Выявление представлений о соблюдении в современном российском обществе права на развитие способностей и талантов человека
Одно из важнейших личных прав гражданина в обществе, и одновременно – ресурс развития общества – право на развитие способностей и талантов человека. Как же реализуется это право в отношении детей? Созданы ли в обществе необходимые условия для развития детьми своих талантов и способностей? Более трех четвертей родителей и двух третей детей считают, что в нашем обществе не созданы все условия для реализации этого права. Частично эта же оценка ситуации подтверждается и признанием того, что нарушаются права на доступность культурных ценностей в музеях, библиотеках и театрах.
Таблица 10 Распределение ответов на вопрос: Считаете ли Вы, что в нашем обществе созданы все условия для развития способностей и талантов ребенка? (%)
Основными причинами этого респонденты считают особенности жизни в селе и малом городе, в которых слишком мало возможностей для самореализации, отсутствуют возможности трудоустройства и т.д., а также отсутствие финансовых возможностей для развития и реализации своих способностей. Вместе с тем, выделяется часть опрошенных, которые заявляют о том, что если человек захочет, он будет искать возможности для развития талантов. Мнения педагогов по этому вопросу различаются в зависимости от места жительства. Таблица 11 Распределение ответов педагогов на вопрос «Считаете ли Вы, что в обществе созданы все условия…» в зависимости от места жительства (%)
Значительно ниже, чем сельские педагоги и педагоги из Кадетского корпуса, оценивают учителя из малых городов возможность для реализации талантов и способностей детьми. Заметно увереннее остальных выглядят педагоги из кадетских корпусов: более четверти из них считают, что их воспитанникам созданы все условия для реализации своих способностей. Вызывает некоторое недоумение ответы педагогов г. Красноярска на этот вопрос: никто из них не ответил положительно. По-видимому, это показатель их большей требовательности к условиям самореализации своих учеников. Это подтверждается и ответами родителей из Красноярска, которые также менее остальных удовлетворены сложившейся ситуацией.
Таблица 12 Распределение ответов родителей на вопрос «Считаете ли Вы, что в обществе созданы все условия…» в зависимости от места жительства (%)
Государство законодательно обеспечило гарантии на достойное образование и развитие подрастающего поколения. В городах и селах существуют множество культурных, образовательных, спортивных и досуговых учреждений. Но если респонденты считают, что в обществе отсутствуют условия для развития талантов и способностей, значит, различные культурно-образовательные ресурсы недоступны для них.
Таблица 13 Мнение респондентов о реальной доступности некоторых культурно-образовательных ресурсов (%)
Мы видим, что в наибольшей степени удовлетворены потребности и детей и родителей в таких видах ресурсов, как хорошая библиотека (60 и 61% соответственно), стадион, спортивный зал (55 и 54% соответственно), кинотеатр (42 и 48%) и кафе (41 и 51% соответственно). Наименее доступные ресурсы – это «концерт известных исполнителей (48% детей и 50% родителей никогда на нем не бывали), театр (38% и 29% соответственно), бассейн (34% и 50%), и Интернет (37% и 55% соответственно). Потребности педагогов практически по всем видам ресурсов удовлетворены значительно хуже, чем потребности детей и родителей; хуже всего удовлетворены потребности педагогов в хороших библиотеках, в посещении бассейна, стадионов, спортивных залов и в возможности использования ресурсов Интернет. Данные исследования говорят о том, что, хотя педагоги значительно чаще, чем дети и родители, посещают театр, музеи, однако их потребность (ощущение того, что этот ресурс доступен в любой момент) в этих ресурсах удовлетворена значительно слабее. Надо отметить, что педагоги значительно меньше, чем дети и родители пользуются спортивными сооружениями (спортивный зал, стадион), и доля тех из них, кто считает, что этот ресурс им доступен в любой момент, значительно ниже, чем среди родителей и детей. Однако спортивные залы имеются практически в каждой школе, поэтому странно, что педагоги ими не пользуются. По всей видимости, они либо не имеют свободного доступа к залам, либо не видят возможности заниматься спортом в своей же школе. Очень интересно отношение к Интернету. Среди педагогов доля тех, кто считает, что Интернет ему доступен в любой момент, существенно меньше, чем среди детей и родителей; в доступности этого ресурса первенство принадлежит детям. Это тоже представляется странным, так как компьютерные классы многих школ подключены к сети Интернет, и учителя могли бы пользоваться этим ресурсом. Среди тех, кто никогда не пользовался Интернетом доля родителей значительно выше, чем других респондентов, а детей – меньше всех. Следовательно, дети действительно опережают старшие поколения в использовании современных информационных технологий. В ходе исследования выяснилось, что 37% старшеклассников, 29% родителей и 10% педагогов ни разу не были в театре, 17% старшеклассников, 19% родителей и 8% педагогов – в музее, почти столько же – в кинотеатре. Это говорит о бедности культурной жизни значительной части населения, о нарушении прав подрастающего поколения на доступность культурных ценностей. К сожалению, опрос не показывает причин такой ситуации. Возможно, как в случае с педагогами, респонденты «не видят» реальных возможностей или существующих альтернатив. Кроме того, как уже отмечалось ранее, материальный фактор играет в этом огромную роль. Исследование показывает весьма существенную зависимость удовлетворенности потребности и использования различных ресурсов в зависимости от того, к какому уровню обеспеченности относят себя опрошенные школьники. Таблица 14 Зависимость удовлетворенности различных культурно-образовательных потребностей детей от уровня материальной обеспеченности семьи (%)
Театр | низко | средне | высоко | музей | низко | средне | высоко | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По потребности | 18,6 | 30,8 | 33,9 | 30,5 | 42,6 | 28,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ежемесячно | 1,7 | 3,0 | 7,6 | 1,7 | 2,2 | 15,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раз в год | 25,4 | 28,6 | 28,3 | 37,3 | 39,5 | 39,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
никогда | 52,5 | 37,3 | 30,2 | 30,5 | 15,8 | 16,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кино | низко | средне | высоко | стадион | низко | средне | высоко | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По потребности | 30,5 | 44,1 | 45,3 | 51,7 | 54,2 | 61,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ежемесячно | 5,1 | 21,0 | 32,1 | 30,0 | 30,3 | 24,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раз в год | 38,9 | 21,6 | 15,1 | 8,3 | 6,0 | 7,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
никогда | 25,4 | 13,2 | 7,6 | 10,0 | 9,5 | 7,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бассейн | низко | средне | высоко | Интернет | низко | средне | высоко | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По потребности | 15,8 | 37,3 | 38,9 | 32,8 | 45,7 | 53,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ежемесячно | 15,8 | 10,9 | 12,9 | 8,6 | 11,4 | 15,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раз в год | 17,5 | 18,6 | 25,9 | 3,5 | 7,8 | 7,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
никогда | 50,9 | 33,2 | 22,2 | 55,2 | 35,1 | 23,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Библиотека | низко | средне | высоко | дискотека | низко | средне | высоко | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По потребности | 48,3 | 61,3 | 53,9 | 48,4 | 54,0 | 57,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ежемесячно | 20,0 | 18,9 | 19,2 | 30,7 | 29,6 | 18,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раз в год | 10,0 | 9,9 | 17,3 | 3,2 | 7,7 | 12,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
никогда | 21,7 | 9,8 | 9,6 | 17,7 | 8,7 | 11,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Концерт | низко | средне | высоко | кафе | низко | средне | высоко | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По потребности | 12,1 | 22,8 | 26,0 | 12,1 | 22,8 | 26,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ежемесячно | 3,5 | 4,9 | 10,0 | 3,5 | 4,9 | 10,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раз в год | 17,2 | 25,3 | 26,0 | 17,2 | 25,3 | 26,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
никогда | 67,2 | 47,0 | 38,0 | 67,2 | 47,0 | 38,0 |
Из данных таблицы видно, что наиболее сильно уровень материального обеспечения влияет на удовлетворение потребности в пользовании такими ресурсами, как бассейн, концерты известных исполнителей, посещение кафе. Так, среди низкообеспеченых более половины никогда не бывали в театре, тогда как среди высокообеспеченных таковых 30%; среди малообеспеченных более половины никогда не пользовались Интернетом, тогда как среди высокообеспеченных таковых менее четверти. Никогда не пользовались хорошими библиотеками каждый пятый ребенок из низкообеспеченных семей и каждый десятый – из семей с высоким доходом. Получается, что реализация права пользования культурными ресурсами зависит не от гарантий государства, а от материальных возможностей.
Из этих выводов можно сделать предположение о том, что у детей из семей с разным уровнем дохода разные стартовые возможности в получении образования и культурного развития, что нарушает право ребенка. Кроме того, учитель, не имеющий возможности удовлетворить свои культурно-образовательные потребности, может дать своим ученикам гораздо меньше, чем тот, у которого они удовлетворены. И это опять же нарушает права ребенка на образование и развитие.
2020-02-04 | 210 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Выявление представлений о соблюдении в современном российском обществе права на развитие способностей и талантов человека |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы