Программы по различным признакам подразделяются на несколько видов:
1. По отношению проблем к целям социально-экономического развития: - целевые; - ресурсные. 2. По характеру реализации проблем: - социальные; социально-экономические; - ориентированные на индивида; - семью, коллектив или общество. 3. По количеству решаемых целей: - многоцелевые; - одноцелевые. 4. По времени: - текущие (до 1 мес.); - краткосрочные (от 1 мес. до 1 года); - среднесрочные (1 год – 5 лет); - долгосрочные (более 5 лет). 5. По уровню значения реализации: - национальные; - региональные; - отраслевые; - отдельный хозяйствующий субъект. 6. По форме предоставления конечного результата: - с качественными и количественными определенными результатами; - все результаты полностью отражаются в показателе интеграции социально-экономического эффекта от реализации программы. 7. По характеру объекта программируемых мероприятий: - отраслевые; - межотраслевые; - федеральные; - региональные; - муниципальные; - программы предприятий. 8. По количеству выполняемых функций: - однофункциональные; - многофункциональные. В число приоритетных проблем, которые подлежат программной разработке входят: - социальное развитие и экологическая безопасность; - поддержка эффективных производств и свертывание устаревших технологий; - развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований; - эффективность использования ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала; - сбалансированность производства и платежеспособный спрос; - диверсификация экспортного потенциала. Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определенными приоритетами и в непосредственной связи с разработкой бюджета на очередной год. Первостепенное место в составе федеральных программ занимает программа социально-экономического развития России как комплексная система целевых ориентиров и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения. В программе оцениваются итоги развития России за предыдущий период и состояние экономики, а также отражается политика Правительства Российской Федерации по основным направлениям: макроэкономическая, инвестиционная и структурная, аграрная, экологическая, социальная, региональная, внешнеэкономическая. Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Таким образом, программно-целевой метод является способом формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Отбор основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработка взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства – сущность этого метода.
87. Индикативное планирование. Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий, домохозяйств в условиях рынка. Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка. Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах – предприятиях. При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов – параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров. Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе – государства, несмотря на то, что это для них необязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели – контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование – это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Таким образом, индикативное планирование – это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне. Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |