Воспитание и социализация
На школьный период приходятся годы, когда формируется осознанное отношение детей и подростков к окружающей действительности, закладываются основы жизненных ценностей и приоритетов, нравственных принципов и личных этических норм. Школа должна создавать максимально благоприятные условия для воспитания личности, развития нравственного сознание и формирования гражданской ответственности.
Справочно: По данным Института социально-политических исследований РАН, ценностные ориентации школьников старших классов за последние 10 лет все больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой, одновременно снижается интеллектуальный потенциал старшеклассников. Опасность представляют завышенные ожидания и самооценки старшеклассников. Вместе с тем такие традиционные ценности как семейные, культурные и религиозные также широко распространены среди старшеклассников. Представления о моральной деградации школьников сильно преувеличены. В целом формируется социально активное, рассчитывающее на успех поколение, утратившее склонность к патернализму, расчет на помощь государства, которые были свойственны предыдущим поколениям. Но эта социальная активность зачастую ложно ориентирована и не опирается на реальное знание о том, что сегодня наиболее эффективно на рынке труда.
Большая роль отводится педагогу, классному руководителю в воспитании совести, честности, чувства долга и справедливости, способности к осознанному выбору. Решение задач воспитания и социализации требует выстраивания системы социальных отношений внутри школы, чему могут служить различные творческие проекты учащихся. Необходимо научить школьников не только использовать готовые знания и процедуры, но и рассуждать, убеждать, ставить задачи, принимать решения, планировать и проектировать, ответственно выполнять планы, самостоятельно добывать информацию, а также работать в коллективе. Решение задач воспитания и социализации в школе должно использовать и урочные, и внеурочные ресурсы, а именно: · предметы базового образовательного процесса, где за счет современных образовательных технологий деятельностного типа можно не только передавать знания, но и формировать личную позицию ребенка по отношению к истории, культуре, социальным процессам; · развитие внутришкольной социальной среды, где все участники образовательного процесса (учителя, родители, дети) являются полноправными членами школьного социума, где дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; · включение детей в процессы внешкольной социальной среды (района, села, города), где они приобретают опыт социальной активности. · Образовательный процесс, поддерживаемый школой, не ограничивается школьным предметом и не заканчивается уроком. Во внеурочной деятельности сосредоточен значительный воспитательный потенциал. Для его реализации школа должна формировать инфраструктуру и выделять необходимые ресурсы – кадры, помещения, оборудование. Необходимо противопоставить стихийным каналам формирования молодежной субкультуры альтернативные, привлекательные для ребят возможности, где они могли бы проявить свой интеллектуальный, творческий и социальный потенциал. Внеурочная деятельность учителя требует справедливой оплаты, она должна быть зафиксирована в стандарте внеурочной деятельности учащегося и учитываться как процент от урочной деятельности. Мир школы не ограничивается зданием школы, школа должна шире использовать традиционные формы работы, такие, как музейная экскурсия, туристический поход или поход в театр. Особую роль в нашей стране начинают играть музеи занимательной науки, где учащиеся могут сами поставить эксперимент и обсудить его результаты; фестивали науки, демонстрирующие последние достижения в области науки и высоких технологий. Эти новации требуют системной государственной поддержки и распространения опыта на все регионы России. В России одни из самых продолжительных школьных каникул, но система каникулярного отдыха детей разработана явно недостаточно.
Справочно: По данным Минздравсоцразвития России, общее число детских оздоровительных лагерей составляет около 53 тысяч. За сезон 2006 г. из 13.3 миллиона школьников в летних лагерях побывало только 5.3 млн., причем большая часть – 2.7 млн. - в лагерях с дневным пребыванием школьников (то есть летний лагерь при школе). В загородных лагерях разного типа побывало лишь около 2 млн. детей, то есть только 16-17%. Количество загородных лагерей, санаториев, спортивных и пр. лагерей (не дневного пребывания) лишь немногим превышает 15 тысяч, то есть (учитывая, что в России около 1.5 тысяч городов) – порядка десяти на город. Необходимо развивать, наряду с традиционными формами, специализированные и профильные лагеря для оздоровления, физического развития, социализации, творчества детей. Это должно стать заботой органов исполнительной власти регионов. Органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо принять действенные меры по исправлению тенденции к сокращению количества стационарных детских оздоровительных лагерей, в том числе по созданию условий для создания современной системы кадрового обеспечения. В ближайшие годы отдых в летнем лагере должен обеспечиваться государством в объеме не менее одного месяца на каждого ребенка. Серьезной проблемой в области воспитания является негативное воздействие на детей средств масс-медиа (прежде всего – телевидения) и Интернета. Внимание государства и общества должно быть в первую очередь направлено на создание образовательного телевидения, на обеспечение широкого доступа к российской классике, добрым и интересным образовательным и развлекательным программам. Главным средством противостояния деструктивной массовой культуре является воспитание способности к выбору и активное предложение лучших альтернативных образцов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |