Основные проблемы налогового законодательства
Никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России: 1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. 2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы. 3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. 4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений. Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики: Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан. Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов). Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты. Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета. Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев. Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения. Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации. В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам. Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога. Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот. В рамках развития налогового федерализма необходимо ускорить решение вопроса о существенном повышении роли имущественного и земельного налогообложения, а также увеличении поступлений от налогов, связанных с использованием природных ресурсов. В частности, следовало бы рассмотреть вопрос о целесообразности введения вместо налога на имущество физических и юридических лиц, налога на недвижимость. Дело в том, что до сих пор при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость. Это приводит к большим потерям доходов бюджета. Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие: 1. создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике; 2. создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать: · своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов); · своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения; · изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид залога на доход, который обеспечит необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти; · своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога; · совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов; · создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования. Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере, в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов, могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.
Заключение Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с населения, как подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Этот фактор мы считаем одним из важнейших недостатков налоговой системы нашей страны. По-нашему мнению, центр тяжести должен быть перенесен на подоходный налог с физических лиц. Но и сами налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Большинство населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики. Только когда государство решит проблему с законом о взимании налогов с населения, оно решит все остальные проблемы данного сектора экономики.
Глоссарий Возникновение обязанности по уплате налога (сбора) - возникновение у налогоплательщика объекта и других элементов налогообложения обязанности по налогу (сбору). Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Имущество для целей налогообложения - виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу (вещи, деньги, ценные бумаги, работы, услуги, информация, нематериальные блага). Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) - момент предъявления в банк поручения на уплату налога (сбора) при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налога (сбора) наличными денежными средствами — момент внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк, кассу органа местного самоуправления или в организацию связи. Налоговая база - величина объекта обложения за календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговая санкция - мера ответственности за совершенное налоговое правонарушение (в Налоговом кодексе, Таможенном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях — это штрафы или штрафные налоговые санкции, в Уголовном кодексе — это штрафы и сроки лишения свободы). Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговое бремя - это, с одной стороны, форма монопольной цены общественных благ, в которой выражается мера стоимости (ценности) государственных услуг по отношению к источникам уплаты налогов, или совокупная доля (ставка) налогов к добавленной стоимости, складывающаяся под влиянием законов рыночной экономики и частных налоговых законов (стоимости, спроса и предложения, налогового предела и т.п.); с другой стороны, это расчетный ценовой показатель количественного измерения налоговых параметров оценки услуг государства по принятой методике, характеризующий налоговую нагрузку на источник уплаты налогов. Налоговое обязательство (обязанность по уплате налога и сбора) - обязанность налогоплательщика (плательщика сбора) в полном объеме и своевременно уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды установленные налоговым законодательством налоги (сборы), а также совершать другие действия, сопряженные с налогообложением (предоставление отчетности и налоговой декларации, ведение налогового учета и др.). Налоговые органы - Федеральная служба по налогам и сборам Минфина РФ и ее подразделения, включая налоговые инспекции; по налогам, взимаемым при пересечении таможенной границы РФ, полномочиями налоговых органов наделяются таможенные органы. Налоговый платеж (конкретный налог) - отчуждение налогоплательщиком денежных средств в бюджетную систему, одновременно удовлетворяющее признакам обязательности, индивидуальной безвозмездности, определенности и долговременности законодательно установленных элементов налогообложения. Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в государстве, определение видов налогов, налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, носителей налогов, порядка уплаты налогов в соответствии с налоговой политикой государства и принципами налогообложения. Налогоплательщики (плательщики сборов) - организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (сборы). Объекты налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Прекращение обязанностей по уплате налога (сбора) -освобождение от уплаты налога (сбора); отмены налога (сбора); списания задолженности по нему; смерти налогоплательщика — физического лица и ликвидации организации налогоплательщика. Распределение налогового бремени - распределение налогов, которые осуществляются на основе двух принципов: принципа полученных благ (выгод) и принципа платежеспособности. Сбор - обязательный взнос (налоговый платеж), взимаемый с организаций и физических лиц за обладание специальным правом или за предпочтение при оказании услуги органом государственной власти и управления. Функции налогов - формы проявления сущности, общественного предназначения налогов как финансовой категории. Элементы налогообложения - установленные в налоговом законодательстве основы построения и организации взимании налога.
Литература: 1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2007. – 318 с. 2. Барулин С.В. Налоги и налогообложение: учебник / С.В. Барулин, О.С. Кириллова, Т.В. Муравлева. – М.: Экономистъ, 2006. – 398 с. 3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для студентов вузов. - М.: Дело, 2008. - 400 с. 4. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 700-722. 5. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О. В. Мандрощенко, М. Р. Пинская. - М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2007. - 344 с. 6. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с. 7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // КонсультантПлюс: электронная справочно-правовая система. 8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // КонсультантПлюс: электронная справочно-правовая система. 9. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года // КонсультантПлюс: электронная справочно-правовая система. 10. Финансовая политика России: учебное пособие / Р. А. Набиев и др.; ред. Р. А. Набиев, Г. А. Тактаров. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |