Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и сущность естественных монополий



2020-02-04 244 Обсуждений (0)
Возникновение и сущность естественных монополий 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В данной курсовой работе подробно рассмотрена деятельность естественных монополий на теории и на практике, их сущность и способы регулирования в Российской Федерации.

Актуальность работы: проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким-либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения. Естественные монополии – это отрасли, рассчитанные на большую часть населения, поэтому такие отрасли нуждаются в государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.

Цель данной работы: подробно рассмотреть сущность естественных монополий, способы и методы их регулирования, а также ознакомиться с проблемой регулирования в целом, и особенно в условиях финансово-экономического кризиса.

Задачи для достижения цели:

1. теоретическое изучение сущности естественных монополий, их возникновение, развитие и деятельность.

2. изучение некоторых отраслей естественных монополий на примерах.

3. изучение регулирования естественных монополий.

4. изучение проблемы регулирования естественных монополий в условиях финансово-экономического кризиса.

5. изучение различных мнений и прогнозов решения проблемы регулирования в условиях кризиса.

При написании этой работы были изучены материалы, взятые из различных монографий, публикаций из сети Интернет, из экономических журналов и газет, материалы соответствующих заседаний и конференций. Так же были изучены деятельности таких монополий, как «ЛУКойл», «ЕЭС России» и «Газпром». Это позволило лучше представить и рассмотреть данную проблему не только на практике, но и на примерах.

При исследовании данной темы были изучены труды некоторых авторов, в частности:

1. А.Смит.

До сих пор экономисты испытывают интерес к трудам Адама Смита. Это значит, что многие рассмотренные им проблемы и идеи до сих пор остаются актуальными. Прежде всего, это проблема взаимоотношений государственной власти и монополий, отношение к принципам экономического вмешательства, политике меркантилизма. В своей книге «Богатство народов» Адам Смит критикует монополии. Он считает, что высокие рыночные цены, которые устанавливают монополии, уменьшают благосостоянии потребителей. Из-за этого происходит спад в управлении экономикой в целом. «Монополия – враг хорошему управлению, которое никогда не может быть универсальным». Монополии, по мнению Адама Смита, усиливают дифференциацию в обществе, так как происходит обогащение одних за счёт других.

2. Э. Чемберлин.

Он был первым учёным, который ввёл понятие “монополистическая конкуренция”. По его мнению, почти все экономические ситуации включают в себя и конкуренцию, и монополию. Он предложил такую модель рынка, в которой присутствуют элементы и конкуренции, и монополии.

3. Д. Робинсон.

Исследовала проблемы рынка, а именно: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. По мнению Д. Робинсон, монополия является не только рынком, но и концентрированным производством (экономия фирмы на масштабах).

 


Глава 1. Сущность естественных монополий

Понятие монополии

 

Для того чтобы понять сущность и способы регулирования естественных монополий, необходимо, для начала, разобраться с понятием монополии в целом. Монополии бывают разных типов и видов, и существует множество различных определений этого понятия, вот некоторые из них:

«Монополия – это исключительное право в определённой сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.п., прежде всего на производство или продажу чего-либо».[1]

«Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого заменителя».[2]

«Монополия – это исключительное право на какое-либо дело, вид деятельности, мероприятие. Это право предоставляется определённому лицу, группе лиц или государству. Монополия характерна для следующих видов деятельности – производства, промысла, применения, использования определённых материальных ценностей, продуктов».[3]

Но на практике этот термин не столь однозначен. Практически невозможно найти экономику, на рынке которой существовал бы только один монополист в определённой отрасли, то есть это означает, что практически невозможно найти чистую абсолютную монополию. Это сравнимо с рынком совершенной конкуренции, ситуация, к которой стремятся, но достичь которую очень трудно. Исходя из этого, можно утверждать, что совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия – это два логических предела рынка. «… монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…».[4] Монополия в отличие от совершенной конкуренции не использует кривую издержек для определения оптимального производства. Максимальная прибыль зависит от кривой спроса. При росте спроса увеличивается не только объём продукции, но и цена, несмотря на сокращение издержек. Монополия продаёт товар по завышенной цене и производит меньше, чем при свободной конкуренции. Существование монополий невозможно представить без препятствий для входа на рынок.

Монополии делятся на три основные типа:

1. Монополистическая конкуренция – тип монополии, на котором имеется достаточно большое количество фирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контроль над ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.

2. Олигополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой, существуют большие препятствия для входа на рынок.

3. Чистая монополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара, который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкие заменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.

Первые в России монополии появились в 80-х годах 19 века. Отрасли, которые имели особое значение для государства, находились под строгим контролем государственных органов. К таким отраслям можно отнести: металлургию, транспорт, машиностроение и др. Монополии чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. В то время ещё отсутствовали какие-либо законодательные и административные нормы, которые должны регулировать деятельность монополий. Из-за этого распространялись официально нерегистрируемые монополии. 1910-1913 года – это период промышленного подъёма. В это время резко выросло и число монополий.

Можно выделить формы монополий по историческому критерию:

1. Простейшие объединения: конвенции, пулы, ринги, концерны. Признаком таких объединений является временное соглашение о ценах.

2. Картели – монополистические объединения фирм одной отрасли, в которых существует соглашение между этими предприятиями по некоторым вопросам, но при этом фирмы остаются самостоятельными.

3. Синдикаты - объединения предприятий одной отрасли, которые лишаются своей самостоятельности.

4. Тресты – объединения предприятий одной или нескольких отраслей с полной потерей их самостоятельности во всех отношениях.

5. Комбинаты – объединения предприятий, связанных друг с другом.

6. Концерны – объединения предприятий разных отраслей, установления полного финансового контроля, путём скупки акций.

Экономистам удалось определить четыре основных фактора, отличающим монопольную фирму:

1. Строгий контроль над факторами производства, используемыми в отрасли.

Это значит, что монопольная фирма контролирует исключительность, подлинность и уникальность вводимых факторов.

2. Экономия из-за роста масштабов производства.

Предположим, что цены на ресурсы остаются неизменными, фиксированными. Если кривая долгосрочных издержек является нисходящей кривой, тогда удовлетворить потребности общества можно, сконцентрировав производство данного продукта в рамках одной фирмы.

3. Патенты.

Это исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но, как правило, выгода не бывает без каких-либо издержек. Монополия обычно устанавливает свои более высокие цены, тем самым, стараясь избежать больших потерь. Если у фирмы не получилось продать товар по своей цене, соответственно, не получилось возместить издержки, то у неё пропадает стимул проведения дальнейших исследований.

4. Государственные лицензии и привилегии.

Существуют рынки, на которых нельзя заниматься бизнесом без государственных лицензий. Нередко государственные лицензии содержат в себе перечень правил, которые чётко разъясняют, какие права и гарантии даёт данная лицензия. Иногда государство устанавливает достаточно высокую плату за лицензию, тем самым, вынуждая повышать цены.

Монополист вправе оказывать влияние на конкуренцию, изменять цены и объём производства, затруднять доступ на рынок. Таким образом, монополист перераспределяет спрос, получая при этом наиболее высокую для себя прибыль.

Монополия – это крайняя форма несовершенной конкуренции. Если продавец может повышать цену при уменьшении объёма выпуска, то такой продавец обладает монопольной властью. Монополия порождает такое явление как ценовая дискриминация: фирма продаёт один и тот же товар разным потребителям по разным ценам. Любой новый продавец не может проникнуть на монопольный рынок, так как существуют барьеры вхождения. Препятствия бывают естественные и искусственно созданные. Самый главный естественный барьер – это технические преимущества при крупном масштабе производства. Искусственные барьеры – это законодательные ограничения, такие как: патенты, лицензии на предпринимательскую деятельность и др.

Существует три вида монополий:

· Закрытая монополия. Она полностью защищена и отграничена от конкуренции.

· Открытая монополия. Эта фирма не защищена полностью от конкуренции, но на какое то определённое время всё-таки является единственным поставщиком продукта.

· Естественная монополия. Если фирма обслуживает весь рынок, тогда долгосрочные издержки достигают своего минимума.

Именно естественным монополиям и посвящена данная работа.

 

Возникновение и сущность естественных монополий

 

По мнению многих учёных и политиков, конкурентный рынок является наиболее эффективной организацией экономики. Но совершенная конкуренция – это не естественное состояние рынка из-за многих социальных и экономических факторов. Некоторые рынки вообще не могут функционировать на конкурентной основе. Для них характерна и естественна высокая степень монополизации.

Иногда монопольное производство в целом намного лучше и эффективнее для общества, чем предприятия, которые конкурируют между собой. Это и есть случай естественной монополии. На определение естественных монополий существуют две противоположные точки зрения. Некоторые считают, что естественной монополии вообще не существует. Другие убеждены в том, что естественные монополии существуют и их обязательно необходимо поддерживать. Для начала рассмотрим точку зрения, доказывающую существование естественных монополий.

«В ряде отраслей народного хозяйства объективна экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление)»[5]

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции».[6]

«Естественная монополия – признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоден государству и всему населению или вызван соображениями общественной безопасности».[7]

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».[8]

Товары естественных монополий имеют стабильный спрос, который не зависит от изменений цен из-за того, что, как правило, не имеют близких заменителей в потреблении.

Естественная монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли. Товар выгоднее производить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. «Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара».[9] Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.


 

Рис. 1. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.

 

Рисунок показывает, что одна естественная монополия может произвести количество товара Q*, затратив меньше издержек, чем каждая из двух фирм, которая произведёт только 1/2 Q*.

Большие предприятия лучше оснащены с точки зрения техники. Так же они обладают большей мощностью. Благодаря этому, производительность труда повышается при одновременном снижении издержек на единицу продукции. Это значит, что ресурсы, которые используются в производстве, расходуются наиболее эффективно. В этом и заключается естественная для общества ситуация на рынке.

Естественные монополии бывают временными и постоянными. Признаком

постоянной естественной монополии является растущая отдача от масштаба при любом объёме производства. Одна единственная фирма в отрасли способна удовлетворить величину спроса с минимальными издержками производства. Временные естественные монополии отличаются от постоянных тем, что они пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса. В этом случае в какой-то момент монополия перестаёт быть естественной, барьер для входа в отрасль новых фирм снижается, постепенно начинает развиваться конкуренция.

В российской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, из них естественных монополий – 500.

В России, согласно Федеральному закону, к естественным монополиям отнесено несколько сфер:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· услуги по передаче электрической энергии;

· железнодорожные перевозки;

· услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой

связи;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

· услуги по передаче тепловой энергии;

· услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Теперь рассмотрим точку зрения, отрицающую существование естественных монополий. Нет никаких доказательств того, что явление естественной монополии существовало, когда началось государственное регулирование инфраструктурных отраслей, то есть сторонники этой точки зрение связывают появление монополий с результатом непосредственного вмешательства государства в регулирование.

Учёный Г. Грей изучал теорию естественной монополии. Считалось, что все привилегии, которые предоставлялись корпорациям и частным лицам, были основаны на удовлетворении интересов общества. Но в итоге, всё это сводилось к коррупции. Отсюда следовало, что большинство отраслей стремились установить монополию, то есть стать общественной инфраструктурой. Проблемы, связанные с естественными монополиями, по мнению Грея, являются результатом вмешательства государства, так как правительство не может установить определённую цену на использование ограниченных городских ресурсов. То есть Г. Грей предполагал, что без естественных монополий, в принципе, можно и обойтись.

 



2020-02-04 244 Обсуждений (0)
Возникновение и сущность естественных монополий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и сущность естественных монополий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)