Проблемы развития конституционно-правовой модели государственной власти РФ
Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении - это «способы и средства реализации жителями муниципальных образований вопросов местного значения без использования в качестве промежуточных звеньев каких-либо органов муниципальной власти или должностных лиц и без получения ими властных полномочий» [7]. Сущность и назначение местного самоуправления - это взаимодействие муниципального управления с населением. Взаимодействие – это самостоятельная деятельность заинтересованного населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Эта деятельность признается и гарантируется Конституцией, а также историческими и иными местными традициями. Ответственность за свою деятельность население несет само. Однако подробный анализ показывает, что этого взаимодействия недостаточно. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сыграл позитивную роль в процессе становления важнейшего института демократии. Этот закон конкретизировал конституционные нормы и заложил правовую базу формирования демократической местной власти[8]. Не все граждане участвуют в управлении муниципальным образованием. Для активизации участия граждан в управлении городом, нужно обратить внимание на то, что сами граждане считают препятствием в этом деле. В первую очередь необходимо больше давать информации о том, как и в каких формах населению можно участвовать в управлении городом. Хотя проблемы у города есть, и с ними все хорошо знакомы, у населения нет желания взаимодействовать с органами местной власти. В этом виноваты обе стороны. Отдельно стоит сказать, что местные власти должны постоянно заботиться о своей репутации и имидже политиков, так как имидж муниципальной власти может формироваться субъективно, на основе отношения населения к отдельному лидеру. Образ одного политического лидера выступает как олицетворение власти всего муниципального образования. Об этом необходимо помнить всем представителям органов местной власти. И если уж население может по отдельной персоне cудить обо всей системе муниципальной власти, то пусть они смотрят на сильных, харизматичных лидеров. Если граждане сами будут участвовать в жизни города и увидят некоторые процессы и некоторых людей, решающих проблемы населения своими глазами, тогда и доверия органам власти будет больше. Если все же население решится попробовать участвовать в управлении городом, необходимо, чтобы после такого взаимодействия у человека осталось приятное впечатление о работе с органами власти. Тогда человек, получивший помощь, и другим людям будет рассказывать о том, как полезно и совсем не хлопотно работать с местными чиновниками. Тогда люди перестанут бояться быть вовлеченным в политику и общественную жизнь города и будут делиться друг с другом результатами своих действий. А сарафанное радио, как известно, в народе работает очень хорошо. Основой любого процесса работы органов местной власти является инициатива населения. Создание условий для участия жителей в решении местными органами власти проблем населения - главная цель работы с населением[9]. Для того, чтобы организовать участие населения в решении вопросов местного значения, требуется создать определенные условия. Например, правовые документы по формам участия жителей в местном самоуправлении должны соответствовать требованиям законодательства и быть доступны для всех жителей муниципального образования. Должно быть организовано постоянное наличие структур (специалистов) по всем сферам жизни и их материально-техническое обеспечение. Жителям должна поступать своевременная, доступная и полная информация о планируемой и осуществляемой деятельности органами власти и условия участия в этом населения. Органам местной власти необходимо больше и чаще проводить и своевременно информировать людей о различных совещаниях, собраниях, встречах, «днях открытых дверей» в органах местного самоуправления; общественных форумах, «круглых» столах, конференциях, съездах представителей органов территориального общественного самоуправления, «неделях местной демократии», информационных часах по актуальным вопросам местного самоуправления с приглашением представителей политических партий и общественных объединений; научно-практических конференций и многих других совместных мероприятиях, способствующих сближению двух сторон. С каждым разом такие мероприятия будет посещать все большее количество небезразличных граждан. Таким образом, можно сказать, что для активизации населения в управлении муниципальным образованием, требуется не так много материальных средств, но больше времени и действий со стороны муниципалитета и СМИ. Интегрирование новых технологий поспособствует модернизации системы работы с обращениями населения, так как: - снизится время рассмотрения обращений, сэкономятся государственные средства; - увеличится количество рассматриваемых обращений, снизится очередь и количество одинаковых запросов, поскольку необходимо будет создать единую базу обращений; - переход должен обеспечить увеличение эффективности в несколько раз, но потребуется поддержка со стороны администрации и исполнителей. С другой стороны, внедрение информационных технологий окажет благоприятное воздействие на работу с обращениями граждан лишь в том случае, когда структура оптимизируется под электронное взаимодействие. Процесс электронного документооборота может только ускорить обмен информацией и если повезет, коммуникацию с разработчиками и будет способствовать корректному хранению данных. В тоже время качество работы с обращениями граждан никак не изменится. Эта форма будет эффективна в случае: - если создастся информационно-справочная система; - если система станет более удобной и понятной; - если будет усилен контроль за исполнительской работой, процесс станет более открытым для заявителей. Переход в электронную форму должен сделать систему открытой, только если органы власти согласятся на такую открытость, но это не в их интересах. То есть, главным в работе с обращениями граждан и организаций является отношение чиновников к выполнению своих функций. Чиновников необходимо поставить в рамки, которые сведут к минимуму возможности безответственного отношения к своим задачам. В этом случае переход к электронному документообороту возможен, и будет способствовать: - снижение сроков исполнения обращений граждан; - увеличению открытости; Говоря о качестве работы с обращениями граждан при переходе на электронный документооборот, необходимо[10]: - обучать служащих электронному документообороту; - проводить разъяснительную работу среди населения; - размещать на порталах государственных услуг разделов, в которых можно обучиться как подавать заявления, или какое-либо обращение; - модернизировать техническую базу ОМС и укрупнить экономически слабые муниципалитеты. Можно также предложить разные способы учета и контроля[11]: - система обращений должна иметь возможность оценки качества обращений. Необходимо передавать эти функции уполномоченному по правам человека; - необходимы статистические данные и анализ обращений граждан на бездействие чиновников. Данные показатели нужно учитывать во время оценки работы чиновников. Должен быть орган, при Президенте РФ, который будет контролировать работу с обращениями граждан и организаций; - требуется отдельная структура по работе с обращениями граждан, которая будет напрямую подчиняться президенту; - также важно привлекать структуры гражданского общества к контролю за работой с обращениями граждан и увеличение влияния данных структур на оценку работы ответственных лиц; - требуется отдельный регламент работы по всем структурам, и одно ответственное лицо в каждой структуре; - требуется построить онлайн-рейтинги и создать референдумы на портале Госуслуг, это сподвигнет чиновников качественно и добросовестно выполнять свои задачи, а не останавливаться на формальных отписках. Таким образом, анализируя приведенные проблемы, стоит еще раз акцентировать внимание на необходимости комплексного подхода в решении вопроса улучшения работы с обращениями граждан, что в свою очередь предполагает: - закрепление четких критериев постановки обращений на контроль; - построение работающей системы контроля, преодоление разногласия, когда федеральные органы власти не обладают средствами воздействия на местные органы и органы местного самоуправления, препятствующие или затягивающие исполнение обращений; - построение гарантированного качественного рассмотрения проблем, поставленных в обращениях; - разработку критериев постановки какого-либо заявления на контроль. Преодоление подхода в постановке на контроль всех заявлений, поступающих из федеральных органов власти. Осуществление комплексных мер, и интеграция новых технологий позволят увеличить возможность граждан на обращения, и будет очень важным условием создания и функционирования гражданского общества. В настоящее время развитие и функционирование местного самоуправления в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации 1993 года и принятым, в соответствии с ней, Федеральным Законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет определение местного самоуправления, как «формы осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения»[12]. В этом определении делается акцент на сущностную характеристику и основное общественное предназначение местного самоуправления – это развитие инициативы и самоуправления граждан, демократии и гражданского общества. Таким образом, разработанная нормативно-правовая база создает предпосылки для появления гражданских инициатив в местном самоуправлении. Проанализировав практику местного управления, можно заметить, что большая часть населения не принимает никакого участия при выявлении и решении муниципальных проблем, это приводит к снижению потенциала системы и укрепляет неблагоприятную ситуацию. Следовательно, местное самоуправление, как форма народовластия, сегодня больше напоминает «местное управление над населением» , где управление происходит в лице органов муниципального управления и, к сожалению, иногда и без учета интересов населения данного муниципального образования. В свою очередь, это отрицательно сказывается на систему местного самоуправления, и приводит к ухудшению качества муниципальных управленческих решений (в большей степени на этапе их исполнения) и уровня самостоятельности, ответственности, инициативности и гражданского самосознания местного населения. В органах местного самоуправления практически копируются принципы принятия управленческих решений, которые действуют в системе государственного управления. Эта тенденция говорит об отсутствии практики использования современных демократических управленческих технологий для местного самоуправления. В первостепенную очередь, органам местного самоуправления необходимо провести переориентировку свей стратегической деятельности, т.е. перейти от преимущественного оказания муниципальных услуг к формированию и развитию необходимых условий в муниципальных образованиях для повышения активности деятельности других социальных субъектов (НКО-сектор, предпринимательство и др.) с целью частичной передачи им некоторых полномочий в сфере оказания муниципальных услуг. Во-вторых, необходимо повсеместно образовать сеть «бизнес-инкубаторов» с целью развития предпринимательской среды в муниципальных образованиях и «социальных инкубаторов» для развития лидерского потенциала и гражданских инициатив у населения. В-третьих, органам муниципального управления нужно использовать различные современные формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением для развития гражданской инициативы в данном муниципальном образовании. Анализ практики последнего времени наглядно показывает, что большая часть населения муниципальных образований все также еще думает, что органы местного самоуправления являются государственными, и свое личное участие в решении каких-либо вопросов местного самоуправления видят лишь только в однократных акциях выбора представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Причинами такого положения дел можно назвать следующие аспекты[13]: Во-первых, в сознании большинства все еще заложены стереотипы и принципы организации власти на местах прошлого времени; Во-вторых, на сегодняшний день есть тенденция к сохранению отчуждённости населения от власти; В-третьих, существует правовая неграмотность и неосведомлённость народа в вопросах местного самоуправления. Необходимым и актуальным вопросом остается важность формирования системной деятельности над повышением общего уровня культуры и образованности населения в вопросах местного самоуправления, и формирование доверия населения к власти, что их интересы стоят не на последнем месте в системе муниципального управления и все их потребности и, главное, действия, непременно будут учтены.
З АКЛЮЧЕНИЕ Значение деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по изменению субъектного состава Российской Федерации путем укрупнения субъектов Российской Федерации, и прежде всего путем объединения автономных округов и краев, областей. Необходимы дальнейшее изучение конституционно-правовых основ института федеральных округов в Российской Федерации, эффективности существующих правовых механизмов функционирования полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, выработка на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации в данной сфере. В настоящее время в Российской Федерации достаточно четко представлен комплексный конституционно-правовой анализ правового регулирования статуса, функций и функционирования федеральных округов, деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, обоснована необходимость качественно нового понимания института федеральных округов в Российской Федерации, в том числе и как инструмента антикризисного управления. Экономическое районирование способствует разработке ряда экономических показателей, например, улучшению внутрирайонной и межрайонной инфраструктур, оптимизации промышленности страны за счет разделения труда, более рационального использования природных и экономических ресурсов региона и т.д. Без грамотной регионализации территории страны невозможно осуществить эффективную региональную политику, включая разработку и реализацию целевых и региональных программ. Подводя итоги, я могу еще раз отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует сложная система работы исполнительной ветви власти, которая является подсистемой государственной власти. Ее областью в структуре разделения власти как единого неразделимого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел, которая имеет определенное структурное строение, включающее в себя уровни (строение по иерархической вертикали), а также звенья (одноуровневые образования однородных органов), виды и формы органов исполнительной власти, они являются первичными и важнейшими структурными единицами рассматриваемой системы. Она обладает сложным структурным внутреннем строением, включает структуру подразделения аппаратного предназначения, не обладающие властных полномочий, a порой и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как особого института государственной власти. Основы территориальные местного самоуправления представляют собой муниципально-правовой институт, действующий как совокупность норм муниципального права, которое в свою очередь закрепляет и регулирует организацию территориальную местного самоуправления путем формирования состава границ территорий муниципального образования. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальное управление представляет собой составную часть местного самоуправления, которая связанна с воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Орган местного самоуправления: утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает положение (устав) о местном самоуправлении. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты 1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Специальная литература 4. Абдуллина С. И., Аминов И. Р. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014. 5. Волохов О.В, Самоуправление в системе публичного управления в России: синергитический подход: М- Логос 2017, с. 189. 6. Выдрин, И. В. Муниципальное право России : учебник / И. В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. – 255 с. 7. Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления.: учебное пособие для студ. проф. учеб. заведений/ А.И. Гомола, Е.В. Борисова – М: Издательский центр «Академия» 2009, - с 35. 8. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. М: Проспект 2010 – с 548. 9. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций. Под редакцией Е.Е. Павловой, Ю.Е. Кривонос – Таганрог, филиал МСГИ 2013 – с 90. 10. Головин Е.Г. О некотором опыте и проблемах участия органов местного самоуправления в формировании единой системы оказания государственных и муниципальных услуг / Е. Г. Головин, В. М. Большакова // Власть. - 2014. - № 3. - C. 64-67. 11. Давыдов К.В. Должностные регламенты государственных гражданских служащих как элемент реформы государственной службы Российской Федерации: основные правовые проблемы // Административное право и процесс. 2011. N 4. С. 27 -32. 12. Долгов В.М., Долгова Г.Н. Политические проблемы местного самоуправления в современной России // Власть. 2012. № 8. С. 55. 13. Зюзин С.Ю. Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти: проблемы и перспективы//МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО: экономика, право, управление Федеральный научно-практический журнал. ПИ № ФС77-54879 от 26 июля 2013 г. № 2 / 2016. С30-33. 14. Ляхов В.П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России: политологический анализ//Изд-во: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. №4.2013.С.88-93. 15. Муниципальное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. – М. : Проспект, 2013. – 336 с. 16. Мухаев Р.П. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов – М.:ЮНИТА-ДАНА 2010,- с211. 17. Овчинников И.И., Писарев А.Н.Муниципальное право России: курс лекций. – М.: Эксмо, 2011. -368 с. 18. Рысаев И.Ш., Хабибрахманова Э.Х. Участие социальных субъектов в принятии решений как основа преодоления социально-управленческого отчуждения в местном самоуправлении // Власть. 2016. № 8. С. 68. 19. Слюняев, И. Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. – 2013. – № 2. – С. 6–12. 20. Шамхалов М.А. Системные характеристики местного самоуправления //Власть. 2012. № 11. С. 76. 21. Шевченко В.М. Политическое руководство развитием сферы услуг на уровне субъекта Российской Федерации (Текст(: дис. … канд. полит.наук: 23.00.02 / В.М. Шевченко; ФГБОУ ВПО «СКАГС». – Ростов н/Д, 2011. – 202 с. Интернет-источники 22. Что такое государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс] URL: http://www.kakprosto.ru/kak-247891-chto-takoe-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie 23. Муниципальное право [Электронный ресурс] URL: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=410&Itemid=87 24. Термин «Муниципалитет» и производные от него [Электронный ресурс] URL: http://www.gosup.ru/topic217.html 25. В чем отличие муниципального управления от внешнего [Электронный ресурс] URL: http://gimyrf.ru/handbook/26/ 26. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения [Электронный ресурс] URL:http://human.snauka.ru/2013/08/3617 27. Сущность и содержание муниципального управления [Электронный ресурс] URL: http://academy35.ru/node/122650
[1] Овчинников И.И., Писарев А.Н.Муниципальное право России: курс лекций. – М.: Эксмо, 2011. -194 с. [2] Ляхов В.П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России: политологический анализ//Изд-во: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. №4.2013.С.88-93. [3] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [4] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [5] См. там же [6] Ляхов В.П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России: политологический анализ//Изд-во: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. №4.2013.С.88-93. [7] Абдуллина С. И., Аминов И. Р. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014. [8] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [9] Кодина, Е. А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2013. – № 2. – С. 18. [10] Выдрин, И. В. Муниципальное право России : учебник / И. В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. – 255 с. [11] Ляхов В.П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России: политологический анализ//Изд-во: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. №4.2013.С.88-93. [12] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [13] Ляхов В.П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России: политологический анализ//Изд-во: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. №4.2013.С.88-93.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |