Тема 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС (2 часа)
Семинар № 7 (2 часа) Цель семинара: научить студентов свободно выступать в обсуждаемой теме занятия, используя свой план выступления по учебному вопросу, Научить при ответе на поставленный вопрос использовать первоисточники, законодательную базу, учебную и научную литературу. Задачи семинара: рассмотрение конституционных принципов организации Умения и навыки, приобретённые студентами в результате Федерации.
План семинарского занятия. (1 час 30 мин.) 1. Демократическая сущность современного Российского государства. 2. Конституционный механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Принцип разделения властей и система органов государственной власти в Российской Федерации. 3. Особенности формы правления, государственного устройства и политического режима Российской Федерации. Список рекомендуемой литературы Основная литература. Учебная литература: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., с изм. и доп. М, 2001. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М, 2002. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2003. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под. ред. Л.А. Окунькова. М., 2002. Конституционное право России: Лекции / Отв. ред. В.Т. Кабышев,Е.В. Колесников. Саратов, 1995. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2003. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. Конституция Российской федерации. Научно-практический комментарий. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. 2-е изд. / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1997. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Дополнительная литература: Ардашкин В.Д. К современной концепции государства// Правоведение. 1992. №2. Байтин М.И. Политическая власть и государство // Теория политики (общие вопросы). Саратов, 1994. Бородин СВ., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России //Государство и право. 2002. № 5. С 13-16, Бутусова Н.В, Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений //Журнал российского права. 2003. № 6. С.58-66. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода//Государство и право. 2003. № 1. С. 5-12. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001 .№3. С. 94-99. Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М, 1998. Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. 1999. №4. Пастухов В.В. Становление российской государственности и конституционный процесс: политический аспект // Государство и право. 1993. №2. Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов, 2003. Савва С. С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты// Журнал российского права. 2009. № 11. Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе//Советское государство и право. 1990. № 1. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. №2. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1996. Нормативно-правовые акты; Конституция Российской Федерации. М., 1993. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; СЗ РФ. 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 04.06.2010 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; СЗ РФ. 16.07.2001, № 29, ст. 2950. Задания студентам на самостоятельную работу: 1. Изучение вопросов семинара и подготовка конспектов. 2. Решение задач. Практические задания: 1. В статье 14 Конституции РФ записано, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения равны перед законом. В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, говорится об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Не противоречат ли данные положения Закона ст.. 14 Конституции РФ? См.: Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. 2. 26 марта 1992 г. Верховным Советом Республики Карелия был принят Не противоречат ли данные положения Закона Республики Карелия ч. 1 ст. 8 Конституции РФ? См.: Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 19 апреля 1995 г. // Вестник Конституционного Суда РФ . 1995. № 4. 3. Президент РФ 2 марта 1996 г. издал Указ «О порядке переноса сроков выборов в законодательные органы государственной власти субъектов РФ», в котором признал недействующим другой Указ, положения которого предусматривали двухлетний срок полномочий избранных на его основе депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Ссылаясь на Указ Президента РФ от 2 марта 1996, Законодательное Собрание Пермской области продлило срок своих полномочий и перенесло очередные выборы представительного органа с марта 1996 г. на декабрь 1997 г. Не противоречит ли перенос срока выборов в органы государственной власти и продление срока полномочий Конституции РФ? См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 марта 1996 г. «О порядке переноса срока выборов в законодательные органы государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1997, № 20. Ст. 2383. 4. 30 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Изучите данный нормативный акт и ответьте на следующие вопросы: Какие принципы должны быть положены в основу разграничения предметов ведения и полномочий? Каков механизм участия субъектов РФ в федеральном, законодательном процессе? Каков порядок заключения, договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ? Какие согласительные процедуры используются при разрешении споров между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ? См.: СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176. 5. Государственная Дума 4 апреля 1997 г., а Совет Федерации - 14 мая 1997 г. в соответствии с ч. З ст. 107 Конституции РФ вновь рассмотрели отклоненный Президентом РФ Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» и конституционно установленным квалифицированным большинством голосов одобрили его в ранее принятой редакции. Однако Президент РФ возвратил Закон в Совет Федерации и Государственную Думу без рассмотрения, поскольку считал, что при повторном его рассмотрении в палатах Федерального Собрания была нарушена конституционная процедура одобрения Федерального закона. Правомерны ли действия Президента РФ? Ознакомьтесь с Постановлением. Конституционного Суда РФ по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ и между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон. См.: Российская газета. 1998. 21 апреля. 6. Губернатором Курской области были изданы нормативные правовые акты, в которых устанавливались положения, препятствующие свободному перемещению товаров и свободе экономической деятельности, а также ущемляющие самостоятельность и права хозяйствующих субъектов. Президент своим указом приостановил действие постановлений губернатора Курской области и предложил ему привести их в соответствие с Конституцией РФ, т.к. по мнению главы государства, они противоречили ст. 12, 71, 74, 130,132 Конституции РФ. Правомерны ли действия Президента РФ? 7. Государственная Дума РФ направила запрос в Конституционный Суд РФ, основанием которого явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросах о том: В каких случаях и до какого момента обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ; должно ли временное исполнение Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ, безусловно, повлечь за собой назначение новых выборов Президента РФ либо возможно возобновление исполнения Президентом РФ своих полномочий? Ознакомьтесь с Постановлением КС РФ и ответьте на эти вопросы. См.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании положений ст. 92 (ч. 2 и 3) Конституции РФ // Российская газета. 1999 г. 27 июля. Форма контроля студентов: 1. Опрос студентов по вопросам семинара; 2. Проверка конспектов в рабочих тетрадях; 3. Проверка решения задач в рабочих тетрадях.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |