Отношение к праву, знание законов и документов, регулирующих права ребенка в обществе
Право является основным регулятором отношений в обществе. Отношение к праву в обществе показывает уровень правовой культуры населения. Знание законов и общая правовая культура являются одними из важных условий соблюдения прав. Считается, что для российского менталитета характерно определенное противоречие между пониманием норм права и справедливости; это подтверждается и нашим опросом. На вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?» только около 14% опрошенных детей, 18,2% учителей и 70% опрошенных родителей ответили «При всех обстоятельствах», а более 18% детей, 20% родителей и 81,8% учителей ответили «Когда закон справедлив». Около четверти детей, столько же родителей и 36,4% педагогов ответили, что закон надо выполнять только в тех случаях, когда за его несоблюдение могут наказать.
Таблица 17 Ответы на вопрос «Всегда ли надо соблюдать законы?»(%)
Ответы на это вопрос говорят о сильном развитии правового нигилизма среди школьников, их родителей и учителей, о распространенности неуважения к закону. И пока в обществе будет сохраняться такая ситуация, вряд ли будут соблюдаться права самих людей. В нашем обществе очень сильно понятие справедливости, которое далеко не всегда совпадает с законами, но на которое люди ориентируются гораздо больше. Подтверждается этот вывод и ответами на вопрос о том, что респонденты считают нарушением прав человека.
Таблица 18 Распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного является, по Вашему мнению, нарушением прав человека?» (%)
Подростками и взрослыми чаще всего расценивается как нарушение прав человека именно нарушение норм справедливости – недоступность культурных ценностей, плата за право проживания в некоторых городах, и несправедливость в решении квартирного вопроса. Причем разница между детьми и родителями в оценке этих явлений не очень высока. Родителей больше волнует недоступность культурных ценностей, плата за проживание в некоторых городах и преобладание мужчин в органах власти, детей – то, что одни живут в коммунальных квартирах, другие – в собственных коттеджах и обязательность ношения школьной формы. А вот те явления, которые являются действительными нарушениями прав человека (ограничения по возрасту и полу при приеме на работу, религиозная пропаганда в учебниках, запрет на продолжение учебы в школе), почти никто не отметил как нарушения прав человека. Конечно, причиной этого может быть еще и то, что респонденты лично не сталкивались с этими проблемами, тогда как с проблемами справедливости /несправедливости сталкивались все. Но возможно, что люди уже привыкли к такому положению вещей и поэтому не расценивают это как нарушения норм. Показателем правового нигилизма является и то, что менее половины опрошенных детей верят в возможность честного поступления в ВУЗ,и почти треть опрошенных не верят в эту возможность. Среди опрошенных родителей только 29% верят в такую возможность, не верят – 2/3 (68% опрошенных), у учителей – 33,4% и 66,2% соответственно. Кроме отношения к праву, важнейшим элементом правовой культуры личности является знание права. Показателем информированности о законах и правах являются ответы на вопрос: «Знакомы ли Вы с ниже перечисленными документами?» Первое, что необходимо отметить – респонденты намного слабее знакомы с местными законами, чем с международными и федеральными, однако потребность в их знании достаточно высока. «Впервые услышали» во время опроса о существовании Закона края «О защите прав ребенка» почти треть опрошенных, Законе края «Об образовании» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» – по четверти опрошенных. Наиболее известные, находящиеся «на слуху» документы – Всеобщая декларация прав человека – почти половина слышали о ней, треть – знакомы в общих чертах, и почти 8% детально знакомы с содержанием; Международная Конвенция о правах ребенка – 40% родителей слышали о ней, почти четверть знакомы в общих чертах, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» – слышали о нем более трети, знакомы в общих чертах – пятая часть, и почти четверть опрошенных – впервые услышали о нем. Наиболее детально изученными являются Закон РФ «Об образовании»- с ним детально знаком каждый седьмой опрошенный, Закон Красноярского края «Об образовании» и Конвенция о правах ребенка – с этими документами детально знаком почти каждый десятый из опрошенных родителей. Если говорить о педагогах, то у них несколько иная картина – лучше всего знакомы с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка» – почти половина; Конвенцией о правах ребенка и Законом края «Об образовании». При этом общее количество детально знакомых с законами учителей в 2–4 раза выше, чем родителей. Это говорит о достаточно высокой правовой подготовке педагогов. Между тем, и родители проявили желание и заинтересованность в знакомстве с законами.
Таблица 19 Сравнительный анализ ответов на вопрос о знакомстве с основными документами, регулирующими права ребенка в обществе, родителей и педагогов (%)
Таким образом, исследование показало, что респонденты плохо осведомлены о правах и законах, действующих в обществе. При этом многие понимают, что утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита и охрана его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |