Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛИЧНОСТИ

3.1. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

    Прийти к единству взглядов на сущность конституционного государства вряд ли возможно, поскольку оно формируется не только под воздействием общепризнанных стандартов, но и исторических особенностей каждого народа, проживающего на определенной территории. 

    В ст.2 Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»2.

_______________________________________________

1Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Журнал Российского права. 2004. № 6. С.17.

2Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ. 2003. С.92.

В.Т.Кривошеев пишет, что «законодатели, опираясь на положение России

как правопреемницы СССР, на опыт европейских стран, в основу Конституции государства заложили международные стандарты прав и свобод личности, сформулированные в различных международных документах, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), ратифицированном СССР в 1973 году»1.

 «Таким образом, была отвергнута прежняя система ценностей, в которой государство находилось на вершине общественного мироздания»2.

    В то же время, В.В.Мамонов замечает, что «отличительным признаком развития мирового конституционного процесса в конце ХХ века явилось повсеместное признание демократического, социального, правового характера новых государств, всеобщее упоение правами человека»3.

Негативное мнение по данному поводу высказывает В.Г.Вишняков. «Конституция 1993г. закрепила принципы либерализма. Ни особенности российского общества начала 90-х годов, ни политические, экономические и социальные противоречия и кризисы того времени, ни сохранившийся в своей основе бюрократизм в государственном аппарате, не остановили российских либеральных демократов от максимально полного провозглашения в Конституции прав и свобод человека. Не сказав ни слова о сущности Российского государства, которое было провозглашено в ст.1 Конституции как демократическое федеративное правовое, и не раскрыв его сущностных свойств, создатели «новой Конституции нового государства» провозгласили в ее ст.2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание,    соблюдение   и   защита   прав  и  свобод  человека  и гражданина -

_______________________________________________

1Кривошеев В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства. // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С.112.

2Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России. // Журнал российского права. 2004. № 1. С.149.

3Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004. № 10. С.42.

обязанность государства. Все остальные конституционно-правовые институты - парламентаризм, принцип разделения властей, независимый суд и другие - призваны гарантировать права и свободы человека от посягательств на них со стороны государства, которое не могло не быть, с их точки зрения, тоталитарным»1.

    И все же нельзя не признать, что одним из величайших завоеваний человечества в XX веке является создание кодекса международно-правовых документов о правах и свободах человека и международных институтов и организаций, призванных обеспечить реализацию их положений. Начиная с принятия в декабре 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их обеспечения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути неопровержимо доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможно достижение демократии и социально-экономического процветания, построение правового государства.

Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина волей народа, выраженной в Основном законе, стали конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы человека и гражданина выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этно-конфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются  одним  из  ключевых  факторов  решения сложных задач переходного

_______________________________________________

1Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства. //  Журнал российского права. 2004. № 8. С.11.

периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI века во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.

В основу конституционной модели прав человека в России положены принципы взаимоотношений человека и государства, которые гласят:

- права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

- права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства;

- права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;

- права человека - средство контроля над властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, их регулирование - предмет ведения федеральных органов власти, а обеспечение и защита - совместного ведения федеральной и региональной властей;

- гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости, едины (неразделимы) и взаимосвязаны;

- коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

- права человека регулируются законом;

- основные фундаментальные права человека должны соблюдаться в любой ситуации. Они могут быть ограничены только законом и исключительно для указанных в Конституции РФ и в важнейших международно-правовых актах целях: защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественного порядка, обороны страны и безопасности государства. Временные ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.

Закрепленные в Конституции права человека:

- устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;

- упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе международно-признанных норм и стандартов в области прав и свобод человека;

- очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур;

- определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;

- обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, стабильность, устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность.

Конечно, необходимо учитывать объективную характеристику существующего положения с правами человека и гражданина в сегодняшней России и принимать меры по созданию действующих гарантий реализации и обеспечения основных прав и свобод личности.

Состояние дел с правами человека и гражданина зависит от уважения и соблюдения указанных выше принципов, от их воплощения в законодательстве, системе и процедурах защиты прав человека и гражданина. В свою очередь, способы совершенствования законодательства и институтов и процедур защиты прав человека и гражданина, выработки комплексного и эффективного механизма такой защиты определяются во многом состоянием этих прав, трудностями и проблемами, стоящими на пути этого совершенствования. Исходя из этого, необходимо структурно рассматривать развитие политических и гражданских прав, защиту социально-экономических прав населения, обеспечение единых стандартов осуществления прав человека и гражданина на всей территории Российской Федерации и развитие российского законодательства, совершенствование системы и процедур обеспечения прав человека.

За последние десять лет Россия совершила прорыв в области политических и гражданских прав. Впервые за ее многовековую историю граждане страны получили возможность на основе Конституции и федеральных законов реально осуществлять такие демократические права, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и в других формах вовлеченности в политику, участвовать в государственном управлении, право на свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, получение информации от государственных органов, право покидать свою страну и возвращаться обратно и др.

Гражданство – юридическое основание правового статуса личности, взаимоотношений человека и государства. Объем политических и гражданских прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому важнейшие нормы о российском гражданстве содержатся в ст.6 Конституции. «Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Государство обязано защищать своих граждан и за пределами страны.

Особое внимание также нужно уделять положению групп населения, которые в связи с изменениями, происшедшими в стране, - распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям, резким сокращением вооруженных сил, падением производства - оказались в крайне неблагоприятном положении. Это - вынужденные переселенцы и беженцы, военнослужащие, национальные меньшинства и коренные малочисленные народы, дети, женщины, лица, лишенные свободы, соотечественники.

Россия как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обязана реализовывать принципы справедливого распределения выгод и тягот развития общества, социальной поддержки и взаимопомощи, осуществлять такую стратегию экономических реформ, которая обеспечит достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране. Указанные принципы социального государства в нынешних условиях остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. Уровень реальных денежных доходов населения и уровень реальной оплаты труда непрерывно снижаются. Вознаграждение за труд в среднем по стране приближается к черте социального пособия по выживаемости. Усилилось имущественное расслоение. В условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, работает сегодня почти половина трудящихся. Все это в сочетании со значительным недофинансированием социальных программ, недостаточным вниманием к этой сфере федеральных, региональных и местных властей порождает незащищенность социально-экономических прав граждан: высокий уровень безработицы, многомесячную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и пособий, экономические конфликты между работодателями и служащими и т.д. Именно на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование и т.д.) приходится основной массив нарушений прав человека. Наиболее массовыми являются нарушения по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных договоров. Систематический и широко распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, переход на натуральную оплату труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и др.

Защита социальных и экономических прав имеет свою специфику; для обеспечения этой категории прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышения материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических прав населения - длительный и постепенный процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством - отношений социального партнерства и социальной интеграции. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных и экономических прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в этой области.

Приоритетными направлениями здесь по-прежнему являются повышение эффективности социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, достижения коренного улучшения материального положения и условий жизни людей.

Таким образом, в сфере реализации конституционных положений, признающих человека, его права и свободы, высшей ценностью, российскому государству предстоит осуществить комплекс мер, которые будут способствовать:

- выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, защиты его от любого произвола и беззакония;

- привлечению внимания властных структур и общественности к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;

- определению основных направлений развития законодательной и правоприменительной практики в России в области прав человека, содействующей созданию комплексной целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутринациональные и международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;

- установлению тесной координации внутригосударственной (национальной) системы защиты прав человека с международно-правовыми системами;

- развитию правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.

Разумеется, нужно время для того, чтобы уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека стали не декларативно, а на деле высшей ценностью государства, определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, местного самоуправления. В конечном счете, задача гражданского общества состоит в том, чтобы сделать Конституцию Российской Федерации, декларирующую высшей ценностью права и свободы личности, подлинным, реально действующим Законом.

До тех пор, пока правовая культура российских граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека на практике реализованы не будут.

 



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)