48 25 14 613   278 131 - 64 - 587   296 73 - 60 -
общие расходы 257 296 306 363 376 376
содержание гос. аппарата 214 254 278 295 313 340
проценты по гос. займам 253 249 247 250 240 227
социальные мероприятия правительства 162 197 202 196 206 209
отчисление в кантональные бюджеты 148 108 176 104 199 126

 

Послевоенный рост бюджетных расходов был в первую очередь вызван увеличением военных ассигнований. Военные расходы “растворены” во многих статьях. Так, рост затрат по статье “Приобретение имущества” — с 1950 по 1959 г. в 2,3 раза— связан с расширением закупок военных материалов и снаряжения, на которые расходуется около 3/4 всех ассигнований по статье (в 1959 г. —420 млн. фр.)  [29, стр.115].

Важную роль в разбухании расходной части бюджета сыграли государственные субсидии, увеличившиеся с 1950 по 1959 г. почти вдвое. Они предоставлялись в основном сельском хозяйству и транспорту. Субсидии на развитие экономики используются для поддержания цен на сельскохозяйственные товары, создания запасов частными фирмами, поощрения экспорта, строительства и т. д. Субсидии на нужды здравоохранения, просвещения, науки, культуры и искусства являются незначительными: вместе взятые они не достигают 4% бюджетных расходов  [29,стр.116].

В последнее время снизились расходы на оборону и одновременно возросли социальные расходы. Надо отметить и то, что по бюджету не существует никаких законодательных актов. В отличие от других стран, например Германии, в Конституции не записано, как нужно составлять бюджет.

С 1996 г. изменяется порядок финансирования здравоохранения. Обязательным всегда было страхование работников работодателем против несчастного случая, независимо от того, где это происходит на работе или дома, а вот страхование на случай болезни считалось необязательным. Со следующего года каждый граждан обязан был иметь такую страховку. В Швейцарии существуют частные и государственные страховые фирмы, за которыми ведется строгий надзор и контроль со стороны государства.

Размер страховых взносов различается по кантонам, но везде существует и минимальная ставка. Объясняется это тем, что в крупных городах — лучшие больницы, более квалифицированные врачи. Когда житель кантона, например, не может платить 150 фр., то платит минимальную ставку, остальное доплачивают из бюджета кантона. Специально следят, чтобы даже самые бедные люди имели страховку на случай болезни.

В пенсионный фонд в одинаковых размерах платят и работодатель, и наемный работник. Мужчины получают пенсию с 65 лет, а женщины — с 64 (в 1994 г. - с 62 лет) Средняя продолжительность жизни мужчин — 73 года, женщин — 76-78 лет.

В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое финансовое выравнивание, т.е. сильные в смысле налогообложения кантоны передают часть средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое происходит и на общинном уровне, сильные в финансовом отношении общины поддерживают слабые.

Действующим положением о финансовом выравнивании предусмотрено, что из налогов, получаемых конфедерацией, у нее остается только незначительная часть. Остальное поступает в кантоны, причем бедные получают больше средств, чем богатые. На кантональном уровне происходит то же самое: часть полученных налогов перераспределяется и поступает в общины.

По крайней мере, половина прямых налогов конфедерации, составляющих 20-30% ее доходов, перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании финансовых директоров кантонов, по итогам которого принимается совместное решение. При этом учитывают количество населения в кантоне, сумма налогов на душу населения, прочих отчислений с каждого жителя и т.п. Таким образом, распределение происходит на основе взаимной договоренности между представителями кантонов.

Им предоставлено право самим устанавливать часть налогов, однако конкуренция между ними сдерживает их, не дает возможности повышать налоги. Самые низкие налоги в кантоне Цуг. Если в Цюрихе физические лица платят от 15 до 35% налогов в зависимости от величины дохода, то в Цуге — на 15% меньше. Поэтому выгоднее жить в Цуге и ездить на работу в Цюрих.

Как отмечалось, при финансовом выравнивании учитывается уровень налогообложения. Тот кантон, жители которого платят наивысшие ставки налогов, получает большую финансовую поддержку по сравнению с кантоном, где ставки налогов невысокие. Самые бедные кантоны имеют высокие ставки налогообложения и получают большую помощь. Кантон Цуг, например, с низкими налоговыми ставками не получает никакой поддержки.

