Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приоритетный национальный проект «Образование»



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Приоритетный национальный проект «Образование» 0.00 из 5.00 0 оценок




Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), направленный на обеспечение доступности качественного образования и улучшение условий обучения, стал катализатором системных изменений в образовании. ПНПО выделяет определенные направления в развитии системы образования и отдельные важные мероприятия, реализуемые во всех регионах страны. При этом обеспечивается эффективный контроль использования выделенных ресурсов и наглядность результатов. Примерами таких мероприятий являются: «Классное руководство», «Лучшие учителя», «Инновационные школы», «Талантливая молодежь», «Интернетизация образования», «Учебное оборудование», «Школьное питание», «Сельский школьный автобус».

С опорой на созданные механизмы реализации целевых проектов по отдельным направлениям в рамках ПНПО была введена еще одна подпрограмма – «Комплексная модернизация региональных систем образования », где были заданы системы показателей, а регионы планировали конкретные пути их достижения, в том числе – финансирование, нормативную базу, повышение квалификации, организационные изменения. Таким образом, нацпроект «Образование» стал примером реализации инновационной технологии управления целой социальной отраслью, включающей межведомственное, межбюджетное взаимодействие.

Справочно:   Свыше 800 тыс. российских учителей – классных руководителей – стали не просто несколько больше зарабатывать, но наконец-то почувствовали внимание государства к своей многогранной работе, к воспитательной миссии Учителя. Ежегодно 10 тыс. лучших учителей получают денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. Государственная поддержка в размере по 1 млн. руб. оказывается ежегодно 3000 общеобразовательных учреждений, внедряющим инновационные образовательные программы. Эти средства могут быть израсходованы учреждением на приобретение оборудования и повышение квалификации кадров.

               Отбор талантливой молодежи производится по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; любительский спорт. Ежегодно выделяется 1250 премий по 60 тыс. руб. для победителей российских и призеров международных олимпиад и 4100 премий по 30 тыс. руб. для победителей региональных и призеров российских олимпиад.

               Важность интернетизации образования именно в том, что дальнейшие шаги в области применения цифровых образовательных ресурсов реальны для каждой школы России, а не только для «продвинутых», «экспериментальных» и т.д.

               Программа «Учебное оборудование» впервые за десятилетия принципиально меняет уровень оснащения тысяч российских школ, открывает дорогу к новому стандарту на условия обучения. Мероприятия по реализации программ «Школьное питание» и «Сельский школьный автобус», на которые из федерального бюджета выделяется по 1 млрд. рублей ежегодно, решают задачи создания школьникам нормальных условий для учебы и питания.

 

Ценность ПНПО не только в положительных результатах, но и в привлечении внимания к недостаткам, проблемам и «узким местам». Так, например, необходимость распорядиться в достаточно ограниченный срок полученными средствами обнаружила неготовность школ к подготовке документов в срок, их неосведомленность в вопросах экономики и современных технологий образовательного процесса, трудности в соблюдении баланса между централизацией и децентрализацией. Реализация проекта показала, что Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ограничивает сравнение по качеству продукции разных поставщиков, что во многих случаях приводит к резкому снижению качества и невыполнению поставщиками обязательств.

Получение школами и учителями поддержки предполагает в дальнейшем отдачу в виде распространения положительного опыта по повышению качества образования. Однако, по данным мониторинга, большинство инновационных проектов, разработанных в школах-победителях конкурса, по разным причинам не находят распространения даже в тех регионах, где располагаются эти школы.

 

Перспективы развития школьного образования

Обучение

Необходимость обеспечения конкурентоспособности России в мире определяет и приоритеты в структуре и содержании образования.

Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих. Сильное математическое и естественнонаучное образование, его фундаментальность являются конкурентным преимуществом России. В обучении математике и естественным наукам мы должны максимально использовать существующий потенциал и российские традиции, дополняя их последними научными достижениями, современными образовательными технологиями.

Преподавание дисциплин гуманитарного и социального цикла требует особого внимания, учитывая их роль в развитии национального самосознания и социальных процессов. 

Один из приоритетов школьного образования – курсы отечественной и всемирной истории. Изучение истории России в школе должно служить не запоминанию объемного массива фактического материала, но усвоению исторических ориентиров российской государственности и культуры и, как следствие, формированию у молодого поколения основ российской идентичности и гражданственности.

Русский язык занимает особое положение в школьном образовании. Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения. 

Русская литература и русский язык как ядро гуманитарного знания, как основа гуманитарной культуры служат формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности.  Эти возможности воспитания в школе человека и гражданина сегодня слабо используются. Преподавание русской литературы сведено в лучшем случае к анализу содержания тех или иных произведений, в худшем – просто к конспективному его изложению. Из процесса обучения фактически вытесняется практика написания сочинений, которая призвана развивать речевые навыки, интеллектуальный и творческий потенциал. 

Все более значимую роль в современном мире играет знание иностранного языка. Методики преподавания иностранных языков постоянно совершенствуются, успешно дополняются новыми технологиям. Главная задача здесь – преимущественное развитие навыков активной речевой коммуникации, с использованием современных технических средств обучения. Пора обратить внимание и на изучение восточных языков, в первую очередь китайского, корейского и японского.

Курс технологии (труда) в советской школе был ориентирован на потребности промышленного производства, сельского и домашнего хозяйства. Он решал важную задачу освоения традиционных технологий, формирования трудовых навыков, прививал любовь к труду. К настоящему времени развитие этого курса зашло в тупик, и курс технологии надо содержательно выстраивать заново.

От школы общество ждет эффективной профориентационной работы. Работодатели, учреждения начального и среднего профессионального образования, СМИ совместно со школой призваны сформировать в общественном мнении позитивное отношение к труду, привлекательность рабочих профессий. Важно создать условия для свободного мотивированного выбора учащимися индивидуальных образовательных и производственных траекторий.

В ближайшие годы предстоит серьезная работа по упорядочению подходов и формированию нового содержания начального и предшкольного образования.

Проблема перехода из начальной школы в основную, подростковую, заставляет еще раз пересмотреть возрастные границы. Необходим лонгитюдный педагогический эксперимент по сравнению моделей четырех-, пяти- и шестилетней начальной школы.

Национальный компонент обучения, прежде всего изучение родного языка, является важным элементом российской школы. Заботясь о сохранении национальных особенностей в образовательных стандартах и программах, нельзя забывать о том, что Россия – единая страна, с общей историей и общим будущим; и школа должна формировать у детей эту гражданскую позицию.

Одаренные дети – это золотой запас России. Сегодня у нас есть возможность дать им лучшее, по мировым стандартам, индивидуализированное образование, в том числе в специализированных школах и профильных классах, системе дополнительного образования, летних профильных лагерях, с использованием дистанционных образовательных технологий. Такие дети должны иметь возможность учиться у лучших учителей, крупных ученых, продолжить свое обучение в ведущих вузах. Школа призвана помочь им наиболее полно раскрыть свои таланты и способности, развивать и наращивать свой творческий потенциал.

Важную роль в поиске талантов, которые, возможно, будут определять лицо российской науки через 20 лет, играют различные интеллектуальные соревнования, прежде всего олимпиады. Олимпиадное движение, ставшее государственной системой, должно сохранять открытость, прозрачность, высочайший научный уровень, развивать среду общения учащихся с учеными. Имеющиеся примеры поддержки работы с одаренными детьми со стороны институтов бизнеса дают основание надеяться на создание Национального фонда поддержки талантливой молодежи для развития различных форм и видов работы с одаренными и талантливыми детьми.

Объявленная профилизация старшей школы охватывает преимущественно те предметы, которые традиционно изучались в специализированных школах. По другим предметам ни качественные новые профильные, ни элективные курсы пока не созданы. Необходима сбалансированная профилизация, сочетающая получение углубленных знаний по одним группам предметов с необходимыми знаниями в рамках «базового» уровня по другим, что даст возможность учащимся продолжить образование в ссузе или вузе.

Оценивая содержание образования в целом, надо констатировать, что нам до сих пор не удалось выстроить механизмы, содействующие разгрузке, а не расширению предметов. Это серьезная проблема, ее надо решать в рамках работ по созданию нового образовательного стандарта. Возможно, к формированию содержания образования надо привлекать специалистов смежных областей, рассматривать предметные и межпредметные модули, не связанные жестко с одинаковым числом учебных часов каждую неделю. Необходимо рассматривать и более гибкие формы организации учебного процесса, чем классно-урочная система.

Требует решения вопрос о судьбе дополнительного образования. По данным Минобрнауки России, на 2007 год в России имеется всего 8867 учреждений дополнительного образования детей. Только половина из этих учреждений (3561) – многопрофильные. Среди остальных – большинство учреждений спортивного профиля (главным образом – разные спортивные единоборства), а технических, краеведческих, художественных центров – единицы. Нужны механизмы, гарантирующие каждому ребенку школьного возраста право на 2 часа дополнительного образования в неделю.

    Особую важность для нас имеет реализация конституционного права на образование для детей-инвалидов. Успехи общества в обучении и социализации этих детей свидетельствуют о его гуманности, о высоком уровне социально-экономического развития, эффективности использования человеческого капитала в стране.

Весь спектр информационных и коммуникационных технологий может использоваться в домашнем обучении детей, которые не могут регулярно посещать школу. Таких детей в нашей стране около 40 тысяч.

Должна быть найден особый подход к содержанию образования для детей-инвалидов, а также сформирована новая система отношений педагогов, детей, родителей с находящимися на уроке или в здании школы детьми-инвалидами. Наряду с художественными фестивалями и конкурсами для таких детей, хорошо было бы проводить все больше мероприятий, где дети не делятся по состоянию здоровья.

Наконец, совершенно необходимо формирование адекватной правовой и нормативной базы, в частности, определяющей систему финансирования инклюзивного обучения ребенка-инвалида в общеобразовательной школе. Нужна норма, разрешающая ребенку-инвалиду посещать выборочные уроки в школе, а остальное образование осуществлять в дистанционном режиме.

    Принцип интеграции в общее образовательное пространство относится и к обучающимся на русском языке детям-мигрантам из семей, где дома не говорят по-русски. Следует обеспечить учителям этих детей необходимую подготовку, а детям индивидуализированную интенсивную мотивирующую подготовку вне уроков. Нужны соответствующие программы и учебные материалы, которые частично уже разработаны. Наиболее важным адаптационным периодом для этих детей является предшкольный, для которого требуются специально подготовленные кадры. Важна и воспитательная работа с русскими детьми, обучающимися вместе с детьми мигрантов, и выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощи, толерантности.

Справочно:   По данным Росстата, в Россию ежегодно прибывает около 150-200 тысяч мигрантов, а покидает ее порядка 50 тысяч в год . Налицо постоянный приток, данные миграционного прироста показывают, что с 1990 г. Россия пополнилась более чем 5 миллионами мигрантов. Анализ возрастного состава прибывших показывает, что 12-13% мигрантов – дети школьного возраста. Хотя по официальным данным большинство из них «русские», как правило, не только они, но и их родители очень плохо владеют русским языком. В результате, мигранты живут в виде анклавов, достаточно крупных и уже вполне самодостаточных. По данным УФМС по г. Москве за 8 месяцев 2008 года поставлено на миграционный учет 1,2 млн. иностранных граждан, а за 2007 год - 1,7 млн. Учитывая, что население Москвы оценивается в 10.5 млн. чел. (на 01 января 2008 г.), видно, что мигранты составляют около 16% населения столицы.

Эффективная школа невозможна без действенной системы управления качеством образования, базирующейся на системе независимого контроля качества. Необходимо шире развивать все формы контроля, в том числе профессионального и общественного, дать родителям ясные механизмы независимой оценки качества образования на всех ступенях обучения. Определенную пользу в становлении культуры независимой оценки в нашей стране оказывает международный опыт (в частности, участие России в международных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISA, SITES и других). Однако следует иметь в виду, что в ряде случаев эти исследования используют не совсем адекватный инструментарий. Наши специалисты должны выступить с инициативой проведения подобных исследований, основанных на критериях, действительно отражающих качество образования. 

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал законодательно закрепленной формой контроля качества образования. В то же время ряд ключевых принципов и опыт практической реализации ЕГЭ встретил неоднозначную, иногда резко отрицательную оценку педагогической среды и общества в целом, поскольку он не позволяет выявить творческие способности, уровень развития интеллекта и коммуникативные навыки. Существует риск того, что сегодня именно эта форма аттестации, а не учебники и программы, фактически начинает формировать содержание образования: детей учат, в первую очередь, сдаче экзамена, а не содержанию соответствующей области знания и, тем более, умению рассуждать на заданную тему. В настоящее время идет коррекция ЕГЭ, законодательно обозначена роль олимпиад, стали формироваться коллекции работ учащихся.

    Школьный учебник по-прежнему остается основной формой представления учебного материала и организации процесса его освоения. Необходима выделение государственных грантов на разработки учебников и учебно-методических комплексов нового поколения, включая электронные, в особенности для элективных и профильных курсов, а также создания новых программ и учебных пособий базового уровня для старшей школы.

 

Справочно:   По данным Ассоциации издателей учебной литературы «Российский учебник», на бюджетные средства ежегодно приобретается не более 25% от общего ежегодного фактического объема, закупаемого регионами у издательств, тиража учебной литературы.

           Из года в год повышается цена на учебники. Если в 2000 году средняя цена при закупке у издателя школьного учебника составляла примерно 50 руб., то в 2005 году – 100 руб., а средняя розничная цена комплекта учебников для обучающихся в 1 и 2 классах возросла от 250 руб. до 800 руб. и выше. Несмотря на обширный рынок учебной литературы, в среднем по России обеспеченность учебниками учащихся средних школ не превышает 50-60%. Доля родительских средств, на которые приобретаются школьные учебники, в ряде регионов составляет более 10%.

 

Необходимо добиваться от региональных властей неукоснительного соблюдения их обязанностей по обеспечению школ (учеников) бесплатными учебниками. Создание школьных фондов «коллективного пользования» учебниками позволит решить ряд проблем, в том числе по экономии бюджетных и родительских финансовых средств, увеличению срока «жизни» учебников.

Уже несколько лет проводится экспертиза школьных учебников комиссией РАН. Целесообразно поставить вопрос о расширении сферы действия академической экспертизы, распространив ее и на новые программы и стандарты, аттестационные материалы, элементы информационного (включая все цифровые образовательные ресурсы) и материального оснащения образовательного процесса. В этой работе должны участвовать Российская академия наук, Российский Союз ректоров, предметные профессиональные ассоциации, лучшие учителя и методисты. 



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Приоритетный национальный проект «Образование» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приоритетный национальный проект «Образование»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)