Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы организации урока



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Принципы организации урока 0.00 из 5.00 0 оценок




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВОГО УРОКА 2007-08 УЧЕБНОГО ГОДА

«УРОК ЧТЕНИЯ. 860-ЛЕТИЕ МОСКВЫ»

МОСКВА

Г .


Авторы-составители – С.И. Козленко, А. Л. Семенов, Н. Б. Тралкова,
Т. А. Фиалкова

Под общей редакцией А. Л. Семенова

(при подготовке справочных материалов использовался официальный сервер Правительства Москвы)

Вопросы и предложения просим направлять по адресу:

1 urok 2007@ mioo . ru


Предисловие. К учителю

 

Дорогие учителя!

Первый урок в День Знаний – особый жанр в образовательном процессе. Он задает тон, настроение для всего года. Такова традиция московских школ.

Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.

Наконец, тема Москвы и литературы также традиционна для первого урока. "В День 860-летия города москвичи и гости столицы услышат в метро стихотворения Василия Лебедева-Кумача "Москва", Евгения Долматовского "Ленинские горы", отрывок из поэмы Александра Пушкина "Евгений Онегин" - "Москва ... как много в этом звуке для сердца русского слилось!", песни: "Дорогая моя столица", "Москва майская", "Я шагаю по Москве" и "Дорогие мои москвичи", пишет "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Московского метро.

В этом году при проведении Первого урока мы рекомендуем в намного большей степени полагаться на использование средств информационных и коммуникационных технологий, в частности, Интернета. Действительно, благодаря мерам Департамента образования, Правительства Москвы, Приоритетного национального проекта «Образование» сегодня почти во всех московских школах есть надежный Интернет. А если где-то его скорости или иных возможностей не хватает, то Первый урок – хороший повод задуматься на эту тему. Применение ИКТ также является «сквозной темой» Московского базисного учебного плана. Вероятно, многие из Вас уже активно используют ИКТ в своей деятельности. Тем не менее, обратим Ваше внимание на некоторые обстоятельства:

· Надежнее все же, не искать всю информацию в Интернете по ходу уроку, а заранее «скачать» то, что Вам заведомо понадобится, на свой компьютер

· Всегда заботьтесь о грамотном цитировании авторов и координат сайтов.

Интернету в нашем пособии посвящена отдельная глава в Приложении.

Еще одной традицией московской системы образования является участие Мэра Москвы Ю. М. Лужкова, избранного в преддверии нового учебного года на новый срок, в Первом уроке. В московских школах есть книга Лужкова «Мы дети твои, Москва». В тексте данного методического пособия мы даем Интернет-ссылки на важные для этого урока произведения Ю. М. Лужкова из его «Избранного». Мы надеемся, также, что в вашей школе есть достаточное количество экземпляров энциклопедии «Москва».

Желаем вам интересного первого урока, успешной и увлекательной работы в наступающем учебном году.

 

Председатель Городского методического совета,

Ректор МИОО,

Член-корреспондент РАО

А. Л. Семенов


Содержание

Предисловие. К учителю.. 3

Вступление. 9

Принципы организации урока. 12

Общая часть сценария урока. 14

О формах проведения занятия. 15

Вариативное содержание урока в основной и старшей школе. 15

Занятие в начальной школе. 21

Урок для учащихся 1 класса. 21

Урок для учащихся 2 класса. 25

Урок для учащихся 2 и 3 классов. 27

Урок для учащихся 3 и 4 классов. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32

Современная Москва. 32

1. Общие сведения. 32

2. Московские власти. 32

3. Экономика, строительство, промышленность. 35

4. Бюджет города на 2007 год. 36

5. Занятость населения. 36

6. Городское хозяйство. 36

7. Торговля, рынки, общественное питание, бытовое обслуживание. 37

8. Транспорт. 37

9. Культура. 38

10. Спорт. 38

11. Образование, детские учреждения. 39

12. Здравоохранение. 39

13. Зарубежные связи. 40

14. Городские средства массовой информации. 41

15. Религиозные организации, вероисповедание. 41

Национальный состав населения Москвы по переписи 2002 г. 43

Символика Москвы.. 47

Знамя города Москвы.. 47

Герб города Москвы.. 48

Флаг города Москвы.. 49

Гимн города Москвы.. 50

Звание «Почетный гражданин города Москвы». 51

Знаменательные даты в истории города Москвы.. 57

Концепция Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года. 59

Правительство Москвы о «Годе Ребенка». 65

Материал для обсуждения. Структура стратегии Правительства Москвы в сфере детства до 2017 года «Московские дети». 89

Изобретение книги. 95

Поиск в Интернете. 97

Тексты. Проза. 100

Ю. М Лужков. 100

Н.М.Загоскин. 112

Н.М.Карамзин. 113

М.Ю.Лермонтов. 113

Г.Н. Владимов. 116

Тексты. Поэзия. 117

Александр Полежаев. 117

Александр Пушкин. 118

Николай Языков. 120

Михаил Лермонтов. 121

Федор Глинка. 121

Каролина Павлова. 123

Михаил Дмитриев. 124

Аполлон Майков. 126

Николай Некрасов. 127

XX - XXI век. 130

Аделина Адалис. 130

Георгий Адамович. 130

Геннадий Айги. 130

Михаил Айзенберг. 131

Максим Амелин. 131

Павел Антокольский. 132

Николай Асеев. 132

Белла Ахмадулина. 133

Анна Ахматова. 133

Иван Ахметьев. 134

Константин Бальмонт. 134

Анна Баркова. 135

Агния Барто. 135

Андрей Белый. 136

Татьяна Бек. 137

Александр Блок. 137

Сергей Бобров. 138

Виктор Боков. 139

Иосиф Бродский. 139

Валерий Брюсов. 140

Евгений Бунимович. 140

Иван Бунин. 140

Александр Величанский. 141

Евгений Винокуров. 142

Андрей Вознесенский. 142

Игорь Волгин. 143

Константин Гадаев. 144

Олег Гайнутдинов. 144

Сергей Гандлевский. 144

Николай Глазков. 145

Наталья Горбаневская. 145

Александр Городницкий. 146

Семен Гринберг. 146

Семен Гудзенко. 146

Григорий Дашевский. 147

Андрей Дмитриев. 147

Олег Дмитриев. 148

Евгений Евтушенко. 149

Николай Заболоцкий. 149

Вячеслав Иванов. 149

Игорь Северянин. 150

Игорь Иртеньев. 151

Василий Казин. 151

Дмитрий Кедрин. 152

Бахыт Кенжеев. 153

Тимур Кибиров. 153

Семен Кирсанов. 154

Павел Коган. 154

Наум Коржавин. 154

Владимир Корнилов. 155

Станислав Красовицкий. 155

Виктор Кривулин. 156

Юрий Кублановский. 156

Михаил Кузмин. 156

Михаил Кукин. 157

Александр Кушнер. 157

Александр Левин. 158

Юрий Левитанский. 158

Семен Липкин. 158

Константин Липскеров. 159

Инна Лиснянская. 159

Серго Ломинадзе. 160

Осип Мандельштам.. 160

Новелла Матвеева. 161

Владимир Маяковский. 162

Александр Межиров. 162

Юнна Мориц. 163

Сергей Наровчатов. 163

Всеволод Некрасов. 164

Николай Никишин. 164

Денис Новиков. 165

Булат Окуджава. 165

Владимир Орлов. 172

Вера Павлова. 172

Надежда Павлович. 172

София Парнок. 173

Борис Пастернак. 173

Григорий Петников. 175

Дмитрий Александрович Пригов. 175

Евгений Рейн. 176

Роберт Рождественский. 176

Борис Рыжий. 176

Рюрик Ивнев. 176

Давид Самойлов .............. 177

Генрих Сапгир. 179

Ян Сатуновский. 179

Ольга Седакова. 180

Илья Сельвинский. 180

Андрей Сергеев. 181

Борис Слуцкий. 181

Юрий Смирнов. 181

Владимир Соколов. 182

Арсений Тарковский. 183

Ирина Токмакова. 184

Андрей Туркин. 185

Дмитрий Усов. 185

Иосиф Уткин. 186

Алексей Фатьянов. 186

Игорь Федоров. 187

Велимир Хлебников. 187

Владислав Ходасевич. 188

Игорь Холин. 188

Марина Цветаева. 188

Алексей Цветков. 190

Олег Чухонцев. 190

Варлам Шаламов. 190

Александр Шапиро. 191

Вадим Шершеневич. 191

Геннадий Шпаликов. 192

Илья Эренбург. 192


Вступление

В наступающем учебном 2007-2008 году во всех школах Москвы тема первого урока 1 сентября – «Урок чтения. 860-летие Москвы».

Каким уроку быть?

Как учителю подготовиться к этому уроку?

Первый урок и другие, следующие за ним, развивающие его подход, могут стать принципиальными в формировании исторического сознания учащихся, основывающегося на восприятии исторического процесса через:

· историю своего города и, еще ближе – отдельных районов, улиц, домов, семей

· эмоционально насыщенные литературные произведения, судьбы их героев и авторов.

 

Первый урок нового, 2007-2008 учебного года, посвящен 860-летию Москвы. При всей условности этой даты (научные исследования позволяют говорить, что Москва значительно старше), она принята как возраст нашей столицы. Века, которые существует Москва, были насыщены различными событиями, в том числе и тяжелыми испытаниями, через которые наш город прошел с честью, став одним из самых крупных и известных мегалополисов мира. Он, приобретая вид огромного, многофункционального агломерата начала XXI века, сохраняет при этом культуру многих веков своего существования, оправдывая давно известное выражение: «Москвы – древняя и вечно молодая».

Москва вошла в историю как древний город с богатым культурным наследием и добрыми традициями, как центр политической, экономической и культурной жизни России. Наша Москва – один из крупнейших городов мира, гордость России.

Здесь все нам дорого: холмы и низины, парки и извивы Москвы-реки, шпили зданий и блеск куполов, лица родных и гостей, праздничная суета и деловитость будней. Это наш город, и у него своя душа. Словно годовые кольца на срезе многовекового дерева, на карте Москвы ее прошлое, настоящее, будущее – и вечное. Город хранит тайну своего обаяния и доверяет тем, кто умеет читать его «каменную книгу».

Нет случайных совпадений: юбилей города мы отмечаем в Год чтения, ведь именно в Москве Иван Федоров выпустил первую печатную книгу. Чтение как вид интеллектуальной деятельности не потеряло своей ценности и сегодня. В парадигме «массовая культура – истинное духовное наследие» современный человек может разобраться, только обладая читательской культурой, постоянным интересом к книге, русскому языку как национальному феномену. Сегодня понятие «книга» не потеряло своей значимости. Оно приобрело новые измерения. Книга сегодня может быть намного богаче иллюстрирована, главное, однако, не в этом. Книга постепенно становится цифровой, электронной. Сегодня чтение книги с экрана намного менее удобно и полезно для здоровья, чем работа с традиционной, бумажной книгой. Однако в ближайшие годы этой проблемы не будет. При этом цифровая книга будет включать и динамические иллюстрации – видеоклипы и разветвленные ссылки и аудиокомпоненты. Развитие умений читать, понимать, слушать и говорить будет становиться Новой грамотностью, расширяться умениями самостоятельно создавать мультимедийные произведения, выступать, пользуясь экранной поддержкой. Самое главное – как все эти технические новшества направить на то, чтобы человек (в нашем случае – ребенок) думал над книгой и благодаря ей обогащал свой внутренний мир, совершал выбор, не превращался в пассивного зрителя и переключателя телевизионных программ.

«Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе» – утверждает в своей статье «Чтение детей как национальная ценность» зав. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки В.П. Чудинова. Опираясь на исследования и выводы социолога культуры и чтения С.Н.Плотникова, она дифференцирует читателей и нечитателей по сущностным признакам: «Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении».

Исследования ученых, опыт работы с детьми педагогов и библиотекарей позволяют сделать вывод о чтении как фундаментальной составляющей человеческой деятельности, во многом определяющей не только интеллектуальное развитие личности, но и формирующей «духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека».

Чтение неотделимо от письма. Формирование тех навыков, о которых идет речь выше, идет намного успешнее, если оно сопровождается творческим письмом учащихся. Особенно это верно в современный цифровой век, когда легко:

· найти в Интернете, процитировать, прокомментировать чужую информацию (обязательно сославшись на автора), высказать свое мнение о литературном произведении

· менять и дорабатывать свой текст

· разослать свой текст другим для чтения, обсуждения и совместной работы

· распечатать текст и дать почитать другу, родителям и т. д.

Хороший читатель сегодня – это и активный «писатель».

Наконец, заметим, что чтение – это не только чтение художественной литературы. Сегодня это и чтение газетных сообщений, правительственных документов, статистических таблиц. Мы даем примеры всех этих материалов в приложении к настоящему пособию.

Особое внимание обращаем на документы Правительства Москвы. Мы размещаем в нашем тексте вводную часть программы «Года Ребенка», идущего сейчас, и подготовительные материалы – структуру еще не принятой стратегии Правительства Москвы в сфере детства. Надеемся, что эти материалы станут поводом для серьезных обсуждений в Ваших классах. Возможно, у Ваших учащихся возникнут предложения, которые можно направлять в Московский институт открытого образования по адресу: [email protected].

Единые первые уроки, которыми традиционно в День Знаний открывается учебный год в школах города, в новейшей истории Москвы проводятся с 1996 г. Тогда прошло занятие по теме «Дорогая моя столица». С тех пор к тематике Москвы в ходе первого урока обращались постоянно: прямо (например, в 2003 г. – «Город, в котором мы живем и учимся», в 2006 г. – «К 65-летию Московского сражения») или в контексте урока, выходящего на более широкую тематику (например, в 2005 г. – «Россия – Родина моя»).

В образовательных учреждениях столицы накоплен богатый опыт проведения первого занятия по москвоведческий тематике.

Московская тематика стала составной частью учебного процесса (московский региональный компонент ряда учебных предметов, прежде всего, истории, обществознания, литературы, географии, экологии), внеклассной работы. В части школ в качестве отдельной дисциплины или интегрированного преподается курс москвоведения.

Все вышеназванное говорит о том, что урок, посвященный 860-летию Москвы, является элементом системы патриотического воспитания учащихся, где важным элементом является эмоционально окрашенная, лично мотивированная учебная деятельность.

Большинство учителей московских школ, опираясь на свой опыт проведения занятий, открывающих учебных год, профессионально готовы разработать урок самостоятельно.

Но методические рекомендации всегда полезны даже опытному и знающему педагогу как ориентиры при подготовке собственного варианта урока, они содержат информацию, которую можно использовать при проведении занятия.

Представленные ниже рекомендации построены так, что они:

1) предлагают целеполагание занятия;

2) определяют принципы организации урока;

3) содержат перечень примерных вопросов для раскрытия на занятии с рекомендуемым информационным материалом;

4) предлагают возможные формы проведения занятия;

5) содержат приложения, которые могут быть использованы учителем не только для данного урока, но и в дальнейшей учебной и внеурочной работы.

Таким образом, данные материалы напоминают некий «конструктор», на основе которого учитель будет создавать свой урок.

 

Если же Вам, учитель, нужно не развернутое методическое пособие, а начальный эмоциональный и интеллектуальный импульс, который Вы могли бы превратить в движение души, передаваемое детям, то мы советуем вам прочитать два текста. Один поэтический и один немного длиннее, в прозе. Эти тексты имеются в приложениях:

· М. Цветаева, Домики старой Москвы

· Ю. М. Лужков Мистика.

Свои соображения и комментарии можете направлять по адресу: 1 urok 2007@ mioo . ru

 

Принципы организации урока

1. Основой организации урока должна быть его воспитательная направленность. Занятие должно способствовать решению задач гражданского, патриотического, нравственного воспитания. При любом варианте содержания урока важно, чтобы учащиеся ощущали себя россиянами, москвичами.

Урок является малой частицей работы по формированию у юных москвичей чувства сопричастности к тому, что происходит в Москве. Остаются актуальными слова, сказанные Мэром Ю.М. Лужковым: «Надо, чтобы москвич почувствовал себя хозяином не только собственных комнат. Чтобы понятие «мой дом» не кончалось порогом квартир. И даже дверью подъезда. Чтобы двор, улица, набережная – все вновь стало «своим» как было когда-то. А значит, пробудилось желание обживать городскую среду по собственному разумению». К этому можно добавить не только пространственное «освоение» и «присвоение» города, но и временной, ощущение прошлого и будущего города, как своего прошлого и будущего.

Важно направить внимание школьников на размышления о том, что объединяет нас всех – москвичей, какое место они, учащиеся, как юные москвичи занимают в столице уже сегодня, какие задачи развития города смогут решать в дальнейшем.

Целесообразно найти линии связи рассказа о современной столице, планах ее развития с планируемой работой класса во внеурочной деятельности, с теми делами, которые юные граждане России – школьники-москвичи будут делать в новом учебном году.

Важно опираться на знания, полученные школьниками на уроках литературы, истории, географии, экологии, всех тех предметов, которые имеют в своем содержании московский региональный компонент. Уж тем более, если учащиеся изучали курс москвоведения.

2. Одним из принципов организации урока является его эмоциональное воздействие на школьников. Важна тональность занятия, те эмоции, которые возникнут у школьников. Проведение урока в День Знаний выдвигает требование создания атмосферы праздника для учащихся. Этим, однако, нельзя ограничиться, мы должны поставить перед учащимися учебные и жизненные задачи, обратить внимание на реальные противоречия и нерешенные проблемы.

3. Ключевым является отбор содержания и формы проведения занятия. В условиях значительной вариативности и дифференциации москвоведческой подготовки учащихся важно учитывать:

- проводилось ли преподавание курса москвоведения (как отдельного предмета или интегрировано) в данном классе, в каком объеме и каким образом;

- какая работа москвоведческой тематики была проведена в рамках внеклассной деятельности;

- как проходили первые уроки в данном классе в предыдущие годы;

- какие возможности (наличие соответствующей литературы, наглядного материала, компьютерных технологий, Интернета) есть для проведения занятия;

- какова степень Вашей собственной готовности к уроку.

Все это позволяет и обязывает учителя самостоятельно определять содержание и формы занятий, выбирая из предложенного и (или) предлагая свое.

4. Важным принципом проведения занятия является активность учащихся, при возможности – участие каждого в подготовке и проведении урока.

5. Целесообразно использовать на уроке местный материал (по истории и современному развитию округа, муниципального района…). Хороший пример из Интернета – сайт http://testan.rusgor.ru/ рассказывающий о Теплом стане, Юго-западном административном округе столицы и содержащий много информации обо всем городе. Этот сайт можно использовать в школах всех округов и предлагать учащимся создавать свои «малые сайты».

6. Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором целесообразно представить, по возможности, следующие элементы:

- выставку книг о Москве;

- фотографии, альбомы, стенды, репродукции картин на московскую тематику;

- творческие работы учащихся (сочинения, рефераты, отзывы об экскурсиях, стихи, макеты) о Москве;

- ученические коллекции, посвященные столице (марки, открытки, этикетки, значки и т.д.);

- выставку быта москвичей разных времен;

и т. д.

Очень важно, чтобы на уроке была представлена символика столицы: Герб, Флаг, Гимн, Знамя Москвы (см. Приложение). Целесообразно обратить внимание учащихся на появление с 2006 г. такого нового элемента столичной символики, как Знамени Москвы, рассказ о нем можно найти на странице: http://www.mospravda.ru/issue/2006/08/30/article2481/ . Нужно прочитать с учащимися Гимн, обсудить его текст, понять его общую структуру и отдельные упоминающиеся в нем реалии. Можно завершить урок пением гимна (используя записанное инструментальное сопровождение), имея его текст на экране. Конечно, хорошо, и надо это подчеркнуть, если все школьники уже хорошо знают, о чем идет речь в Гимне, и помнят его текст наизусть.

Возможно, кому-то из старшеклассников покажется интересным уточнить детали создания песни, ставшей Гимном. Они могут найти эти детали в Интернете. Вот, для примера, координаты двух страничек: http://www.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=28&news_unom=506, http://www.rg-rb.de/ch&k/2003/106/08.shtml. Сравнение приведенной там информации может послужить темой интересного исследования об «исторической правде».

Как видно из уже сказанного, Первый урок обладает значительной вариативностью. Тем не менее, мы считаем полезным рекомендовать некоторую общую часть и возможные варианты вариативной части этого урока.



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Принципы организации урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы организации урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)