Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ  ГРАЖДАНСКОГО



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ  ГРАЖДАНСКОГО 0.00 из 5.00 0 оценок




ОБЩЕСТВА

Формирование гражданского общества небезосновательно рассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических начал функционирования современного российского общества.

В ноябре 2001 года в Российской Федерации при поддержке Президента РФ был организован и проведен Гражданский форум, целью которого явился диалог общественных организаций с властью по поводу анализа сущности гражданского общества, его признаков и свойств, выявления объективных предпосылок, условий формирования и функционирования, и путей развития в России. Выступая на Форуме, В.В.Путин отметил, что в России процесс формирования гражданского общества только начинается.

В современной политической науке под гражданским обществом понимают общество граждан с высоким уровнем экономических, социальных, политических, культурных и моральных черт, которое совместно с государством образовывает развитые правовые отношения; общество равноправных граждан, которое не зависит от государства, но взаимодействует с ним ради общественного блага.

Следует отметить, что понятие «гражданское общество» является одной из фундаментальных идеализаций западной политической культуры. На практике «гражданское общество» как социальное устройство никогда не было воплощено в действительности, поскольку ни одна эмпирическая реальность полностью не объединяется с ним и не исчерпывает его содержания. Как идеальное общественное устройство, которое реализует идею личной свободы, «гражданское общество» не может отождествляться ни с рыночной экономикой, ни с демократией как определенным типом политического правления так же, как не может быть сведенной к социальным привычкам ни к менталитету западного человека.

В России сегодня еще не сложилось целостное понятие гражданского общества. От основной массы населения, думающей прежде всего о том, как выжить в нелегкой социально-экономической обстановке, идея гражданского общества необычайно далека. И свои надежды эта часть населения возлагает не на гражданское общество. Необходимо учитывать, что традиционно российское общество более восприимчиво к патерналистской идее, и его надежды и ожидания связаны главным образом с личностью, олицетворяющей верховную власть. Поэтому идее гражданского общества, предполагающей в своей основе, развитие общественной самодеятельности граждан и воспитание понимания ими ответственности самого общества за судьбу каждого гражданина, еще предстоит получить конкретное воплощение.

Осложняет процесс то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход к демократии в России совпали по времени с процессами национального самоопределения и социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп, что снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других интересов.

Значительный отпечаток на формирование гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса гражданской модернизации, когда задачи, доставшиеся от исторически различных этапов, одновременно решаются в сжатые сроки. Изменение материального положения различных групп приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Разночтения в самом понятии гражданского общества проявляются и в противоречивых интересах различных общественных сил, в стремлении отдельных из них монополизировать право выступать от имени гражданского общества и рассматривать как истинное проявление его сути только свою деятельность.

Различные мнения по вопросу о сути гражданского общества можно свести к определению, данному И. Харичевым, что «без сугубо научных формулировок гражданское общество означает прежде всего умение его членов самоорганизовываться во имя защиты самых разных своих интересов и прав». Такими интересами он называет: социальные, экономические, культурные, национальные, религиозные, политические и иные1.

Причем, признавая важность экономических, социальных, культурных и иных    интересов,    И.Харичев    выделяет   как   важнейшую      составляющую

_______________________________________________

1Харичев И. Гражданское общество в подарок. Нельзя создать по указу то, что может возникнуть лишь на основе высокой политической и правовой культуры. // Независимая газета. 2001. 13 сентября.

гражданского общества местное самоуправление, которое единственно способно реально защитить интересы граждан по месту жительства.

Действительно, институт местного самоуправления должен играть значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих потенциальную базу гражданского общества.

Полагаю, что отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни, поскольку оно охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.

4.1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Вся Конституция Российской Федерации, все ее разделы в их органическом единстве имеют отношение к экономическому развитию страны, задавая базовую логику ее экономике. В то же время ряд статей прямо регулируют экономические проблемы.

    В ст.8 закреплено, что «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

    Данная статья закрепляет главные черты экономической основы конституционного строя РФ, которую составляет развивающаяся рыночная экономика.

    Признание единства экономического пространства в качестве фундаментального принципа позволяет в условиях федеративного государства противодействовать любым попыткам введения внутренних таможенных границ и обособления регионов. Этот принцип также не допускает предоставления каких-либо преимуществ или привилегий для отдельных регионов, препятствует принятию таких экономико-политических мер, которые подталкивают регионы к закрытию своего внутреннего рынка. Он подкреплен положением ч.1 ст.74 Конституции, в соответствии с которым «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

    Существующая здесь проблема – это наличие договоров, которые, как показано выше, были заключены между Российской Федерацией и регионами. Эти договоры также во многом противоречат требованиям общего экономического пространства и препятствуют проведению эффективной экономической политики.   

    Реализацией принципа единства экономического пространства является и единство денежно-кредитной системы страны. По Конституции рубль является денежной единицей Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег не допускается. За Центральным банком признается монопольное право на денежную эмиссию. При этом Конституция запрещает вмешательство каких-либо органов в осуществление конституционной функции Банка России по защите и обеспечению рубля (ст.75).

Указанные конституционные нормы отразили негативный опыт начала 90-х годов ХХ века, когда под влиянием товарного дефицита (1989-1991 гг.), а затем дефицита наличности (1992 г.) некоторые регионы (Свердловская, Нижегородская области и др.) предприняли попытку эмиссии собственных денежных знаков. Кроме того, данные нормы фактически признают неправомерным как выпуск параллельной валюты, так и использование денежных суррогатов, получивших широкое распространение в середине 90-х.  

На пути реализации принципов рыночной экономики имеется еще много нерешенных проблем, главная из которых - создание территориально-организационной системы, адекватной новому политическому типу государства и рыночным экономическим отношениям. Для России вопросы территориального деления и управления особенно важны из-за масштабов территории, многонационального населения, природных и материально-технических ресурсов, уникального евроазиатского географического и геополитического положения, а также федеративного государственного устройства.

На сегодняшний день административно-территориальное устройство России не соответствует задачам экономической реформы и предопределяет ряд наиболее острых проблем, к которым относятся:

- «усиление тенденции хозяйственной и социальной неоднородности экономического пространства (разрыв между субъектами Федерации по душевым показателям ВРП за десятилетие вырос с 11 до 40 раз и денежным доходам населения - с 4 до 13 раз, между экономическими районами разрывы составляют соответственно 3,5 и 2,9 раз);

- возрастание дезинтеграционных процессов, то есть ослабления внутренней связности этого пространства (доля межрегионального оборота во ВВП снизилась с 22 до 12-14%);

- возникновение и разрастание пространственных очагов кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере (три кризисных пояса с 90-х годов охватывают прямо и косвенно - с прилегающими территориями-потребителями продукции - около 40 регионов)»1.

_______________________________________________

1 Государственно-территориальное устройство России: экономические и правовые основы. / Отв.ред. Гранберг А.Г., Кистанов В.В.М.: Дека. 2003. С.38.

С точки зрения эффективности экономики необходимо укрупнение и унификация субъектов Федерации при соблюдении следующих требований:

- совмещение во всех звеньях социально-экономических и административных функций;

- выдвижение в качестве основополагающих задач - обеспечение хозяйственных и социальных приоритетов.

В крупномасштабных территориальных образованиях лучше обеспечивается при государственной поддержке частного, общественного и смешанного секторов решение важных экономических задач: реализация крупных целевых проектов и программ; мобилизация и рациональное использование собственных огромных финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов, рыночное маневрирование ими (они позволяют, в частности, наладить самофинансирование производственной и социальной сфер, а также товарное самообеспечение); развитие межрегиональной интеграции производства, формирование повышающих рыночную маневренность и устойчивость систем корпоративных производственно-коммерческих объединений (корпораций, концернов, ассоциаций и т.д.), научно-производственных и инновационных комплексов, тесно связанных и с малым бизнесом, крупных и диверсифицированных территориально-хозяйственных комплексов и региональных (зональных) рынков со значительными товарными ресурсами и рыночной инфраструктурой и т.д.

    В Основном законе достаточно последовательно сформулированы подходы к отношениям собственности, что следует из положений как приведенной ст.8, так и ст.ст.9, 34, 35, 36, 44, 53, 57. Трактовка собственности в Конституции не обусловлена обязанностями собственника по ее использованию в чьих бы то ни было интересах и носит консервативный характер. Это обусловлено необходимостью ограничить государственное вмешательство и ограничение прав собственности, но никак не соответствует позиции государства, строящего социальное рыночное хозяйство.

    Вместе с тем Конституция предусматривает возможность ограничения прав собственности. Эти права, как и другие, могут быть ограничены федеральным законом «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст.55). Права собственности могут быть ограничены и при введении чрезвычайного положения (ст.57).

    В Конституции также закреплен ряд гарантий прав собственности. Прежде всего, признается право каждого «на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст.53). Специально подчеркнуто, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют» (ст.57). Конституция ограничивает произвол государства в вопросе об изъятии собственности. Принудительное изъятие имущества признается возможным только при следующих условиях: во-первых, через суд и, во-вторых, при обеспечении предварительного и равноценного возмещения (ст.35).

    Рыночная экономика России находится все еще в стадии становления. Это обусловлено как предыдущим периодом социально-экономического развития в условиях отсутствия демократии и института частной собственности, так и необходимостью радикальных экономико-политических изменений, связанных с переходом от государственного регулирования к рынку, от этатизма к конкуренции.

Сказанное, однако, не означает, что в противоположность этатизированной рыночная экономика, как основанная на господстве частной собственности система социального взаимодействия и общественного разделения труда, полностью исключает, какое бы то ни было, вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Так называемый экономический антиэтатизм, то есть полное изгнание государства из экономики, - не более чем социальная утопия.

Как свидетельствует опыт США и других западных стран, массированное государственное вмешательство в экономику (несмотря на формальное разделение власти и собственности) не только совместимо с демократией (в том числе экономической), но и служит гарантом сохранения гражданского общества и его институтов. Рыночный механизм как таковой в целом неплохо выполняет свою роль регулятора экономики, но только потому, что встроен в определенные политические и правовые рамки, устанавливающие правила и пределы конкуренции, общественно приемлемые формы и технологии экономической активности.

В рыночной экономике присутствие государства обусловливается целым рядом факторов. И, прежде всего, тем, что политика носит не частный, а всеобщий характер, то есть, выступает как функция управления общественными делами, функция обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. Отсюда вытекает известное первенство политики перед экономикой. Ведь с помощью власти и имеющихся в ее распоряжении самых разнообразных средств воздействия (начиная от убеждения и кончая легитимным использованием силы), политика создает общесоциальные условия жизнедеятельности людей, заботится о целостности социальной системы, стабильности общества, нейтрализует деструктивные, дезорганизующие тенденции и т.д. Словом, обеспечивает тот необходимый минимум урегулированности и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность просто невозможна.

В докладе «От экономики рентной к экономике развития» на заседании Совета Федерации России 14 апреля 2005 года премьер-министр России М.Фрадков отмечал, что в нынешних условиях государство не может довольствоваться ролью пассивного наблюдателя, фиксирующего тенденции в экономике и социальном развитии страны. Правительство, как считает М.Фрадков, должно научиться ставить перед экономикой страны реальные цели и успешно добиваться их достижения в намеченные сроки. 

Среди множества крупнейших проблем, которые для достижения этой цели предстоит решить, премьер-министр назвал пять первоочередных задач. Это борьба с бедностью, создание эффективной системы управления, формирование конкурентоспособной среды в предпринимательстве, выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства, а также встраивание экономических возможностей России в мировую экономику.

6 июня 2002 года Министерство торговли США предоставило России статус страны с рыночной экономикой, а 7 ноября 2002 года Евросоюз окончательно признал Россию страной с рыночной экономикой1.

В то же время понятно, что Россия должна пройти еще долгий путь до превращения в страну с рыночной экономикой.

А пока, при подведении российским правительством итогов социально-экономического развития России за 2004 год и определения задач экономической политики на 2005 год приведены неутешительные результаты.

В 2004 году состояние российской экономики значительно ухудшилось, что, прежде всего, связано со снижением конкурентоспособности, которая в минувшем году уступила даже уровню 1997 года, снизившись на 20%. Цены отечественных производителей выросли на 28,3%, цены на бензин – на 34%, цены на нефть – более чем на 40%, тарифы в сфере ЖКХ и на транспорте повысились от 20 до 51%, что обусловило рост инфляции почти на 4%. Кроме того, не растет индекс РТС, а действующая система миграционного регулирования не позволяет увеличить численность трудоспособного населения, что, в свою очередь, не позволяет даже предполагать удвоение ВВП.

Количество    бедных    граждан    сократилось  с 29,3  млн. человек  в 2003 году

_______________________________________________

1 См.: Новопашина Г., Неверов В. Рыночная экономика в России – миф или правда? http: // www. nelegal.ru / buy.html.

(20,3% от общей численности населения) до 25,5 млн. человек в 2004 г. (17,8%)

- именно столько людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума насчитывается сегодня в России.

Накануне обсуждения правительством экономической политики Федеральная служба государственной статистики опубликовала еще одни данные - о значительном росте суммарной задолженности по зарплате в России. За январь 2005 года она возросла на 19,8%, или на 2,367 млрд. рублей, и составила на 1 февраля 2005 года 14 млрд. 315 млн. рублей. Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила на 1 февраля 2005 года 1 млрд. 244 млн. рублей, увеличившись за январь на 37,8%, в том числе из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 1 млрд. 39 млн. рублей (увеличение на 41%)1.

Счетной палатой РФ были опубликованы результаты проверки бюджета 2004 года в целом и Стабилизационного фонда в частности. Согласно этим данным, потери стабилизационного фонда составили за минувший год 23 млрд. рублей, что произошло, по мнению аудиторов Счетной палаты, из-за того, что Министерство финансов неправильно управляет стабилизационным фондом. Как сказано в заявлении Счетной палаты, «в течение 2004 года размещение средств стабилизационного фонда не осуществлялось в связи с тем, что в указанный период не были разработаны необходимые нормативные акты»2.

Правительством на 2005 год была предложена программа, направленная на снижение налогов и расширение потребительского спроса путем повышения зарплат и пенсий, сдерживание инфляции и роста тарифов в регионах, укрепление рубля, либерализацию миграционного регулирования, принятие комплекса антимонопольных мер и нового закона о недропользовании. Кроме того, предполагается вступление России в ВТО и укрепление доверия между

_______________________________________________

1См.: Дмитриева О. Социально-экономическая политика правительства: «не соответствует экономической логике и противоречит здравому смыслу». Информационно-аналитическое агентство МиК. http: \ www.observer.ru.

2См.: Там же.

государством, бизнесом, банками и населением, создание Государственного инвестиционного фонда и проведение реформ образования и здравоохранения.

 

4.2. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

В ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Эта конституционная норма в целом с достаточной четкостью характеризует назначение и сущность социального государства, однако не содержит конкретных правовых механизмов реализации.

Можно сказать, что обстоятельной концепции социального государства и его так или иначе общепризнанного определения, несмотря на отдельные попытки, пока не сложилось.

    В.Г.Постников, например, предлагает «под социальным государством понимать исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между различными социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества»1.

В то же время, большинство исследователей, как зарубежных, так и российских, ограничиваются указаниями на то, что это конституционная характеристика государства, обладающая рядом признаков, соотносящихся с его социальными обязанностями. На этом основании выделяют социальную политику как систему тех или иных общих мер государства в социальной сфере.

    Но упускается из виду, что социальная политика современного государства     внутренне     противоречива:    с    одной    стороны,   она  должна

_______________________________________________

1 Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики. // Журнал российского права. 2005. № 1. С.105.

удовлетворять запросы предпринимателей, способствуя тем самым развитию частного производства и рынка. С другой – эта политика должна обеспечивать социальные нужды наемных работников.

    Существование на теоретическом уровне противоречия между правовым демократическим и социальным государством признается практически всеми специалистами. Правовое государство, признавая юридическое равенство людей и их организаций, оставляет без внимания их реальное социально-экономическое неравенство, особенно в сфере производства, обмена, распределения и потребления. Социальное государство стремится к «сглаживанию» неравенства, в связи с чем встает вопрос о пределах вмешательства государства в социальные отношения.

Очевидно, что в действующей Конституции приоритет отдается либеральным ценностям, в том числе и в социальной сфере. Но нельзя допустить, чтобы реализацией принципа социального государства, в лучшем случае, стало государство социальных услуг, социального партнерства, главное назначение которого - сглаживать социальные конфликты, провозглашать равенство возможностей для всех членов общества.

    В качестве конституционной основы социальных отношений необходимо рассматривать принципы рыночной экономики, закрепленные в ст.8 Конституции. Однако в ее содержании не определено место и роль различных форм собственности в обеспечении задач социального государства, не выделены приоритеты в отношении форм собственности по обеспечению социальных задач. Отсутствует и указание на социальное содержание собственности. Категория «форма собственности» сводится к правомочиям собственника, к цивилистической трактовке собственности как владения, пользования, распоряжения.

    Провозглашение социального статуса государства требует, чтобы его социальные функции в своем существовании и развитии были неразрывно связаны с экономическими. Недопустимо осуществление экономических преобразований без учета социальных факторов. В современном государстве именно социальные потребности общества определяют смысл, содержание и применение законов. В России же этот принцип даже на минимально необходимом уровне находится лишь на самой начальной стадии своей реализации. В последнее десятилетие ХХ века двигателем принятия решений в области законодательства зачастую становились узкокорпоративные и групповые интересы, как правило, наносившие ущерб интересам общегосударственным. Политические и экономические реформы зачастую носили крайне непродуманный характер, нуждами российского народа и государства нередко пренебрегали в угоду интересам иностранных государств и отдельных лиц.

Отступление на практике от провозглашенных Конституцией принципов привело к тому, что к 2000 году в России голодало десять процентов населения, количество бедняков в стране достигло 40 миллионов человек, разница между доходами десяти процентов самых богатых и самых бедных достигла 20-25 раз1, реальный минимальный потребительский бюджет стал втрое больше официально установленного в стране прожиточного минимума2. Россия оказалась на 83-ем месте в мире по уровню бюджетных расходов на здравоохранение и на 118-ом месте в мире по продолжительности жизни, но разделила с Португалией первое место в Европе по героиновой наркомании и вышла на первое место в мире по числу самоубийств3. Ежегодно в стране регистрировалось 2,5 - 3 миллиона преступлений4.

Продвижение на пути к социальному государству будет наиболее сложным. Это объясняется тем, что его фундаментом являются экономические отношения. Их реформирование представляет собой наиболее болезненный процесс, поскольку затрагивает повседневные интересы каждого человека.

_______________________________________________

1См.:Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец». 2004. С. 581.

См.:Там же. С.599.

См.:Там же. С.663.

См.:Там же. С.365.

Минимальный стандарт социального государства – это обеспечение прожиточного уровня всех граждан. Перспектива его политики – создание условий, при которых были бы обеспечены достойная жизнь и свободное развитие как можно большего числа людей. Одновременно должны быть созданы такие условия распределения национальных богатств и производимой продукции, чтобы стимулировалась экономическая деятельность, сохранялась заинтересованность в достижении благ через труд.

Хотя Конституция РФ признает наличие у граждан всех основных социальных и экономических прав, характеристикой современного этапа развития государства является продолжающееся усиление социального неравенства и разрыв между богатыми и бедными группами населения.

    Разрешить это противоречие можно только на основе взаимодействия общества и государства через принятие общеобязательных установлений, регулирующих не только экономические, но и социальные отношения. Эти установления должны опираться и на общественное согласие, и на принудительную силу государства.

В.Д.Зорькин считает, что «принцип «социального государства» нужно обеспечивать правовым путем, в том числе и с помощью законодательных ограничений на проведение таких социально-экономических реформ, которые нарушают конституционные права и свободы граждан»1.

    Институты социального государства только тогда станут эффективными, когда цели социальной политики, реализуемой органами государственной власти, будут тождественны конституционным целям социального государства, для чего необходимо создание правовых механизмов в целях реализации соответствующих положений Конституции.

    Кроме того, представляется целесообразным в связи с отсутствием в Конституции   РФ   норм    о    социальных    отношениях    между   различными

_______________________________________________

1Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Журнал Российского права. 2004. № 6. С.3

социальными группами и характеристики социальной системы в целом, закрепить и конкретизировать эти положения непосредственно в текущем российском законодательстве.

    В противном случае, Конституция, объявив наше государство социальным, останется в обозримом будущем в значительной мере фиктивной.

 

4.3. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Важнейшим принципом демократии, находящим отражение в Конституции РФ, является идеологический и политический плюрализм, многопартийность общественной жизни, когда никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ч.ч.1-3 ст.13).

Это предполагает различие в направлениях деятельности политических сил, их борьбу за власть в рамках закона, различие взглядов и представлений о путях развития общества. Все эти различия выявляются и реализуются в процессе образования и деятельности таких организационных форм общественной активности, как политические партии и иные общественные объединения. Они оказывают содействие государству и его органам в управлении обществом, являются участниками осуществления политической власти. Множество выдвинутых жизнью политических форм не является чем-то аморфным и расплывчатым, все они объединяются в единую политическую систему общества, составляющую конституционный механизм народовластия.

Конституция Российской Федерации провозглашает равенство общественных объединений перед законом (статья 13, часть 4), а также признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1).

    Конечно же, все идеологическое многообразие развития общества должно вмещаться в рамки концептуальной формулировки, закрепленной в ч.1 ст.1 Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».  

Конституция Российской Федерации, обязывая граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст. 15), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13), и допускает возможность ограничения права на объединение федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55).

Особый вид общественных объединений – это политические партии. Деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти, они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы.

Данное обстоятельство позволяет федеральному законодателю устанавливать - в развитие конституционных положений о праве на объединение - дополнительные требования к созданию политических партий, их устройству и осуществлению уставной деятельности.

Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» (в редакции от 21 марта 2002 года) закрепляет требования, которым должна отвечать политическая партия. В частности, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации и в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии.

Таким образом, принимая Федеральный закон «О политических партиях», законодатель связывал получение статуса политической партии с теми общественными объединениями, которые выражают интересы значительной части граждан независимо от региона проживания и действуют на всей или большей части территории Российской Федерации. Такое структурирование политического пространства, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 февраля 2005 года № 1-П, направлено против дробления политических сил, появления множества искусственно создаваемых (особенно в период избирательных кампаний) малочисленных партий, деятельность которых рассчитана на непродолжительное время и которые в силу этого не способны выполнить свое предназначение в качестве общественного объединения в политической системе общества.

Право граждан на объединение в политические партии Конституцией Российской Федерации непосредственно не закреплено, однако, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2004 года N 18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях», «по смыслу ее статьи 30 во взаимосвязи со статьями 1, 13, 15 (часть 4), 17 и 32 (часть 1), в Российской Федерации названное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется. Возможность для граждан свободно объединиться в политическую партию, образовать партию как юридическое лицо, с тем чтобы действовать коллективно в области реализации и защиты своих политических интересов, - одна из необходимых и наиболее важных составляющих права на объединение, без чего данное право лишалось бы смысла».

Принцип политического многообразия, закрепленный Конституцией Российской Федерации, реализуется не только через многопартийность, создание и деятельность партий различной идеологической направленности, но также и через деятельность общественных объединений.

Из положений Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (в ред. от 02.11.2004г.) «Об общественных объединениях» в их взаимосвязи с положениями избирательных законов, законов о референдумах и других следует, что в установленных ими порядке и пределах, общественные объединения имеют большую часть тех же прав, что и политические партии: право участвовать в подготовке выборов и референдумов, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в выработке их решений, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Для осуществления уставных целей эти общественные объединения вправе учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, свободно распространять информацию о своей деятельности, осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные федеральным законодательством об общественных объединениях.

4.4. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Процесс демократизации государственной и общественной системы в России, начавшийся на рубеже 80-90х годов ХХ века, в полной мере захватил и сферу религиозной жизни общества, привел к возникновению принципиально новой религиозной ситуации.

Показателем коренного изменения отношения российского государства к религии и религиозным объединениям явилось новое правовое решение религиозного вопроса, закрепленное в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), «О свободе совест<



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ  ГРАЖДАНСКОГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ  ГРАЖДАНСКОГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)