Культура в СССР в 1920—1930-е гг.
Главной задачей провозглашенной в 20-е гг. культурной революции стало формирование культуры, основанной на социалистической идеологии. Старая российская интеллигенция отнеслась к Октябрьской революции неоднозначно. Первоначально власти стремились привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству, создавая специалистам естественного и технического направлений нормальные (по сравнению с основной массой населения) условия для работы. Многие ученые поддержали советскую власть: В.И. Ипатьев, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский. Однако многие предпочли уехать за границу. В 1922 г. были арестованы и высланы из страны ученые, чьи имена составили золотой фонд не только отечественной, но и мировой науки (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, А. Боголепов, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков и др.). Из библиотек были изъяты их труды. В эмиграции оказались музыканты и певцы (С.С. Прокофьев, СВ. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин, А.А. Вертинский), художники (И.Е. Репин, К.А. Коровин, Марк Шагал). Были расстреляны ученый-химик М. Тихвинский и известный поэт Н.С. Гумилев. Под особый контроль попали ученые-обществоведы. Их научные изыскания сводились главным образом к обоснованию политики партии. Инакомыслие каралось. Во вредительстве были обвинены Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, В.В. Челинцев. Погиб в лагере П.А. Флоренский. Репрессиям подверглись Н.И. Вавилов, С.П. Королев, академики С.Ф. Платонов и Е.В. Тарле, был арестован Л.Д. Ландау (его спасло только смелое и решительное заступничество П.Л. Капицы и датского физика Н. Бора, имевшего мировую известность). С целью формирования новой, идейно «подкованной» интеллигенции были созданы высшие учебные заведения: в 1918 г. Социалистическая академия (в 1924 г. переименованная в Коммунистическую в 1919 г. Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, в 1921 г. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Коммунистический университет трудящихся Востока, в 1923 г. Институт им. В.И. Ленина. В соответствии с Декретом 1918 г. преимущественным правом для поступления в вузы пользовались выходцы из рабочих и крестьян, из институтов изгонялись выходцы из бывших имущих сословий Российской империи. В 1920-е гг. правительство выдвинуло лозунг «Все на борьбу с неграмотностью!». За первые 5 лет было обучено 17 млн. человек. По переписи 1926 г. грамотных в стране насчитывалось 51,5%. К концу 20-х гг. была сформулирована новая директива: превратить районы сплошной коллективизации в районы сплошной грамотности. В 30-е гг. было введено всеобщее начальное образование и обязательное семилетнее обучение. Стало увеличиваться количество техникумов, вузов. Была открыта сеть стационарных и передвижных библиотек, комплектовавшихся периодическими изданиями и брошюрами политического содержания. Декретом от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. В 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств. Однако этого показалось мало, и в 1922 г. был принят Декрет о насильственной конфискации церковных ценностей. Против выступил патриарх Тихон, за это он был арестован. Наука. С конца 20-х гг. в стране были созданы новые научные центры — ВАСХНИЛ (президент Н.И. Вавилов), Уральский, Дальневосточной и Закавказский филиалы АН СССР. Всего к 1937 г. действовали 867 научных центров, в которых работало свыше 37 тыс. ученых. Однако идеология все больше вмешивалась в науку. Непоправимый вред нанес Т. Лысенко науке генетике. Его демагогические выводы о том, что можно «перевоспитать наследственную информацию» растений, имели значение не только для попыток повысить урожайность, но и далеко идущие выводы о возможности социалистического перевоспитания человека. 20-е гг. — время становления таких ученых, как Л.С. Выготский, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе. 30-е гг. ознаменовались крупнейшими достижениями советских ученых: в 1933 г. П.А. Черенков обнаружил новый вид свечения жидкостей под воздействием гамма-лучей (впоследствии за этот «эффект» он был удостоен Нобелевской премии), в 1934 Г: И.В. Курчатов установил факт разветвления ядерных реакций. В 1933 г. была испытана первая реактивная ракета. Достижения в науке заложили фундамент технических разработок советского оружия. Художественная культура. В 1920-1930-е гг. был выдвинут принцип классовости в искусстве. В начале 1920-х гг. под влиянием революционных событий многих художников захлестнула волна энтузиазма. Стали возникать различные творческие союзы, члены которых находились в поисках новых форм. 1930-е гг. изобилуют картинами, изображающими государственную миссию вождей (например, «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» А.М. Герасимова). Появлялись произведения, посвященные другим темам (например, «Новая Москва» Ю. Пименова, эскизы П. Корина к картине «Русь уходящая», портретная живопись М. Нестерова, П. Кончаловского). Революция стала темой творчества М. Грекова («Тачанка», ряд полотен о Конной армии), А. Дейнеки («Оборона Петрограда»), К. С. Петрова-Водкина. В 1934 г. создан Союз советских художников. Соцреализм был несовместим с авангардизмом. В 1932 г. состоялась последняя выставка работ Малевича и Филонова. Пафосом социалистического строительства было проникнуто творчество скульпторов (В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»). Архитектура 1930-х гг. отличалась монументальностью (станции метро, Мавзолей, Дом Совета министров СССР, гостиница «Москва»), призванной демонстрировать достижения социализма. В литературе развернулась борьба между двумя обществами — Российской ассоциацией пролетарских писателей (РАПП, 1925— 1932 гг.) и «Перевал» (1922—1932 гг.). Первое выступало за «пролетарскую чистоту» (Пролеткульт) в искусстве и развернуло кампанию против так называемых писателей-попутчиков (к ним отнесли М. Горького, С. Есенина, А. Толстого). Второе считало, что задача литературы развиваться на основе мировой классической культуры и идей гуманизма. В 1920-е гг. начали свой творческий путь писатели А.А. Фадеев, А.С. Серафимович, И.Э. Бабель, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, Р.А. Ильф и Е. Петров. Основные темы в литературе — революция и социалистическое строительство. Несмотря на сужение творческих рамок и идеологический контроль, в эти годы появились интересные произведения: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Время, вперед!» В. Катаева. Уже в 1920-е гг. усиливается контроль за творческой интеллигенцией. Для ужесточения цензуры были образованы: в 1922 г. Главлит и в 1923 г. Главрепертком (должен был контролировать репертуары театров). В 1934 г. был создан Союз писателей СССР и дано теоретическое обоснование партийного метода в литературе — социалистического реализма. В 20-е гг. шел процесс становления отечественного кинематографа. Кинофильмы «Броненосец Потемкин» СМ. Эйзенштейна, «Земля» А.П. Довженко, «Мать» В.И. Пудовкина стали классикой советского кино. Установление тоталитарного режима отразилось на кинематографе. Событием стали картины «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Депутат Балтики» И. Хейфеца и А. Зархи, «Трилогии о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Появились и партийно-классовые картины с четко выдержанной идеологической подоплекой: «Великий гражданин» Н. Эрмлера, «Оборона Царицына» братьев Васильевых, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма. Бурно развивалось самодеятельное театральное искусство. Наряду с МХТ появились экспериментальные театры В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. Советская музыка должна была прославлять советский образ жизни и поднимать энтузиазм строителей социализма. Композиторы И. Дунаевский, М. Блантер, Т. Хренников были награждены орденами за свое творчество. Непонятным с точки зрения официальной идеологии было творчество Д. Шостаковича. Особенно пострадали в 1930-е гг. памятники старины, церкви, монастыри. Только в Москве погибли до 700 тыс. памятников архитектуры. Рассматривался вопрос о сносе собора Василия Блаженного. В поисках финансовых источников для индустриализации власть начала распродажу государственных ценностей и реликвий. Тоталитарная система оказала непосредственное влияние на культуру 1930-х гг.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |