Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС (2 часа)



2020-02-04 284 Обсуждений (0)
Тема 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар № 7 (2 часа)

Цель семинара: научить студентов свободно выступать в обсуждаемой

теме занятия, используя свой план выступления по учебному вопросу, Научить при ответе на поставленный вопрос использовать первоисточники, законодательную базу, учебную и научную литературу.

Задачи семинара: рассмотрение конституционных принципов организации
демократического, суверенного, федеративного, правового, социального,
светского                              Российского государства, определение конституционного механизма осуществления государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, исследование принципа разделения властей и системы органов государственной власти в Российской Федерации, особенности формы правления, государственного устройства и политического режима Российской Федерации.

Умения и навыки, приобретённые студентами в результате
семинарского занятия:
формирование у студентов комплексного
представления       о конституционно-правовом статусе Российской

Федерации.

 

План семинарского занятия. (1 час 30 мин.)

1.  Демократическая сущность современного Российского государства.
Конституционные принципы организации демократического, суверенного,
федеративного, правового, социального, светского Российского государства.

2.  Конституционный механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Принцип разделения властей и система органов государственной власти в Российской Федерации.

3.  Особенности   формы правления, государственного устройства и политического режима Российской Федерации.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература.

Учебная литература:

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., с изм. и доп. М, 2001.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М, 2002.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2003.

Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под. ред. Л.А. Окунькова. М., 2002.

Конституционное право России: Лекции / Отв. ред. В.Т. Кабышев,Е.В. Колесников. Саратов, 1995.

Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2003.

Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999.

Конституция Российской федерации. Научно-практический комментарий. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002.

Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. 2-е изд. / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1997.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.

Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Дополнительная литература:

Ардашкин В.Д. К современной концепции государства// Правоведение. 1992. №2.

Байтин М.И. Политическая власть и государство // Теория политики (общие вопросы). Саратов, 1994.

Бородин СВ., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России //Государство и право. 2002. № 5. С 13-16,

Бутусова Н.В, Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений //Журнал российского права. 2003. № 6. С.58-66.

Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода//Государство и право. 2003. № 1. С. 5-12.

Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001 .№3. С. 94-99.

Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М, 1998.

Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. 1999. №4.

Пастухов В.В. Становление российской государственности и конституционный процесс: политический аспект // Государство и право. 1993. №2.

Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов, 2003.

Савва С. С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты// Журнал российского права. 2009. № 11.

 Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе//Советское государство и право. 1990. № 1.

Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. №2.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1996.

Нормативно-правовые акты;

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; СЗ РФ. 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 04.06.2010 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; СЗ РФ. 16.07.2001, № 29, ст. 2950.

Задания студентам на самостоятельную работу:

1. Изучение вопросов семинара и подготовка конспектов.

2. Решение задач.

Практические задания:

1.  В статье 14 Конституции РФ записано, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения равны перед законом. В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»  признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, говорится об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Не противоречат ли данные положения Закона ст.. 14 Конституции РФ? См.: Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

2.  26 марта 1992 г. Верховным Советом Республики Карелия был принят
Закон «О порядке вывоза круглого леса за пределы Республики Карелия»,
которым выедена пошлина на вывозимый за пределы республики лес в
размере 400 % от рыночных цен, лицензирование деятельности по вывозу
круглого леса с территории Республики Карелия и санкции за неисполнение
Закона в виде штрафа в размере 10-кратной рыночной цены вывозимой
древесины.

Не противоречат ли данные положения Закона Республики Карелия ч. 1 ст. 8 Конституции РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 19 апреля 1995 г. // Вестник Конституционного Суда РФ . 1995. № 4.

3.  Президент РФ 2 марта 1996 г. издал Указ «О порядке переноса сроков выборов в законодательные органы государственной власти субъектов РФ», в котором признал недействующим другой Указ, положения которого предусматривали двухлетний срок полномочий избранных на его основе депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Ссылаясь на Указ Президента РФ от 2 марта 1996, Законодательное Собрание Пермской области продлило срок своих полномочий и перенесло очередные выборы представительного органа с марта 1996 г. на декабрь 1997 г.

Не противоречит ли перенос срока выборов в органы государственной власти и продление срока полномочий Конституции РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 марта 1996 г. «О порядке переноса срока выборов в законодательные органы государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1997, № 20. Ст. 2383.

4.  30 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Изучите данный нормативный акт и ответьте на следующие вопросы:

Какие принципы должны быть положены в основу разграничения предметов ведения и полномочий?

Каков механизм участия субъектов РФ в федеральном, законодательном процессе?

Каков порядок заключения, договоров и соглашений между органами

государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ?

Какие согласительные процедуры используются при разрешении споров между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ?

См.: СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

5.  Государственная Дума 4 апреля 1997 г., а Совет Федерации - 14 мая 1997 г. в соответствии с ч. З ст. 107 Конституции РФ вновь рассмотрели отклоненный Президентом РФ Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» и конституционно установленным квалифицированным большинством голосов одобрили его в ранее принятой редакции. Однако Президент РФ возвратил Закон в Совет Федерации и Государственную Думу без рассмотрения, поскольку считал, что при повторном его рассмотрении в палатах Федерального Собрания была нарушена конституционная процедура одобрения Федерального закона.

Правомерны ли действия Президента РФ? Ознакомьтесь с Постановлением. Конституционного Суда РФ по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ и между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон. См.: Российская газета. 1998. 21 апреля.

6.  Губернатором Курской области были изданы нормативные правовые акты, в   которых устанавливались положения, препятствующие свободному перемещению товаров и свободе экономической деятельности, а также ущемляющие самостоятельность и права хозяйствующих субъектов. Президент своим указом приостановил действие постановлений губернатора Курской области и предложил ему привести их в соответствие с Конституцией РФ, т.к. по мнению главы государства, они противоречили ст. 12, 71, 74, 130,132 Конституции РФ.

Правомерны ли действия Президента РФ?

7.  Государственная Дума РФ направила запрос в Конституционный Суд РФ, основанием которого явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросах о том:

В каких случаях и до какого момента обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ; должно ли временное исполнение Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ, безусловно, повлечь за собой назначение новых выборов Президента РФ либо возможно возобновление исполнения Президентом РФ своих полномочий? Ознакомьтесь с Постановлением КС РФ и ответьте на эти вопросы. См.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании положений ст. 92 (ч. 2 и 3) Конституции РФ // Российская газета. 1999 г. 27 июля.

Форма контроля студентов:

1. Опрос студентов по вопросам семинара;

2. Проверка конспектов в рабочих тетрадях;

3. Проверка решения задач в рабочих тетрадях.



2020-02-04 284 Обсуждений (0)
Тема 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)