Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементы и структура налогов



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Элементы и структура налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы на­лога.

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться уста­новленным.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основ­ными элементами налога являются:

Объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в со­ответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная ха­рактеристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка - размер налога или величина налого­вого исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежа­щая внесению в соответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления окла­да налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квад­ратных метрах и других единицах измерения.

Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отно­шению к другому плательщику налога.

Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:

· зависимостью экономики (бюджета) от налогов на раз­личные виды доходов;

· влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

· зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

· зависимостью колебания самих налогов (налоговых ста­вок) от изменения параметров элементов налога и т. д.

 

Классификация налогов

Классификация налогов - это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация на­логов имеет не только научный аспект, но прежде всего практическую направленность и позволяет более полно ха­рактеризовать изучаемый предмет, каковым являются нало­ги в общей системе налогообложения.

Анализ многих работ экономистов, занимающихся про­блемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обоб­щая их, можно выделить ряд характерных признаков, кото­рые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы. Рассмотрим некоторые из них:

По иерархии уровня власти или принадлежности к уров­ню управления и власти налоги бывают федеральные, регио­нальные и местные. В основу классификации признака поло­жена иерархия уровня власти, издающей закон о налогооб­ложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок ис­числения и уплаты налогов.

По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребле­ния и т. д. В основу классификации налогов положен признак, характеризующий:

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· имущество;

· доход;

· прибыль;

· природные ископаемые и т. д.

Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у нало­гоплательщика в соответствии с законом возникает обязан­ность по уплате налога.

По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выруч­ки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вно­сится оклад налога в бюджет.

По субъекту уплаты различают налоги, взимаемые с фи­зических или юридических лиц. В основу классификации по­ложен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщи­ка существуют налоги прямые и скрытые (косвенные). В осно­ву классификации положен принцип перелагаемости налога не­посредственно на товар (услуги, продукты и т. д.).

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, по­доходный налог с физического лица, налог на прибыль с орга­низации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.

Прямые налоги можно подразделить на реальные и лич­ные. В основе такого деления лежит признак финансового положения налогоплательщика.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов иму­щества, товаров или деятельности, независимо от финансо­вого положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение нало­гоплательщика и взимаются с источника дохода (с заработ­ной платы, прибыли, дивидендов и т. д.).

Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудитель­но в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразде­лить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фис­кальные) и таможенные пошлины.

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми об­лагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на опре­деленной стадии воспроизводства.

Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т. д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взи­маемых при перемещении товаров (работ, услуг) через тамо­женную границу (при внешнеэкономической деятельности).

По происхождению пошлины можно разделить на внут­ренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе клас­сификации лежит признак взимания определенного процен­та налоговой ставки.

По способу обложения налоги бывают кадастровые, дек­ларационные, налично-денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимания налога по спосо­бу обложения налогом налогоплательщика.

По назначению различают налоги общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в еди­ный бюджет соответствующего территориального образова­ния (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, до­рожный, медицинский, страховой и т. д.).

Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды суще­ствующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления при­знаков условны, поэтому при разграничении налогов по груп­пам применяется один из признаков, имеющий доминирую­щее значение применительно к данной группе. В основе клас­сификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством нало­ги будут классифицированы по данному признаку.

В идеале такой вариант возможен при переходе к едино­му налогу, т. е. замене всех существующих ныне налогов на единый совокупный налог от дохода, взимаемый с юридичес­ких лиц.

 

Глава 2. Налоговая система

2.1. Структура налоговой системы

 

Налоговая система представляет собой единую совокуп­ность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюд­жетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассмат­ривать как законодательно принятую в государстве совокуп­ность налогов и сборов, изымаемых соответствующими орга­нами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных Документов, регулирующих и опре­деляющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (на­логов, сборов, пошлин), и контролем за их уплатой в соответ­ствующие бюджеты: федеральный, региональные и местные.

Рациональность означает разумную обоснованность с точ­ки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. Требование рациональности системы является одной из составляющих, которая позволяет оптимизировать структу­ру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.

Критериями требования рациональности системы могут выступать:

1. Количество налогоплательщиков или общее количество граждан государства, приходящихся на одного налогового служащего. Критерий является сравнительным по отноше­нию к аналогичным налоговым системам других государств или территориальных образований своего государства. Кри­терий позволяет проанализировать систему и выявить наибо­лее целесообразные варианты системы, их эффективность но собираемости платежей, наметить направления и пути совершенствования системы, в том числе применить совре­менную вычислительную технику и унифицировать алгорит­мы расчетов.

2. Общее количество налоговых служащих, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков. Критерий важен с точки зрения оптимизации структуры системы в це­лом или отдельных ее элементов (звеньев) в интересах пост­роения целесообразной системы с единым централизованным управлением.

В рациональной системе с единым централизованным уп­равлением действует единая законодательная и нормативная база с минимальным или оптимально-необходимым количе­ством достаточно четких, понятных и доступных для пони­мания и расчетов нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих Налоговый и Тамо­женный кодексы РФ, а лишь разъясняющих их отдельные положения.

Засилье в системе налогообложения чиновников мини­стерств и ведомств, не подчиненных друг другу, порождает огромное количество издаваемых документов, приводящих к непониманию налогового законодательства и неверному ис­числению налогов.

Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжении определенного периода времени. Стабиль­ность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изме­нения и дополнения, в том числе в налоговую базу и нало­говые ставки, особенно в сторону их увеличения, что при­водит к ухудшению положения налогоплательщиков и усу­губляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально хотя бы в течение одного срока работы зако­нодательного собрания государства (территориального об­разования).

Требование стабильности подразумевает, что в налого­вой системе должно быть определено и закреплено опреде­ленное количество и структура налогов на определенное вре­мя, что исключит внесение поправок, изменений и дополне­ний или новых налогов на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства не толь­ко усугубляет противоречие между властью и субъектами налога, но порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэф­фективной.

Налоговое законодательство должно предусматривать минимально возможное количество платежей (налогов, сбо­ров, пошлин). Требование означает, что количество платежей должно быть сведено до минимума и предусматривать снижение налогового бремени или замену всех видов налогов единым налогом на доход, что будет означать упрощение системы налогообложения, сделает систему понятной, дос­тупной, простой в расчетах, прозрачной, контролируемой и эффективной по собираемости налогов, упрощенной по орга­низационной структуре.

Однако уменьшение числа налогов или введение единого налога не во всех случаях приведет к улучшению матери­ального положения субъектов налога, а наоборот, может ухуд­шить их положение. Все зависит от вводимых налоговых ста­вок. Вместе с тем требование предусматривает упрощение исчисления налогов, повышение контроля за уплатой нало­гов, оптимизацию построения рациональной и эффективной по собираемости налогов системы.

В частности, несмотря на принятие нового Налогового кодекса, согласно которому уменьшено число налогов на эко­номическом пространстве России до 13 видов (8 федераль­ных, 3 региональных и 2 местных), по своей сути налоговая система осталась грабительской по отношению к субъекту налога, сложной для понимания и, главное, малоэффектив­ной, нерациональной и неэкономичной. Система осталась мно­гоуровневой как по законодательной базе, так и по исчисле­нию платежей: трехуровневой по законодательной базе и трехуровневой по уплате налогов.

Налоговая система должна носить справедливый распре­делительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. Требование означает, что все нало­гоплательщики должны иметь одинаковые права и исполнять одинаковые обязанности на всем экономическом простран­стве государства. С этой точки зрения в налоговом законода­тельстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных и иных зон, обладающих льготным налогообложением. Уста­новление льготного налогообложения для отдельных зон, режимов и территорий носит чисто дискриминационный характер в отношении не только отдельных субъектов налога, что противоречит Конституции РФ, но и в отношении целых территорий, ставя граждан в нервные условия на едином экономическом пространстве государства.

Налоговая система должна быть социально справедливой, сглаживать несправедливое распределение богатств (дохо­дов) и своевременно способствовать росту капиталов.

Требование означает, что распределение налогового бремени между субъектами налога должно учитывать уровень доходности каждого из них и строиться с учетом прин­ципов:

· каждый субъект налога должен отдавать часть своего дохода государству для выполнения последним своих функ­ций перед обществом, т. е. исполнять свои обязанности перед государством в соответствии с Конституцией РФ;

· субъект налога должен отдавать только часть своего дохода из той его части, которая превышает семейный про­житочный минимум или "порог" устойчивого развития предприятия;

· более богатый субъект налогообложения должен нести большее бремя налогов, т. е. более богатый должен отдать государству и большую часть своего дохода в сравнении с малоимущим.

Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет терри­ториального образования: федеральный, региональный, ме­стный.

На экономичность, оптимальность и эффективность нало­говой системы значительно влияют издержки (расходы) на содержание элементов системы, которые должны быть све­дены до минимума или оптимизированы, но не за счет ми­нимизации заработной платы служащим налоговой сферы, а за счет оптимизации организационной структуры самой на­логовой системы (сокращения налоговых органов, сведения их к единому налоговому органу с минимально необходимым количеством налоговых служащих, в том числе руководя­щих работников, автоматизации процессов сбора, обработ­ки, хранения налоговой формации и контроля за собираемо­стью налогов).

 

2.2. Принципы налогообложения

В теоретическом плане принципам организации налогов уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А. Вагнер, М. Такер и др. А. Смит сформулировал четыре основополагающих принци­па налогообложения: подданные государства должны участво­вать в содержании правительства соответственно своему до­ходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то вре­мя и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

А. Вагнер считал, что налогообложение должно базиро­ваться на принципах: достаточности и подвижности, учете финансово-технических и народо-хозяйственных условий, справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделил следующие из принципов:

· финансовые: достаточность обложения и подвижность;

· народо-хозяйственные: выбор источника обложения (об­ложения налогом дохода), действие налога на налогоплатель­щика, кто действительно облагается налогом;

· справедливости: общность обложения и равномерность;

· налогового управления: определенность обложения, удобство платежа и минимум издержек при взимании на­лога.

М. Такер выделял принципы: уровня доходности; одно­кратности обложения; обязательности уплаты; простоты, понятности и удобства системы налогообложения; гибкос­ти системы; возможности системы по перераспределению ВВП.

Среди множества принципов, положенных в основу нало­гообложения, можно выделить наиболее характерные, су­щественные, к которым можно отнести следующие:

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике нало­гового законодательства, в том числе России, данный прин­цип не соблюдается. В частности, налог на добавленную сто­имость и налог с продаж, являясь косвенными видами нало­гов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время на­лог с продаж не существует.

Принцип всеобщности охвата налогами или обязательнос­ти участия каждой организации и каждого гражданина госу­дарства, являющихся субъектами налога, в поддержании го­сударства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части до­хода субъектом налога в бюджет соответствующего территориального образования означает, что налогоплательщик пере­дает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и ника­кие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный, по и принудительный характер.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором "неде­лимых благ" (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет тер­риториальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и эконо­мическому развитию государства.

Принцип территориальности налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообло­жения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельнос­тью на территории данного государства, а доходы, получен­ные ими за пределами территории данного государства, на­логами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости налогообложения субъектов на­лога означает, что каждый налогоплательщик должен пла­тить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминацион­ного характера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов нало­га, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, граж­данства или местопроисхождения капитала или предостав­ления аналогичных льгот отдельным территориальным об­разованиям.

Принцип социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее на­логовое бремя, чем организации и граждане с малыми дохо­дами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет спо­собствовать улучшению общего благосостояния наименее обес­печенной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т. е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с уче­том развития организации или семейного прожиточного ми­нимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Идея справедливости налогообложения ставит проблему необходимости минимума дохода, свободного от обложения налогом. Таким минимумом обложения налогом может высту­пать критерий среднего прожиточного (месячного, годового) минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный прин­цип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливос­ти, что обеспечивает гражданину человеческое существова­ние в обществе.

Принцип прогрессивности взимания налогов с субъек­тов налога означает, что с ростом доходов налогоплатель­щиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия пред­полагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональнос­ти, но не противоречит принципу социальной справедли­вости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференци­рованных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения ка­питала, носит дискриминационный характер и находится в про­тиворечии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противо­речии с принципом справедливости взимания налогов и дру­гими принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных зако­нодательством, заполняет декларацию (баланс) и представ­ляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оце­ночную сумму налога, а налоговый орган контролирует пра­вильность уплаты.

Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточ­ного (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территори­ального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюд­жеты соответствующих территориальных образований дол­жна удовлетворять требованию выполнения данным терри­ториальным образованием своих задач (функций) за счет по­ступления налоговых средств в бюджет, т. е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением обще­ства и выполнением планов развития экономики, за счет на­логовых поступлений.

Данный принцип является основным для установления определенного количества видов налогов и их налоговых ста­вок в государстве, для определения объектов налогообложе­ния и субъектов налога.

 



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Элементы и структура налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементы и структура налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)