Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы урегулирования палестино-израильского конфликта



2020-02-03 351 Обсуждений (0)
Перспективы урегулирования палестино-израильского конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Проблема политического урегулирования арабо-израильского конфликта в начале 90-х годов заняла приоритетное место в региональных международных отношениях на Ближнем Востоке.

Определение перспектив мирного урегулирования арабо-израильского противостояния в международной политической обстановке – задача достаточно сложная.

Во-первых, арабо-израильский конфликт – это регионально-международный кризис, который не имеет аналога в мире. Его специфика заключается в том, что он не однолинеен, в его основе лежат многочисленные противоречия, порождённые историческими, идеологическими, религиозными, национальными, экономическими и территориальными факторами и вылившиеся во взаимную вражду и ожесточённость сторон, участвующих в конфликте, что создаёт большие трудности для его решения.

Во-вторых, он возник не в результате «холодной войны» и противостояния между США и СССР, хотя политическая конфронтация Вашингтона и Москвы в прошлом, безусловно, наложила пагубную печать на характер и последующее развитие этого конфликта. Поэтому мнение о том, что он может быть автоматически решён после перехода Москвы и Вашингтона от противоборства к сотрудничеству, является глубоко ошибочным и политически несостоятельным [24].

В-третьих, Израиль – едва ли не единственное государство в мире, которое было образовано на основе решения международной организации: оно приобрело законность и признание в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г. При этом ООН отвела палестинскому народу для основания собственного государства территорию Западного берега реки Иордан, восточную часть Иерусалима и сектор Газа. Поэтому эта организация несёт прямую ответственность за судьбу палестинских арабов и самого конфликта и ни при каких условиях не вправе отказываться или уклоняться от этой ответственности до тех пор, пока он не будет решён во всех его аспектах.

В-четвёртых, сердцевина конфликта – именно палестинская проблема, решение которой является основополагающей предпосылкой установления прочного и длительного мира на Ближнем Востоке. Без осуществления неотъемлемых прав палестинского народа, в первую очередь права на самоопределение, мир на Ближнем Востоке невозможен.

Нет сомнения в том, что для успешного и прочного урегулирования безмерно затянувшегося ближневосточного конфликта необходимо учитывать вышеуказанные объективно существующие обстоятельства.

Данный этап развития мировой политической обстановки характеризуется переменами исторического значения и основной среди них является возрастания роли Запада в международных делах вообще, и усиление господства США на мировой арене, в частности. Влияние этих кардинальных перемен на ближневосточную проблему весьма ощутимо и имеет одновременно и положительный, и отрицательный характер.

Среди положительных факторов воздействия прежде всего нужно отметить следующие.

Прекратилась «холодная война», ослабла конфронтация между Востоком и Западом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Повысилась и укрепилась роль ООН в решении как глобальных, так и региональных конфликтов.

Международное сообщество осознало важность и необходимость скорейшего достижения мира на Ближнем Востоке в интересах как народов этого региона, так и всего человечества, ибо по своей значимости и возможным опасным для дела мира последствиям ближневосточный конфликт выходит далеко за рамки региональной проблемы.

Весьма важную роль в признании международным сообществом срочной необходимости в достижении справедливого и мирного урегулирования в регионе сыграла интифада – борьба палестинцев на оккупированных Израилем территориях за самоопределение, свободу и независимость, – которая явилась выражением национальной воли палестинского народа остаться на своей земле и обрести свои неотъемлемые национальные права.

Впоследствии распада СССР и исчезновения советской сверхдержавы в качестве политического противовеса США, сопровождавшихся крахом социалистических режимов в Восточной Европе, арабские страны потеряли сильного и надёжного стратегического союзника, что сразу привело к ослаблению их позиций во всех сферах. США же превратилось в единственную сверхдержаву, и американская политика везде, и в особенности в арабском мире, начала приобретать подчёркнуто имперский характер, что вызывает естественную тревогу арабских политиков и даёт им основание сомневаться в искренности желания Вашингтона играть роль подлинно нейтрального посредника в урегулировании арабо-израильского конфликта. Такие сомнения находят благодатную почву в условиях продолжения со стороны США поддержки агрессивной политики Израиля, полной монополизации Вашингтоном роли ключевой фигуры мирного процесса на Ближнем Востоке [25].

Что же касается непосредственно России, то можно констатировать её добровольное уменьшение своей роли на Ближнем Востоке, и в урегулировании арабо-израильского конфликта в частности. Это обстоятельство вызывает непонимание и беспокойство в арабских странах.

Таким образом, в результате коренных изменений на международной арене и устойчивого характера кризиса в Персидском заливе резко нарушились равновесие сил между США и Россией в этом регионе, а также баланс сил между арабскими странами и Израилем в пользу последнего, что неизмеримо осложняет процесс мирного урегулирования. Ситуация усугубляется тем, что отсутствует не только арабское единство вообще, но и единая арабская позиция в отношении Израиля, что объективно способствует укреплению его положения на Ближнем Востоке, равно как и США.

По окончании войны в Персидском заливе начался новый этап в истории Ближнего Востока в целом и арабо-израильского конфликта, в частности. 6 марта 1991 г. президент США Дж. Буш выдвинул предложение об урегулировании ближневосточной проблемы вне рамок ООН, хотя и на основе её резолюций 242 (1967 г.) и 338 (1973 г.) и принципа «земля в обмен на мир».

В результате с этим США энергичную дипломатическую деятельность, в ходе которой тогдашний госсекретарь США Дж. Бейкер в период с марта по октябрь 1990 г. посетил район Ближнего Востока восемь раз.

В результате этих усилий, в которых частично участвовало и правительство тогда ещё существовавшего СССР, было достигнуто решение созвать в Мадриде 30 октября 1991 года мирную конференцию по Ближнему Востоку и после неё начать прямые переговоры между Израилем и арабскими странами при посредничестве США и СССР.

Путь к Мадридской конференции оказался весьма трудным, что было вызвано прежде всего непримиримой позицией израильского руководства, которое стремилось добиться для себя максимальных уступок ещё до начала конференции и не только со стороны арабских государств и палестинцев, но и со стороны США, СССР, Европейского сообщества и ООН. Так, Израиль категорически отвергал участие ООН в процессе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта под предлогом того, что она занимает проарабскую позицию. Кроме того, Тель-Авив настаивал на проведении прямых переговоров с каждой арабской страной в отдельности.

Что же касается позиции арабских стран накануне встречи в Мадриде, то, вопреки своему стремлению к установлению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке на основе резолюции ООН, арабский мир переживал состояние глубокого раскола, сопровождавшегося серьёзными разногласиями по многим коренным вопросам, в том числе по проблеме арабо-израильского урегулирования.

Несмотря на эти чрезвычайно сложные для себя условия, арабские государства и палестинцы решили участвовать в Мадридской конференции, поверив в обещания США и добрые намерения тогдашнего американского президенте Дж. Буша.

В письме правительств США и СССР, содержащим приглашение на Мадридскую конференцию, которое было направлено 18 октября 1991 г. всем непосредственно вовлечённым в конфликт сторонам (кроме ООП), говорилось, что целью встречи является достижение мирного, всеобъемлющего, прочного и справедливого урегулирования арабо-израильского конфликта путём прямых переговоров по двум линиям: между Израилем и арабскими странами; между Израилем и палестинцами – на основе резолюций Совета Безопасности ООН 242 (1967 г.) и 338 (1973 г.) [26].

В письме было определено, что наряду с двусторонними прямыми переговорами будут проведены и многосторонние переговоры. На конференцию были приглашены Израиль, Сирия, Ливан и Иордания. Палестинцы могли участвовать в ней только как члены палестино-иорданской делегации, причём состав её палестинской части определялся с учётом израильских условий. Для участия в работе конференции были также приглашены Египет в качестве полноправного участника, Европейское сообщество, представители Совета сотрудничества Арабских Государств Персидского залива, арабских стран Магриба и ООН в качестве наблюдателей. В приглашении указывалось, что конференция не имеет никаких полномочий и может быть собрана ещё раз только при согласии всех её участников. В отношении израильско-палестинских переговоров в письме говорилось, что они будут проводиться поэтапно. Сторонам предстояло провести переговоры о механизме палестинского самоуправления в течение переходного периода, а вопрос о самом переходном периоде они должны были решить в течение одного года после начала конференции. Затем, начиная с третьего переходного периода, сторонам следовало провести переговоры по определению окончательного статуса палестинцев на оккупированных территориях. При этом указывалось, что переговоры, касающиеся окончательного статуса, будут вестись на основе резолюций 242 (1967 г.) и 338 (1973 г.).

Кроме совместного американо-советского письма, правительство США направило Израилю письмо-гарантию, а другим арабским странам, непосредственно вовлеченным в арабо-израильский конфликт, так называемые письма-обещания. В них оно обещало каждой стране необходимую ей поддержку и удовлетворение её требований с тем, чтобы побудить арабские государства участвовать в переговорном процессе. Письмо же израильскому правительству содержало ряд гарантий, в том числе: обязательства США не допустить созыва Совета Безопасности ООН для обсуждения арабо-израильского конфликта во время проведения прямых переговоров; их обязательства не допустить в результате переговоров создания палестинского государства; гарантию участия в переговорах палестинцев только в составе совместной палестино-иорданской делегации, причём палестинцы должны были представлять интересы только граждан Западного берега Иордана и сектора Газа, что игнорировало чаяния арабского населения Иерусалима и палестинцев в изгнании; обязательства США поддерживать позицию Израиля в отношении Голанских высот, их гарантию не вести переговоры с ООП до тех пор, пока последняя не пересмотрит своего устава; обязательство США удовлетворить все требования в рамках регионального урегулирования в районе.

Подобные гарантии означали, что Вашингтон фактически занял целиком произраильскую позицию, а в «письмах-обещаниях», направленных США арабским государствам и палестинцам, содержались ни к чему не обязывающие общие фразы и формулировки.

Анализ хода подготовки переговоров, разосланных писем, а также самих материалов Мадридской конференции позволяет прийти к следующим выводам:

Мадридская конференция и переговорный процесс в целом отражают израильские требования и интересы, как по её процедурным вопросам, так и по существу самих переговоров;

ООП, хотя и шла на максимальные уступки в одностороннем порядке, была отстранена от прямого участия в этом процессе. Права палестинцев на возвращение на родную землю, на их самоопределение и создание собственного государства были проигнорированы. В лучшем случае они смогли бы получить право на самоуправление (последующие события подтвердили это);

Нет никаких гарантий, что Израиль освободит все оккупированные арабские территории. Доказательство тому является его отказ вести переговоры по статусу Иерусалима;

ООН незаконно лишена возможности участвовать в переговорном процессе. Это свидетельствует о том, что Израиль не собирается вести переговоры на основах международного права и не станет выполнять основные резолюции ООН, благодаря которым было образовано само израильское государство. ООН не только лишили возможности участия в конференции, но и её главному органу – Совету Безопасности – было отказано в праве собираться для обсуждения данного вопроса в течение всего периода переговоров;

Мадридская конференция не обладает правом выносить решения, исполнение которых сторонами обязательно, равно как и не вправе отвергнуть какие-либо соглашения, достигнутые сторонами. Повторный созыв конференции может осуществлён только при согласии всех сторон, участвовавших в её работе. Это даёт каждой из них право «вето» в отношении возобновления конференции;

СССР, а затем и Россия, к сожалению, не играли должной роли в подготовке Мадридской конференции и проведении мирных переговоров, хотя национальные интересы России на Ближнем Востоке предписывают ей занять более активную и самостоятельную позицию. Россия таким образом согласилась со второстепенной ролью, отведённой ей США.

Несмотря на все эти негативные моменты, можно с уверенностью сказать, что Мадридская конференция по Ближнему Востоку и последовавший за тем переговорный процесс являются важным шагом на пути решения затянувшегося арабо-израильского конфликта.

По окончании работы конференции начались крайне трудные прямые двусторонние переговоры между Израилем и каждой отдельной арабской страной-участницей: Сирией, Ливаном, Иорданией, между Израилем и палестинцами.

28-29 января 1992 г. в Москве состоялся первый раунд многосторонних переговоров, в которых Сирия и Ливан участия не принимали.

В результате московской встречи были созданы пять рабочих групп: по контролю над вооружениями и региональной безопасности, водоснабжению, окружающей среде, экономическому и региональному развитию и положению беженцев. В работе последней группы Израиль участвовать отказался.

Анализируя результаты начальных этапов переговоров между Израилем, арабскими странами и палестинцами, можно сказать, что хотя их участники понимают, что политическому урегулированию кризиса на Ближнем Востоке альтернативы не существует, всё же прочной гарантии стабилизации ситуации в этом регионе нет. Это происходит потому, что Израиль по-прежнему продолжает игнорировать известные резолюции Совета Безопасности по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. Израильское правительство демонстрирует нежелание идти на компромиссы и уступке арабской стороне в вопросе об освобождении оккупированных территорий. Тель-Авив, как и прежде, не признаёт за палестинским народом его неотъемлемых прав на создание собственного государства, продолжает политику репрессий против палестинцев на оккупированных территориях и их депортацию за пределы Палестины. Он также не отказывается от практики расселения на этих территориях еврейских иммигрантов, прибывших преимущественно из бывшего СССР, и вдобавок расширяет уже существующие поселения на оккупированных арабских землях. Более того, Израиль не останавливается и перед применением силы.

Так, атмосфера враждебности на Ближнем Востоке снова усилилась в декабре 1992 г. в связи с возмутившей мировое сообщество депортацией 400 палестинцев. По вине Израиля мирный процесс вновь зашёл в тупик и переговоры были прерваны. Кроме того, на протяжении всего первого периода переговоров он неоднократно вторгался в Южный Ливан. В частности, в июле 1993 г. Тель-Авив осуществил очередную крупномасштабную военную операцию на территории этого государства. В результате израильской агрессии ситуация в регионе значительно обострилась и переговорный процесс оказался на грани краха. Этот курс израильского правительства может не только затормозить переговорный процесс, но и вообще поставить по сомнение само его продолжение в условиях, когда растёт не только оппозиция переговорам с Израилем среди палестинцев, но и появляются активные их противники в ряде арабских и мусульманских стран в лице так называемых «радикальных сил», которые вообще выступают против самого принципа переговоров с Тель-Авивом.

Нет сомнения в том, что переговорный процесс потребует много времени, столкнётся с многочисленными трудностями разного характера: накопилось слишком много острых вопросов, взаимной вражды.

При всех условиях по-прежнему наиболее эффективным и надёжным методом решения арабо-израильского конфликта является реализация всеобъемлющей и сбалансированной концепции ООН по ближневосточному урегулированию. Напомним её основные следующие положения: уход Израиля с оккупированных 1967 г. арабских территорий, включая Иерусалим и земли Палестины; гарантирование мер обеспечения безопасности всех государств региона, включая государства, поименованные в резолюции 181 (II) от 29 ноября 1947 г., в пределах безопасных и международно признанных границ; решение проблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюцией 194 (III) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1948 г. и последующими резолюциями по данному вопросу, ликвидация израильских поселений на оккупированных территориях, гарантирование свободы доступа арабов к Святым местам.

И так, мы видим, что перспективы урегулирования палестино-израильского конфликты достаточно сложны. Во многом это объясняется историческими, национальными, региональными, экономическими, религиозными, территориальными противоречиями враждующих сторон. К тому же с самого своего существования арабо-израильского конфликта был зависим от «холодной войны», от противостояния СССР и США, что отразилось на последующем развитием этого конфликта. Так для успешного урегулирования ближневосточной проблемы следует принимать во внимание все эти особенности.

 

 




2020-02-03 351 Обсуждений (0)
Перспективы урегулирования палестино-израильского конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы урегулирования палестино-израильского конфликта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)