Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принятие конституции 1993 года



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Принятие конституции 1993 года 0.00 из 5.00 0 оценок




В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта Конституции. 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации была принята на всеобщем референдуме, страна обрела основной закон, который действует уже более десяти лет. Новая конституция ознаменовала общую демократизацию государственной власти, т.е. переход от тоталитарного государства-монополиста к государству, ограниченному в своей деятельности потребностями современного российского общества.

Конституция 1993 года не просто принята для «проформы», не просто закрепляет права и государственное устройство, Конституция РФ имеет верховную силу, непосредственно применяется судами. В тоже время многие конституционные принципы до сих пор являют собой «приглашение к борьбе», и не всегда используются субъектами конституционной системы.

Основной Закон РФ был и остается в целом надежным политико-правовым фундаментом, позволяющим успешно воздвигать в стране здание демократически-правовой государственности, формировать развитое гражданское общество, строить цивилизованную рыночную экономику, т.е. превращать Россию в благополучную, процветающую страну. [28]

Для того, чтобы твердо идти по пути дальнейшего совершенствования конституционного строя, нет необходимости инициировать процесс изменения, переработки и демонтажа самой Конституции. Посредством принятия востребованных жизнью федеральных конституционных законов, федеральных законов, с помощью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, надлежащего соблюдения принципов и положений Конституции всеми субъектами права, задачи реформирования и совершенствования российского конституционализма могут и будут успешно решаться.

Эффективный конституционный механизм защиты прав человека уже создан. Он есть, хотя действует не всегда в меру заключенных в нем больших возможностей. Причиной тому, является нежелание (и неумение) очень многих граждан самим активно осуществлять и защищать в рамках Конституции РФ свои права и свободы. Не секрет, что большинство граждан уповает на то, что их собственные права и свободы будут воплощаться в жизнь без их личных усилий, стараниями одних только госслужащих, сторонних чиновников.  Эффективность и результативность действия механизма защиты прав человека в первую очередь зависит от того, насколько энергично и умело пользуются им сами заинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качества гражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своей страны.

На современном этапе развития конституционализма в РФ принято абсолютное большинство законодательных актов (как конституционных законов, так и федеральных законов) логично дополняющих положения Конституции РФ: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;[29] Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;[30] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;[31] Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»(с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.);[32] Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.);[33] Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.);[34] Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»(с изм. и доп. от 22 марта 2001 г.);[35]  Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;[36] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.);[37]  Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;[38] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.);[39] Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.);[40] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»(с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)[41]и другие.

Опыт действия Конституции РФ, ее динамическое воздействие на правовую систему осложняется факторами инкорпорации норм международного и европейского права, регулирующих основные права и свободы; столкновением консервативной функции права и его преобразующей роли; невысоким уровнем доверия со стороны населения к конституционным принципам и нормам; проблемами исполнения решений судебных органов.

 

 

Заключение

Конституция как правовой механизм поддерживается и осуществляется целой структурой правовых и государственных институтов, общественным правосознанием, конституционной теорией и правоприменительной практикой. У конституции, как справедливо считают многие ученые и практики, нет собственного механизма реализации; им, в сущности, является вся правовая система, все ее элементы и взаимосвязи между ними прямо или косвенно причастны к осуществлению конституционных норм и принципов.

Становление конституционализма – это становление верховенства конституции не только в государстве (государственных образованиях), но в народе, осознание верховенства конституции; наличие механизмов реализации конституционных положений; становление не формы конституции, а ее содержания. Становление конституционализма в любом государства – это достаточно долгий и непростой процесс.

Принятие Декларации о государственном суверенитете (12.06.1991 г.) стало для России отправным пунктом в строительстве новой государственности. Практическая же реализация поставленных целей столкнулась с рядом противодействующих факторов. Среди них можно выделить, с одной стороны, силы, заинтересованные в сохранении жесткого московского влияния, стремящиеся законсервировать отношения центра и регионов, с другой - все более активно стали заявлять о себе сторонники безграничной суверениза­ции в российских республиках, краях и областях.

Конституция РФ стала своеобразным очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив действие фундаментального принципа осуществления публичной власти - принципа разделения властей (ст. 10). Суть его в том, что различные виды деятельности по осуществлению государственной власти должны выполняться различными органами, взаимодействующими между собой. Соединение разнородных функций в одном органе неизбежно создает предпосылки для установления диктатуры. Вместе с тем принцип разделения властей не устраняет единства власти, так как речь идет о функциональном ее разграничении.

По своей направленности на разграничение сфер деятельности всех ветвей власти Конституция РФ близка к конституциям развитых демократических стран. Однако мировой опыт показывает, что только функционального разделения государственной власти между самостоятельными государственными органами недостаточно. В Основном законе должны быть заложены как приоритеты ветвей власти, так и взаимные ограничители. Такая схема получила название системы сдержек и противовесов. Статья 11 Конституции РФ поручает осуществление государственной власти на федеральном уровне исчерпывающему перечню субъектов: Президенту, двухпалатному Федеральному Собранию, правительству и федеральным судам. Каждый из этих органов является элементом единой системы государственных органов.

 

 

Глоссарий

 № п/п Понятие Определение
1. Гарантии конституционных прав и свобод определенные средства обеспечения провозглашенных Конституцией прав и свобод граждан со стороны государства, его органов, должностных лиц.
2. Государство    особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
3. Государственная Дума  одна из палат Федерального Собрания РФ, которая формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
4. Гражданское общество    сообщество свободных и равных граждан "внутри" государства, способных "сдерживать" государственное вмешательство в частную и общественную жизнь, контролировать и регулировать изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Гражданское общество характеризуется развитым самосознанием граждан и их активным участием в общественной жизни. Государство без гражданского общества, как правило, вырождается в те или иные формы тоталитарной власти.
5. Законность режим неуклонного действия правовых норм, который предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний.  
6. Конституционализм это такое устройство государства, при котором главенство основного закона – непререкаемо.
7. Конституционный закон это такой акт, необходимость принятия которого предусмотрена непосредственно Конституцией. Его нормы развивают и конкретизируют отдельные положения Конституции.  
8. Легитимность государственной власти основа такой правительственной власти, которая поддерживается убеждением правящих и управляемых в правомерности властных функций правительства.  
9. Механизм государства   это совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним (государством) задачи.  
10. Референдум принятие законов путем всенародного голосования.  
11. Суверенитет верховенство и независимость государственной власти, предполагающие исключительное право государства устанавливать законы, определять права и обязанности граждан (верховенство). Принцип суверенитета подразумевает также самостоятельность государства как субъекта принятия решений в международных отношениях (независимость).

 

 



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Принятие конституции 1993 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принятие конституции 1993 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)