Понятие права: подходы к определению и типологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Исследование соблюдения прав ребенка в школе на примере Красноярского края Оглавление
Введение Глава 1. Гарантии прав ребенка в области образования в Российской федерации 1.1 Понятие права: подход к определению и типологии 1.2 Правовой статус ребенка 1.3 Права ребенка в сфере образования Глава 2. Исследование соблюдения прав ребенка в школе 2.1 Описание исследования 2.2 Представления респондентов о соблюдении прав ребенка в школе 2.3 Выявление представлений о соблюдении в современном российском обществе права на развитие способностей и талантов человека 2.4 Представления участников образовательного процесса о возможности защиты прав ребенка в школе 2.5 Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка 2.6 Выводы по исследованию Заключение Литература Приложения
Введение
Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”. Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это привело к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации. Цель дипломной работы: исследование и анализ соблюдения прав детей в школе в Красноярском крае. Задачи: ¾ определение правовых гарантий ребенка в области образования. ¾ выявление соблюдения/нарушения различных прав детей в образовательном учреждении. ¾ исследование отношения к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами. ¾ анализ представлений детей, родителей и педагогов о возможности защиты прав. Предмет исследования: соблюдение прав детей в школе в Красноярском крае. Объект исследования: субъекты образовательного процесса: дети, родители и педагоги Красноярского края. Гипотезы исследования: · В школе имеют место проблемы несоблюдения прав ребенка. · Расходы семей на образование детей неоправданно высоки; при этом в школах присутствуют незаконные сборы средств. · Многие виды культурно-образовательных ресурсов недоступны детям, семьям и педагогам, что нарушает право ребенка на качественное образование. · Устав школы не является реальным инструментом защиты прав детей и других участников образовательного процесса. · Дети и родители слабо включены в процесс управления делами школы. · Различные участники образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, учителя) имеют разные представления о сущности и содержании основных прав ребенка. Методы исследования: анкетный опрос Объем выборки: 1200 респондентов Тип выборки: квотная районированная выборка, репрезентирующая малые города и сельское население Красноярского края и г. Красноярск, учитывающая мнения учеников, родителей и педагогов образовательного учреждения (школы, ПТУ, закрытые учебные заведения - Кадетский корпус и Мариинскую гимназию, детские дома). Малые города: Ачинск, Назарово, Минусинск, Канск, Сосновоборск. Сельские территории: Балахтинский, Богучанский, Саянский, Березовский, Емельяновский, Шушенский, Назаровский, Северо-Енисейский, Бирилюсский районы. г. Красноярск Методы обработки данных: одномерные и двумерные распределения, статистически значимые различия, корреляционный и факторный анализ.
Глава 1. Гарантии прав ребенка в области образования в Российской Федерации Понятие права: подходы к определению и типологии
В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании. Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием[1]. Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. В чем же заключается понятие права, что понимается под правами человека? Существуют два основных подхода к правопониманию и в государственной практике, и в теории. Их можно обозначить как инструментальный и ценностный. При инструментальном подходе право рассматривается как орудие, инструмент государства в поддержании его принудительной власти и как плод государственной деятельности. При этом подходе право является правом государства устанавливать законы, обеспечивающие принуждение населения к повиновению власти, и нет границы между государственной волей и государственным произволом. Государство по своему усмотрению наделяет граждан теми или иными правами или лишает этих прав. Подобное правопонимание господствует в странах с авторитарными государственными порядками. При втором подходе право рассматривается как социальная ценность, выработанная практикой человеческой цивилизации и несущая идею справедливости и гуманизма. При этом понимании право – это, прежде всего неотъемлемые права личности, а закон и государство должны уважать и охранять эти права. Это правопонимание присуще демократическому, правовому государству, оно является сердцевиной самой идеи правового государства. Термин «право» в русском языке имеет двоякое значение: во-первых, употребляемое только в единственном числе, это слово означает совокупность или систему правил поведения, норм, существующих объективно, независимо от того или иного человека, субъекта. Это – объективное право. Но этим же термином обозначается возможность субъекта, человека притязать на что-то, требовать чего-то, пользоваться чем-то. Это – субъективное право, оно не существует в отрыве от человека (или организации), то есть от субъекта, обладателя этого права. Рассмотрим несколько определений «прав человека»: С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях»[2]. «Права человека – права, противостоящие обществу в лице его правительства и должностных лиц».[3] «Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».[4] Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека. Т. е., можно сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности. Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах. В юридическом смысле понятие «право» имеет несколько значений. Среди них разделяют:[5] 1) Объективное (позитивное) право – это нормы, выраженные в законах и других официальных источниках прав. 2) Естественное право – это права, присущие человеку от рождения. 3) Субъективное право – конкретное право, конкретного лица. Определив понятие «прав человека», необходимо определить его сущность и особенность, которые очевидны в признаках права: · нормативность (право состоит из норм), · общеобязательность, · формальная определённость (нормы права определены в определённых источниках), · гарантированность государством, · системность (право всегда некая система). В настоящее время права человека – обширная и относительно самостоятельная область юридической науки и, кстати, в некоторых зарубежных странах даже отдельная юридическая специальность. Существует множество типологий прав человека. Рассмотрим некоторые из них. По источникам возникновения прав их разделяют на две группы: · права человека (доступны всем людям); · права гражданина (доступны только гражданам конкретного государства). В силу исторического характера формирования теории, идеологии и практики прав человека, их классифицируют по поколениям прав человека – по временному критерию, т. е. по мере развития общества и появления прав человека. Первое поколение прав человека. К нему относят традиционные либеральные права и свободы, которые в международном и западноевропейском праве называются гражданскими и политическими правами свободами. К этому поколению принадлежат такие права и свободы, как: · право на жизнь; · свобода от пыток и жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания; · право на свободу; · право собственности; · свобода совести и мысли; · свобода слова и информации; · равенство перед законом и судом; · запрет дискриминации по признакам национальности, расы, языка, религии; · право участвовать в управлении страной; · свобода ассоциаций; · право на митинги и демонстрации; · право на справедливый суд и другие. Необходимо отметить, что все перечисленные выше права являются всеобщими и универсальными, т. е. они принадлежат каждому, независимо от его происхождения, цвета кожи, сферы занятий. Гражданские права в российском правовом обиходе называют личными правами, поскольку гражданские права обеспечивают личное пространство свободы, положение свободного человека, неприкосновенность личности. Политические права – условия создания механизма, обеспечивающего контроль общества за властью. Политические права непосредственно связаны с гражданством человека. Второе поколение прав человека. К нему относятся социальные, экономические и культурные права, или ещё их называют социально-экономическими правами. К этому поколению относят права, связанные с благосостоянием человека, уровнем и качеством его жизни: право на труд; право на отдых; право на образование, медицинское и социальное обеспечение, социальное страхование; право на защиту материнства и детства и другие. Данные права – это система минимальных гарантий уровня жизни и социальной защищённости, обеспечивающих устойчивость, не взрывоопасность общественной жизни. Третье поколение прав человека. Их формирование относится ко второй половине XX века. Это коллективные права, т. е. это права не отдельного человека, а участника или члена какого-либо сообщества: нации, народа, ассоциации, человечества в целом. К коллективным правам относят следующие права: · свободное распоряжение народом своими природными ресурсами; · право на мир; · право на национальную и международную безопасность; · право на развитие; · право быть свободным от насилия; · право на всеобщее уважение; · право на самоопределение и другие. В международно-правовых актах основные права и свободы условно подразделяются на две группы: * политические и гражданские права; * экономические, социальные и культурные права. В данной типологии не учтены коллективные права, но можно сделать предположение, что вероятнее всего коллективные права относят к каждой из этих групп. Общепризнанно, что права и свободы человека и гражданина существуют в неразрывной связи с обязанностями индивида перед обществом и его членами, каждое право порождает обязанность и наоборот. В статье 29 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». «Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности».[6] Таким образом, конкретных прав без обязанностей не бывает. Права (в том числе права человека, ребёнка), как правовые нормы появились значительно позже норм социальных, которые, в свою очередь, до сих пор (как и много столетий назад) регулируют отношения в обществе и правила поведения его членов. Существует четыре основные разновидности норм: 1. Обычаи. Это правила поведения, вошедшие в привычку. 2. Нормы морали (нравственности). Данные нормы поддерживаются силами общественного мнения. 3. Корпоративные нормы. Это нормы поведения в определённых организациях (например, религиозных), которые поддерживаются властью этих организаций. 4. Юридические нормы (нормы права). Это правила поведения, установленные государственной властью и поддерживаемые её принудительной силой. Описанные выше разновидности норм появлялись, развивались, менялись и дополнялись именно в таком порядке, в котором они рассмотрены. Таким образом, нормы права как таковые появились значительно позже остальных норм. Необходимость появления норм права была связана с возникновением правового государства и первичной власти, т. е. государства, которое обеспечивает основанную на законе максимальную свободу личности. Итак, отношения в обществе и правила поведения его членов регулируются нормами права и нормами морали, обязанностями гражданина перед обществом и его членами.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |