Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ФАКТОРЫ КОНФЛИКТУЮЩИХ ОБЩЕСТВ.



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ФАКТОРЫ КОНФЛИКТУЮЩИХ ОБЩЕСТВ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Прекращение "холодной войны" хотя и снизило угрозу всеобщей ядерной катастрофы, но не привело автоматически к разрядке военной и политической напряженности, не уменьшило эскалации насилия в ряде стран и регионов мира, не отдалило вероятности вспышек конфликтов, которые стали приобретать все более непредсказуемый характер. Несмотря на то, что взаимозависимость все больше определяет отношения между народами и государствами, этнические, национальные, религиозные проблемы и создаваемые ими различия - межгосударственные и - самые болезненные - внутригосударственные - не исчезают и сохраняют свое значение. Именно на почве противоречий между национально-этническими и религиозными группами происходит большая часть бурных конфликтов, вооруженных столкновений, войн. Они создают угрозу безопасности отдельных граждан, национальных и религиозных меньшинств, а также целостности и стабильности государств и регионов, поскольку "защита соотечественников" или единоверцев часто становится оправданием для вмешательства одних государств в дела других. В контексте международной политики роль этнического фактора и религии приобретает опасное звучание из-за все более агрессивных проявлений этносепаратизма, из-за неспособности мирового сообщества противостоять этно-терроризму и терроризму во имя веры, пришедшим в 90-е годы на смену "идеологическому" терроризму.

Большая часть современных конфликтов приходится на африканский и азиатский регионы Третьего мира. С конца 80-х годов сохраняется высокий уровень конфликтности в исторически нестабильных южных республиках бывшего СССР, где уже произошли кровопролитные войны и вооруженные столкновения. Дестабилизация в сопредельных государствах Третьего мира оказывает негативное воздействие на внутриполитический климат, политические процессы и конфликтные коллизии в постсоветском мусульманском пространстве в плане стимулирования здесь взрывов религиозных, межэтнических, клановых противоречий. В то же время вооруженные конфликты в кавказском и центральноазиатском регионах Содружества способны нарушить хрупкое этническое и политическое равновесие в соседних государствах Востока, где имеется множество собственных нерешенных этнических, религиозных и политических проблем. В целом же, от всех этих конфликтов, исходят наиболее серьезные угрозы безопасности, целостности и стабильности России.

Понимание причин конфликтов, их эволюции, поведения противоборствующих сторон облегчают возможности предупреждения и контролирования конфликтов. Знание о том, к каким последствиям может привести политическая игра на этнических и религиозных противоречиях, или же игнорирование традиционных факторов, важно как в плане выработки конфликтной политики России, учитывающей многообразие "мира наций", так и для минимизации воздействия сепаратизма, религиозного экстремизма и порождаемых ими конфликтов на общеполитическую ситуацию в странах Содружества. Упор на исследование этно-религиозной специфики конфликтных ситуаций позволяет выявить факторы, определяющие динамику развития многоэтнических и полирелигиозных государств, а изучение истоков, генезиса и динамики межрелигиозных и этнополитических конфликтов помогает отыскать оптимальные средства для их урегулирования и разрешения. В этой связи анализ конфликтных ситуаций в двух огромных и разнообразных подсистемах мира - Третьем мире и на Юге Содружества с учетом степени и масштабов воздействия на них религиозного и этнического факторов представляется важным и актуальным.

Предметом исследования данной работы являются вооруженные конфликты, в которых имеет место продолжительное и организованное использование военной силы с целью изменения существующего порядка вещей двумя или более сторонами, по меньшей мере одна из которых представляет правительство.

В качестве объекта исследования автором избран ряд развивающихся стран Ближнего и Среднего Востока. Опыт международного миротворчества анализируется на примере войны в Персидском заливе, а также конфликтных ситуаций в Тропической Африке - в Сомали и Руанде. Конфликт на Филиппинах рассматривается как одна из моделей урегулирования и разрешения конфликтов в Третьем мире. Не вдаваясь в дискуссию относительно правомерности сохранения в сегодняшних условиях понятия Третий мир, укажем лишь на то, что в диссертации оно употребляется как рабочий термин, служащий для обозначения стран Азии и Африки, к которым применимы основные характеристики, разработанные наукой о развивающихся странах: технико-экономическая отсталость, зависимость, периферийность в международной системе разделения труда, авторитаризм в политике, социо-культурные традиции, обусловленные специфической ролью религии и кланово-этнических проблем. Другой объект исследования автор определяет как Юг Содружества, включая в это понятие постсоветские общества Кавказа и Центральной Азии. Они примыкают к развивающемуся миру географически, сближаются с ним по ряду экономических и политических параметров и частично сохраняют в своих общественных структурах компонент традиций незападного типа.

При выборе конфликтов для исследования автор руководствовался следующими критериями: ролью религиозного фактора и включенностью в конфликты этнической мотивации; наличием в конфликтных ситуациях прямых или опосредованных вызовов интересам России в государствах Содружества и тех странах Третьего мира, где она, как и в недавнем прошлом Советский Союз, имеет интересы и традиционные связи; результативностью мер по нейтрализации напряженности в "горячих точках"; опытом урегулирования конфликтов, как негативным, так и позитивным, который можно учесть при выработке конфликтной политики России и использовать для снижения конфликтности на Юге Содружества.

Разработанность проблемы. Огромную ценность для теоретического осмысления современного этапа международных отношений, геополитических перспектив России и государств Содружества в новом миропорядке имеют исследования О.Н.Быкова, Г.С.Гаджиева, Г.И.Морозова, Э.А.Позднякова и ругих. Важнейший вклад в разработку общественно-политических проблем Третьего мира, в исследование многих аспектов взаимосвязи и взаимовлияния религии, национализма, культуры и политики внесли работы российских востоковедов и африканистов (А.М.Васильева, А.Б.Давидсона, Б.С.Ерасова, А.И.Ионовой, Ю.М.Кобищанова, Г.Г.Косача, З.И.Левина, А.В.Малашенко, Г.И.Мирского, В.В.Наумкина, Л.Р.Полонской, Е.Б.Рашковского, Н.А.Симония, В.Г. Хороса и других).

Конфликты в развивающемся мире начали изучаться в отечественной науке сравнительно недавно. Преимущественное внимание при этом уделялось исследованиям международных конфликтов либо региональных конфликтов в рамках международных отношений. Ценные концептуальные разработки, касающиеся изучения конфликтного потенциала развивающегося мира, отдельных его регионов, места региональных конфликтов в системе международных отношений, проблем их урегулирования в рамках международной дипломатии и через структуры ООН, военно-силового и дипломатического обеспечения политики великих держав в региональных конфликтах содержатся в работах В.И.Гантмана, И.Д.Звягельской, А.И.Кислова, В.А.Кременюка, А.А.Пирадова, Е.М.Примакова, А.М.Хазанова, и других. Обращает на себя внимание численное преобладание в отечественных конфликтологии и востоковедении работ, посвященных ближневосточному конфликту и политике США в этом регионе, что определялось тогдашними внешнеполитическими приоритетами СССР, в которых Ближний Восток и арабский мир занимали едва ли не главенствующие позиции.

Важное значения для понимания роли исламских традиций в международной политике стран Востока, в развернувшемся там движении мусульманской солидарности, в конфликтных ситуациях имел разработанный в работах отечественных исламоведов вопрос об отношении религии к политике в самом учении ислама и его истории. Ряд исследователей (Г.М.Керимов, А.В.Кудрявцев, Г.В.Милославский) при анализе ирано-иракского и ближневосточного конфликтов обращали внимание на роль в них исламского фактора, соотносили их с постановкой проблемы войны и мира в исламе. Другие (например, Л.В.Валькова, Ю.В.Ганковский, Е.А.Дорошенко) при изучении центросиловой активности ряда крупных государств Востока отдали дань религиозным вопросам. Комплексное исследование воздействия религии на конфликты в развивающихся странах Азии и Африки было предпринято и автором данной диссертации.

В 90-е годы ряд ученых-востоковедов (Р.Г.Ланда, А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен и другие) обращается к изучению роли ислама в жизни Советского Союза, России и постсоветских обществ Содружества - проблеме, ранее всерьез не исследовавшейся в отечественной науке, но получившей определенное развитие в зарубежной литературе (например, в работах А.Авторханова, А.Беннигсена, Ш.Лемерсье-Келькеже и других). Специфическая роль кланов в центральноазиатских обществах анализируется в трудах С.П.Полякова.

Особое место в отечественной науке занимают специальные исследования, в которых наряду с теоретическими проблемами национализма всесторонне и глубоко разрабатываются вопросы этнической конфликтологии (работы В.А.Авксентьева, В.А.Тишкова и других), этнической социологии конфликта (А.Г.Здравомыслов, А.Ю.Шумихин), психологии этнического предрассудка (И.С.Кон), этнической истории (Л.Н.Гумилев).

Все эти исследования отечественных ученых сыграли роль важной фактологической и методологической базы при написании данной работы.

На Западе конфликтология, давно выделившись в самостоятельное научное направление, представлена солидными научными трудами таких ученых, как И.Валлерстейн, Д.Галтунг, Д.Горовиц, С.Липсет, Г.Моргентау, Р.Суни, С.Хантингтон и многих других. Большая часть вышедших на Западе исследований осуществлена в рамках общей теории конфликтов. С конца 50-х годов в научных кругах ведутся дебаты по поводу понятий "насилие", "мир". Попытки систематизировать причины и предпосылки возникновения заговоров, войн, конфликтов, насилия приводят к созданию ряда теорий и концепций, в одной из которых - теории насилия (Д.Галтунг, Д.Понтара и другие) - "мир" определяется как "отсутствие насилия", или отсутствие "конфликтующего поведения". "Насилие" же характеризуется как прямое, физическое насилие, исходя из чего ненасильственные методы рассматриваются как основополагающий принцип достижения мира. Слабой стороной подобных теорий было то, что априори конфликтующие стороны рассматривались как равные силы, в то время как и во вьетнамской, и в последующей войнах в Третьем мире сверхдержавы воевали против более слабого государства.

Исследования многих ученых строились также на основе теории "баланса сил", которая стала популярна в годы "холодной войны" и в начале 80-х годов, когда противостояние СССР-США приобрело особенно острый характер и большинство конфликтов в Третьем мире анализировалось с точки зрения этой концепции. Большинство теоретиков признавало тогда конфликт средством достижения баланса, а также стратегией, используемой для ликвидации угрозы превосходства. Вслед за С.Хантингтоном, который своей теорией "политического развития" заложил основы концепции "взаимозависимости", с конца 60-х годов многие ученые подвергают критике теорию "баланса сил", пригодную, по их мнению, для объяснения характера международных конфликтов до второй мировой войны, но не способную интерпретировать войну и мир в новую эпоху, когда происходит научно-технологическая революция, а информационно-компъютерный прогресс объединяет мир.

Помимо общетеоретических конфликтологических исследований фундаментальные работы М.-Р.Джалили, И.Зартмана, Е.Карра, К.Энлоу, С.Шубина и других специально анализируют конфликты в Третьем мире. Подъем политического ислама и связанные с этим процессы исследуются в трудах А.Беннигсена, О.Карре, Н.Кедди, Ж.Кеппеля, М.Крамера, Ш.Лемерсье-Келькеже, Е.Мортимера, М.Родинсона, Ш.Хантер, Дж.Эспозито и других. В работах по проблемам межнациональных конфликтов в СССР и Содружестве Ш.Акинер, Р.Даннрейтера, С.Зенковского, Э.Каррер д'Анкосс, М.Олкот, Я.Роя, О.Руа, Г.Фуллера и других содержится ценный фактический и теоретический материал, касающийся роли ислама, роста этнического национализма в постсоветских обществах Юга.

В отечественной научной литературе появилось уже несколько научных публикаций, в которых проецируется международный опыт развития и урегулирования конфликтов на ситуацию в России и отдельные страны Содружества (Я.Я.Этингер. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт //Свободная мысль. М., 1993, N3; Л.Я.Дадиани, Ю.А.Шумихин. "Ливанизация" как модель этно-социальной конфликтности и положение в зоне Кавказа: сопоставительный анализ. М., 1994; Д.Б.Малышева. Конфликты на юге СНГ и на Ближнем и Среднем Востоке (сравнительный анализ) //Мировая экономика и международные отношения. 1995, N10; И.Бусыгина. Северная Ирландия и Чечня: некоторые параллели //Мировая экономика и международные отношения. М., 1996, N11). В статье А.Бельского и Е.Рашковского (Индия и Россия: фундаменталистский вызов //Мировая экономика и международные отношения. 1997, N4, с.88-99.) с точки зрения разработки религиозной политики России анализируется индийский опыт по созданию устойчивой модели светского государства.

Вопрос о воздействии традиционных факторов и особенно религии на внутренние и межгосударственные конфликты в развивающихся странах, а также в бывшем Советском Союзе остается практически малоизученных. Тем более, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе не было осуществлено исследования конфликтов в развивающемся мире и на Юге Содружества в одной связке, под углом зрения их соотношения с этно-конфессиональными проблемами. Данная работа является попыткой восполнить этот пробел. Обладая научной новизной, она позволит расширить знания о Третьем мире, России и Содружестве независимых государств, осмыслить и проанализировать многие болезненные для развивающихся и постсоветских обществ проблемы.

Полученные в ходе изучения такого рода конфликтов материалы и данные могут послужить базой для определения политики России в отношении предупреждения и урегулирования конфликтов в Третьем мире и на Юге Содружества с учетом религиозного и этнического факторов. Практическое значение данной работы состоит и в том, что в ней подробно анализируется вопрос о соотношении и оптимальности политических либо военных методов и средств для предотвращения, урегулирования или разрешения многих конфликтных ситуаций. Высказанные в ходе работы идеи и предложения могут не только облегчить достижение компромисса между конфликтующими сторонами, но и определить необходимые критерии для более стабильного развития, России и новых независимых государств Содружества, наметить пути решения таких важных проблем, как права человека, права национальных и религиозных меньшинств.

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ФАКТОРЫ КОНФЛИКТУЮЩИХ ОБЩЕСТВ.

 

За истекшее десятилетие страны Азии и Африки редко находились в состоянии мира. Подавляющее большинство происходивших здесь конфликтов так или иначе было связано с этническими или религиозными проблемами. По сравнению с серединой 80-х годов в 90-е годы число конфликтов и их локация в Третьем мире сократились, не велось "классических" войн между государствами и главной проблемой в большинстве конфликтных ситуаций становился спор о территории и власти не между государствами, а между конфликтующими сторонами внутри государств, хотя региональные и международные компоненты в большинстве случаев присутствовали.

Хотя общее число конфликтов в СНГ уменьшилось за последние годы по сравнению с периодом конца 1980-х - 1993 гг., масштабы военных действий, интенсивные бои с применением военной техники и авиации привели здесь к многочисленным военным и гражданским жертвам, потоку беженцев, мигрантов, разрухе. Неконтролируемое расползание оружия и контрабандный транзит наркотиков из Юго-Восточной и Юго-Западной Азии через "горячие точки" создали дополнительную угрозу безопасности и стабильности новых независимых государств и их соседей за пределами СНГ - в Европе и Азии. Предсказать заранее, в каких случаях религиозные либо этнические противоречия могут привести к конфликту, весьма сложно, а порой и просто невозможно, ибо в этих противоречиях нет ничего предписанного заранее, они - результат факторов, содержание которых часто бывает глубоко скрыто. Рассмотрим вопрос о правомерности выбора в качестве объекта исследования связки - стран Третьего мира и государств Юга Содружества - и дадим оценку тем - общим и специфическим - религиозным и этническим предпосылкам, мотивам и факторам, которые лежат в основе конфликтного потенциала обеих групп государств.

 



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ФАКТОРЫ КОНФЛИКТУЮЩИХ ОБЩЕСТВ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ФАКТОРЫ КОНФЛИКТУЮЩИХ ОБЩЕСТВ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)