Хотя богатые кантоны, и выражают недовольство, что им приходит отдавать деньги другим, однако суммы эти не так велики — около 10% средств  [11, стр.50].

Швейцарская налоговая система отражает трехступенчатую политическую систему конфедерации, 26 кантонов и около 3 тысяч муниципальных образований. На всех трех уровнях собираются налоги. Разумеется, налоговые права уровней регламентируются конституцией. Фискальные полномочия распределены таким образом, что конфедерация, кантоны и муниципальные структуры не мешают друг другу и не перегружают налогоплательщиков излишними обязательствами.

Конфедерация имеет право на взимание лишь тех налогов, которые зафиксированы в конституции. Общее налоговое право ограничивает конфедерацию немногими видами сборов, так что кантонам остается широкое поле для формирования налоговой деятельности. 26 кантонов (субъектов конфедерации) являются согласно союзной конституции (с некоторыми оговорками) самостоятельными государствами, обладающими налоговыми полномочиями. Кантоны в принципе свободны в выборе взимаемых налогов, за исключением специальных случаев, предусмотренных союзной конституцией. Например, многие кантоны в последние годы отменили путем референдума налог на наследство для прямых наследников, став тем самым более привлекательными в качестве места жительства для состоятельных частных лиц.

Муниципальные структуры имеют право взимать налоги лишь в рамках, определенных для них кантонами. Однако они получают изрядную долю подоходного налога и налога на имущество. Муниципальные органы обладают налоговыми полномочиями потому, что им как автономным органам местного самоуправления уделяется очень важное значение в общественной структуре. Будучи сообществами совместно проживающих граждан, муниципальные образования, наряду с задачами, которые они решают, наделяются также в значительной мере полномочиями, находящимися в других странах в исключительном ведении государства, как, например, начальное школьное образование, социальное обеспечение и медицинское обслуживание. Несмотря на то, что задачи решаются под общим наблюдением государственных органов и при финансовой поддержке государства, покрытие соответствующих расходов в основном является делом муниципальных органов. Отсюда необходимость подключить муниципальные образования к поиску финансовых источников. Поэтому функциональная автономия муниципальных образований и их фискальная самостоятельность неразделимы [27].

Налоговая система в Швейцарии имеет некоторые особенности, которые отличают ее от других европейских стран. Прежде всего, это автономность кантонов в отношении налогов. Другая особенность, как отмечалось раннее, конкуренции среди кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки, действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой стороны, из-за высоких налоговых ставок его население может просто переехать в более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок по территории всей Швейцарии.

Налоги, которыми облагаются частные и юридические лица, не превышают на территории Швейцарии 35%.

Главный вид налога — подоходный налог. Его размер, взимаемый с частных или юридических лиц, составляет от 2 до 5%. Существуют косвенные виды налогообложения, например налог на товарооборот. Затем есть налоги, которые не имеют большого значения, к примеру, имущественный налог. Все эти виды налогов существуют на трех разных уровнях: федерации, кантонов и общин.

Другой вид налога — зачетный, берется с оборота ценных бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог берется с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года возвращается налогоплательщикам. Делается это для того, чтобы инвестор не мог спрятать доход от налогообложения. Если бы все налогоплательщики — резиденты и иностранцы — честно платили налоги, то в конце года зачетный налог в полном объеме возвратился бы им. В случае если государство получает данный зачетный налог, например с ценных бумаг, которые больше нигде не будут задекларированы как доход, этот налог поступает в доход государства и не возвращается налогоплательщику. Ежегодно конфедерация получает от такого налога около 2 млрд. швейцарских франков.

Банки, имеющие денежные средства иностранцев, зачастую существуют за счет доходов, полученных благодаря укрывательству данных средств от налогообложения. В Швейцарии такое укрывательство не является наказуемым преступлением, за него подвергают лишь административному штрафу, порицанию. Наказуемым является подлог или фальсификация документов, например налоговой декларации или неоповещение о том, что у вас есть какие- то средства.

Косвенные налоги получает конфедерация, а прямые — кантоны и общины. Всего кантонам и общинам идет, как правило, около 70% всех налоговых поступлений, а конфедерации — примерно 30%. Налоги, поступающие в конфедеративный бюджет, как бы пересекаются, перекликаются с налогами кантональными. Имеет место также двойное налогообложение одних и тех же объектов.

Конфедеральные налоги
Подоходный налог, прямые сборы

· подоходный налог

· налог на прибыль

· расчетный налог

· компенсация воинской службы

· госпошлина

 

Потребительские налоги

· НДС

· табачные акцизы

· пивные акцизы

· алкогольные акцизы

· акцизы на нефтепродукты

· автомобильный налог

· таможенные сборы

Кантональные налоги
Подоходный налог, налог на имущество, другие обложения

· подоходный налог, налог на имущество

· подушный, личный налог, налог на домашнее хозяйство

· налог на прибыль и капитал

· налог на наследство и подарки

· налог на земельный доход

· налог на переход земельной собственности в другие руки

· налог на недвижимость

· налог на выигрыш в лотерею

 

Потребительские налоги, налог на собственность

· налог на мотоциклы

· налог на собак

· налог на увеселительные заведения

· госпошлина

· налог на наружную рекламу

· налог на водопроводные станции

· прочие

 

Муниципальные  налоги
Подоходный налог, налог на имущество, другие обложения

· подоходный налог, налог на имущество

· подушный, личный налог, налог на домашнее хозяйство

· налог на прибыль и капитал

· налог на наследство и подарки

· налог на земельный доход


Потребительские налоги, налог на собственность

· налог на собак

· налог на увеселительные заведения

· прочие [27]

Налогоплательщиками считаются любые частные или юридические лица — резиденты, проживающие в стране, и юридические лица — не резиденты, находящиеся за границёй, предприятия которых находятся на территории Швейцарии. Они тоже подлежат налогообложению.

Основой налогообложения прибыли являются данные баланса, каждое предприятие обязано их публиковать. В Швейцарии нет отдельного налогового баланса, который существует, например, в некоторых скандинавских странах, в налогообложение включается прибыль, указанная в годовом балансе предприятия. Имеет место двойное налогообложение: прибыль облагается, с одной стороны, налогом уже на уровне самого предприятия, а с другой — в момент ее распределения. Акционеры тоже обязаны платить налог на прибыль. Что касается составляющих частей прибыли и той прибыли, которая публикуется в годовых балансах, то тут могут быть некоторые изменения, льготы. Льготы применяются, если предприятие образует резервы для своих нужд или его прибыль уменьшена в связи с большими инвестициями.

При расчете прибыли из всех доходов, получаемых предприятием, вычитаются разрешенные или как бы оправданные расходы. Предприниматель со своей стороны будет пытаться включить сюда большую сумму расходов, а налоговый инспектор — сократить ее. Две стороны после обсуждения, в конце концов, приходят к единому решению. Эта система функционирует достаточно хорошо. Налог взимается один раз в год, на основе средних показателей за два предыдущих года. Это сделано специально, чтобы избежать сильных колебаний при налогообложении.

Существует налог на капитал, взимаемый в начале налогового года с прогрессивным тарифом. Размер его незначителен, чтобы отрицательно не влиять на функционирование капитала. Однако здесь возникают проблемы. Предположим, крупнейший банк Швейцарии платят свои налоги в кантоне Цюрих, и их основная часть поступает в кантональный бюджет. Но налогообложению подлежит центральное отделение банка, а не отдельные филиалы, хотя прибыль заработана всеми филиалами, рассыпанными по территории страны. Это не совсем справедливо. Поэтому представители кантонов, как отмечалось, собираются и совместно вырабатывают методику, по которой общие доходы какого-либо кантона перераспределяются в другие кантоны.

Что касается конфликтных ситуаций, то действуют разные судебные уровни. Первый — на уровне общин. Если вопрос не удается решить на этом уровне, решение принимает кантональный суд. При отсутствии согласия вопрос обсуждается в федеральном суде. На этом уровне может быть рассмотрен любой вопрос  [11, стр.51].

В целом, налоговая система Швейцарии устроена таким образом, что конфедерация, кантоны и муниципальные структуры не перегружают налогоплательщиков излишними обязательствами. А конкуренция между налоговыми системами разных кантонов является эффективным средством снижения налоговых ставок в стране. Основная часть налогов поступает в кантональные бюджеты, поэтому государственный бюджет играет в Швейцарии относительно скромную роль.

 



2020-02-03 373 Обсуждений (0)
Бюджетная и налоговая система. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетная и налоговая система.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)