Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка в обществе



2020-02-04 223 Обсуждений (0)
Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Право является основным регулятором отношений в обществе. Отношение к праву в обществе показывает уровень правовой культуры населения. Знание законов и общая правовая культура являются одними из важных условий соблюдения прав.

Считается, что для российского менталитета характерно определенное противоречие между пониманием норм права и справедливости; это подтверждается и нашим опросом. На вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?» только около 14% опрошенных детей, 18,2% учителей и 70% опрошенных родителей ответили «При всех обстоятельствах», а более 18% детей, 20% родителей и 81,8% учителей ответили «Когда закон справедлив». Около четверти детей, столько же родителей и 36,4% педагогов ответили, что закон надо выполнять только в тех случаях, когда за его несоблюдение могут наказать.

 

Таблица 17

Ответы на вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?»(%)

  дети родители учителя
Когда они согласуются с традициями общества 15,80 22,83 36,4
Когда они соответствуют представлениям ближнего круга (семьи, друзей) 7,68 4,88  
Когда они соответствуют убеждениям 10,58 11,41 9,1
Когда за несоблюдение могут наказать 24,72 24,70 36,4
При всех обстоятельствах 13,60 70,16 18,2
Когда закон справедлив 17,99 21,58 81,8
Затрудняюсь ответить 7,00 1,23 -

 

Ответы на это вопрос говорят о сильном развитии правового нигилизма среди школьников, их родителей и учителей, о распространенности неуважения к закону. И пока в обществе будет сохраняться такая ситуация, вряд ли будут соблюдаться права самих людей.

В нашем обществе очень сильно понятие справедливости, которое далеко не всегда совпадает с законами, но на которое люди ориентируются гораздо больше.

Подтверждается этот вывод и ответами на вопрос о том, что респонденты считают нарушением прав человека.

 

Таблица 18

Распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного является, по Вашему мнению, нарушением прав человека?» (%)

  дети родители педагоги
Недоступность культурных ценностей 25,56 29,46 37,75
Одни живут в коммунальных квартирах, другие – в коттеджах 12,22 10,37 12,05
В некоторых городах взимается плата за проживание 23,88 26,14 25,30
Преобладание мужчин в органах власти 3,65 7,47 7,63
Обязательность ношения школьной формы 9,27 4,56 2,01
Выпускнику 9-го класса не разрешают учиться там, где он хочет 5,34 7,47 2,01
Запрет на просмотр некоторых кинофильмов детям и подросткам 4,49 1,24 0,40
Человеку, имеющему паспорт, не разрешают гулять после 12 ночи 6,74 0,83 0,40
Человека, имеющего паспорт, не принимают на работу и не выдают трудовую книжку 2,25 3,32 3,61
В некоторых объявлениях о приеме на работу указываются ограничения по возрасту и полу 0,98 3,32 4,02
После 23 часов не разрешают включать музыку так громко, чтобы её слышали соседи 1,26 0,83 0,40

 

Подростками и взрослыми чаще всего расценивается как нарушение прав человека именно нарушение норм справедливости – недоступность культурных ценностей, плата за право проживания в некоторых городах, и несправедливость в решении квартирного вопроса. Причем разница между детьми и родителями в оценке этих явлений не очень высока. Родителей больше волнует недоступность культурных ценностей, плата за проживание в некоторых городах и преобладание мужчин в органах власти, детей – то, что одни живут в коммунальных квартирах, другие – в собственных коттеджах и обязательность ношения школьной формы. А вот те явления, которые являются действительными нарушениями прав человека (ограничения по возрасту и полу при приеме на работу, религиозная пропаганда в учебниках, запрет на продолжение учебы в школе), почти никто не отметил как нарушения прав человека. Конечно, причиной этого может быть еще и то, что респонденты лично не сталкивались с этими проблемами, тогда как с проблемами справедливости /несправедливости сталкивались все. Но возможно, что люди уже привыкли к такому положению вещей и поэтому не расценивают это как нарушения норм.

Показателем правового нигилизма является и то, что менее половины опрошенных детей верят в возможность честного поступления в ВУЗ,и почти треть опрошенных не верят в эту возможность. Среди опрошенных родителей только 29% верят в такую возможность, не верят – 2/3 (68% опрошенных), у учителей – 33,4% и 66,2% соответственно.

Кроме отношения к праву, важнейшим элементом правовой культуры личности является знание права. Показателем информированности о законах и правах являются ответы на вопрос: «Знакомы ли Вы с ниже перечисленными документами?»

Первое, что необходимо отметить – респонденты намного слабее знакомы с местными законами, чем с международными и федеральными, однако потребность в их знании достаточно высока. «Впервые услышали» во время опроса о существовании Закона края «О защите прав ребенка» почти треть опрошенных, Законе края «Об образовании» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» – по четверти опрошенных. Наиболее известные, находящиеся «на слуху» документы – Всеобщая декларация прав человека – почти половина слышали о ней, треть – знакомы в общих чертах, и почти 8% детально знакомы с содержанием; Международная Конвенция о правах ребенка – 40% родителей слышали о ней, почти четверть знакомы в общих чертах, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» – слышали о нем более трети, знакомы в общих чертах – пятая часть, и почти четверть опрошенных – впервые услышали о нем.

Наиболее детально изученными являются Закон РФ «Об образовании»- с ним детально знаком каждый седьмой опрошенный, Закон Красноярского края «Об образовании» и Конвенция о правах ребенка – с этими документами детально знаком почти каждый десятый из опрошенных родителей.

Если говорить о педагогах, то у них несколько иная картина – лучше всего знакомы с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка» – почти половина; Конвенцией о правах ребенка и Законом края «Об образовании». При этом общее количество детально знакомых с законами учителей в 2–4 раза выше, чем родителей. Это говорит о достаточно высокой правовой подготовке педагогов. Между тем, и родители проявили желание и заинтересованность в знакомстве с законами.

 

Таблица 19

Сравнительный анализ ответов на вопрос о знакомстве с основными документами, регулирующими права ребенка в обществе, родителей и педагогов (%)

 

Первый раз слышу

Детально знаком

Хочу познакомиться, но не знаю, где взять

  родители учителя родители учителя родители учителя
Всеобщая декларация прав человека 7,52 8,37 7,96 19,67 5,31 12,13
Конвенция о правах ребенка 20,35 1,23 9,29 39,92 6,19 5,35
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 23,50 0,41 7,83 46,28 10,14 2,07
Закон РФ «Об образовании» 3,98 6,47 13,72 21,98 5,75 4,31
Закон края «Об образовании» 23,56 0,41 9,33 34,30 8,89 4,13
Закон Красноярского края «О защите прав ребенка» 31,84 0,83 8,07 21,25 13,00 4,17

 

Таким образом, исследование показало, что респонденты плохо осведомлены о правах и законах, действующих в обществе. При этом многие понимают, что утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита и охрана его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.



2020-02-04 223 Обсуждений (0)
Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка в обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)