Из истории развития конституционного законодательства в дореволюционной России
Содержание
Введение. 3 1. История становления конституционализма в России. 5 1.1. Из истории развития конституционного законодательства в дореволюционной России. 5 1.2. Конституции в СССР. 7 2. Конституция 1993 года. 10 2.1. Разработка проекта Конституции. 10 2.2. Президентский проект Конституции. 15 3. Октябрьский политический кризис 1993г. 18 3.1. Конфликт Президента и парламента. 18 3.2. Принятие конституции 1993 года. 21 Заключение. 25 Глоссарий. 27 Список использованных источников. 30 Приложения. 36
Введение Конституционный строй представляет собой совокупность государственно-правовых связей, обусловленных необходимостью публичного признания и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина. Ценность конституции предопределяется ее системообразующим началом, способностью к формализации первичных государственно-правовых связей. Конституционный строй выражает природу не любых, а только определенных государственных связей. Его содержание предопределяется фактором конституции как символа свободного государства. Конституция - это, прежде всего, декларация независимости личности, хартия вольностей, билль о правах. Конституция в этом смысле не столько создается, сколько осознается, постигается человечеством в процессе государственной эволюции. Подобная конституция не связана государственным правом она означает преодоление государственной и правовой ограниченности. В этом смысле не всякий государственный строй есть одновременно конституционный, но лишь такой, который воплощает в себе конституционную идею, состоящую в равном праве для всех. Мы не можем признать наличие конституции, как символа свободного режима, в государстве, отрицающем права человека. Отсюда следует, что подлинно или собственно конституционный строй складывается только в государстве, признающем автономию личности, строящем свои отношения с ней на договорных началах. Цель работы – рассмотреть особенности развития и правового закрепления конституционного строя в РФ. Задачи: 1. познакомиться с историей развития конституционного законодательства; 2. изучить особенности разработки и принятия действующей конституции РФ. Источниками для написания работы явились Конституция РФ и законодательство РФ о развитии конституционного строя в РФ. Современное представление о конституционном строе уподобляет его строю государственному. В этом есть своя закономерность. Конституционное государство сегодня воспринимается как естественное юридическое состояние людей, авторитарное же как искаженная форма государственного бытия, как политический пережиток. В современных исследованиях мы обнаруживаем расширенное толкование конституционного строя и его компонентов. Современное представление о конституционном строе гораздо шире того, которое можно назвать ранним. Последнее под конституционным строем понимало только определенный способ государственного властвования, основанный на разделении властей и признании естественных прав человека. Подобное воззрение отражается в некоторых текущих высказываниях о конституционном строе. Так, в учебнике конституционного права России Е.И. Козловой и О. Е. Кутафина отмечается, что "наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено соединение государства и права." В одноименном учебнике М.В. Баглая и Б.Н. Габричидзе конституционный строй определяется как "порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией." Эти высказывания, во всяком случае, уже того понимания конституционного строя, которое законодатель вкладывает в содержании первой главы Конституции России, в них содержится ретроспективная оценка явления конституции, предопределившего особенности современного государственного устройства.
История становления конституционализма в России Из истории развития конституционного законодательства в дореволюционной России Государственное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось принятием Основного закона страны, выдвижения принципа верховенства конституции. Идеи принятия основных законов, которые должны были отличать монархию от деспотии высказывались еще императрицей Екатериной II и деятелями из ее окружения. Идея такого проекта «конституции» сводилась к тому, чтобы повысить роль сената, «сократить» ряд законодательных полномочий монарха. В этих целях Екатерина II приглашала даже Дидро, не многие из идей которого были восприняты монархом. Конституционные течения проявились в обществе, литературе и науке в начале 19 века. При этом существенное значение имеют западная переводная литература. В последующем, декабристы и ряд государственных деятелей (в частности – Сперанский, Новосильцев), подготавливая проекты конституции Российской империи основывались на Польской конституционной хартии 1815 года. В 1819 году государем Александром I было сделано поручение Новосильцеву составить проект «Уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. Как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров. Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи, как мы уже отмечали – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от Европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.[1] Проекты конституции России разрабатываются Никитой Михайловичем Муравьевым (1824г.), Г.С. Батеньковыми (1826г.) и др. В конце 19 - начале 20 века различными российскими учеными также разрабатываются проекты конституции Российской империи. Так, можно выделить «проект Русской Конституции» (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый «проект Геллерта (1904г.). Несмотря на революционность предложений, названные проекты были далеко не безупречны, т.к. например, не содержали положения о верховенстве конституции, а из текста проекта самой конституции можно лишь сделать вывод о верховенстве Императора. В условиях монархического государства после государственных преобразований 1905-1906 гг. в России 23 апреля 1906 года были введены в действие Основные государственные законы. Однако они не только ничего не говорили о собственной роли в правовой системе страны, но весьма определенно закрепляли через характеристику императорской власти как самодержавной верховенство монарха. Так в ст.4 гл.1 Основ было закреплено: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Тем самым создавались правовые основы для развития монархического конституционализма. Многие конституционные идеи 19-20 века остались так и не востребованы, в виду прихода к власти Советов. Советское государство пошло по своему пути развития идей конституции и конституционализма. Конституции в СССР Первая Российская Конституция была принята в 1918 году. Как отмечал один разработчиков российской советской конституции П.Стучка, конституция представляет собой «организацию участия господствующего класса во власти».[2] Конституция 1918г. воистину являлась выразительницею классовых отношений власти данного общества. Первая Конституция РСФСР 1918г., ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов. Наряду с введением трудового ценза, основной закон содержал подробный перечень лиц, лишенных избирательных прав, - так называемых эксплуататоров трудового народа. Основной Закон РСФСР 1918г. вряд ли выполнял роль социального компромисса между различными политическими силами в обществе, интересами сословий — дворянства, купечества, зарождающейся буржуазии, рабочих, крупного, среднего и мелкого крестьянства. Им устанавливалась не демократическая, плюралистическая и легитимная власть, а, напротив, диктатура беднейшего населения, которая вызвала по отношению к себе вооруженное противостояние, гражданскую войну. Официально провозглашалось право государства на неправовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, п.3 главы 2 раздела I закреплял основные задачи Советской власти, а именно «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком... беспощадное подавление эксплуататоров», и более конкретные: «...вооружение трудящихся ...и полное разоружение имущих классов».[3] В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года и СССР от 6 июля 1923 года (в ред. от 31 января 1924г.), от 5 декабря 1936г., впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. Современная историко-правовая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. Между тем, целый ряд задач, которые были поставлены в Конституции перед Советской властью, оказались выполненными (национализация собственности, ликвидация эксплуататоров, безграмотности и др.), поэтому вряд ли правильно рассматривать эту Конституцию как излишне декларативную. Получается, что Советские Конституции были декларативны «лишь» для большинства граждан и зарубежных государств. Некоторые лозунги первых конституций так и остались «на бумаге» прежде всего из-за своей изначальной нереальности. Конституция СССР 1923г. (в ред.1924г.)[4] стала вектором для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство. Конституция 1936г.[5] – это апогей становления и закрепления Советской власти. И не только в идеологическом, но и экономическом плане. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в государственной практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР. На основе принятых конституционных норм в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формирования современной структуры власти. Конституция СССР 1977г.[6] – отражала в себе изменения прошедшие в обществе и государстве за период в сорок лет, в тоже время, как было закреплено в декларации ВС СССР «Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями». В тоже время, конституция приобрела более детализированный характер. Конституция 1977 года была посвящена основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны, месту КПСС в государстве. Конституция закрепила ряд новых прав, например, право на жилище. Все советские конституции 1918-1977гг. упрочивали и расширяли социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства — монополиста-собственника. Одновременно стагнировало развитие личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией («в целях развития коммунистического строительства...», «в целях укрепления и развития социалистического строя» и т. п.). Несмотря на формальность многих положений советских конституций, именно в этих актах были заложены принципы прав человека, основы верховенства конституции, то есть предпосылки будущей российской конституции. Советские конституции не регулировали принцип верховенства конституции, но закрепляли доктрину социалистической законности и обязывали государственные и общественные организации, должностных лиц соблюдать их положения, а также законы СССР и союзных республик, изданные в пределах их полномочий. Итак, с одной стороны в Советской России попираются и лишь декларируются конституционные права и гарантии, с другой стороны закладываются следующие основы конституционного права: Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция дает юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов. Конституция есть регистрация и законодательное закрепление тех завоеваний, которые уже добыты и обеспечены .
Конституция 1993 года
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |