Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование в условиях кризиса



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Регулирование в условиях кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Финансовый кризис коснулся всех областей экономики, включая и отрасли естественных монополий. В отличие от других отраслей, кризис не так сильно коснулся естественных монополий, так как их товары и услуги рассчитаны на огромное количество людей.

С началом финансового кризиса, актуальным стал вопрос о росте тарифов естественных монополий. В мае 2008 года этот вопрос был поднят, тогда и были установлены сегодняшние параметры увеличения цен на электроэнергию, природный газ и железнодорожные перевозки. Но как стало видно, это решение осталось практически незамеченным: доля расходов монополистов была незначительна, и большинство населения спокойно отнеслись к росту цен на коммунальные услуги и железнодорожные билеты. Всё изменилось с наступлением кризиса. Увеличение тарифов повлекло за собой недовольство и волнения со стороны граждан. Если тарифы и дальше будут продолжать расти, то уровень жизни большей части населения будет продолжать стремительно падать. Это приведёт к неплатежам за коммунальные услуги. Проблема тарифов естественных монополий в условиях кризиса стала одной из самых главных проблем финансового кризиса.

Часто поступают предложения заморозить тарифы. Например, по мнению президента Российского союза строителей Виктора Забелина, это является одной из главных и необходимых мер для поддержки строительной отрасли во время финансового кризиса. В. Забелин: «Нельзя терпеть, когда в условиях финансового кризиса естественные монополии поднимают тарифы на воду, электроэнергию, транспорт. Это неправильно». Но такая политика не устраивает самих монополистов, то есть против неё могут выступить «Газпром», РЖД, «ЛУКойл». Естественно, эту проблему тщательно исследует Институт проблем естественных монополий. Вот мнение генерального директора этого института Юрия Саакяна: «Я считаю, что государство должно придерживаться утвержденных показателей роста тарифов: и монополии, и их потребители уже заложили в свои бюджеты этот рост. Заморозка тарифов нанесет монополиям больше ущерба, чем принесет пользы потребителям». То есть замораживание тарифов приведёт к сокращению инвестиционных программ, что может очень плохо повлиять на экономическое развитие страны в целом после кризиса.

По прогнозам, рост тарифов естественных монополий в 2009 году потребует 780 млрд. рублей. Но большая часть этих средств вернётся в экономику в форме инвестиций. Таким образом, мы видим, что если не замораживать тарифы, а увеличить инвестиционные программы, то у промышленного производства будет стимул развиваться внутри страны.

Три основные отрасли естественных монополий – газовая, электроэнергетика и железнодорожный транспорт. Эти отрасли в период кризиса могут стать одними из самых главных и важных потребителей промышленной продукции, тем самым они обеспечат достаточный спрос для того, чтобы сохранить промышленное производство. То есть они являются стабилизаторами для некоторых смежных отраслей промышленности.

«В прогнозе, утверждённом правительством в августе 2008 года, были следующие коэффициенты индексации тарифов:

· На газ и электроэнергию – на 25%

· На железнодорожные перевозки – на 21,8%

· На услуги телеграфа – на 25%

· На пересылку корреспонденции – на 20%

· На местную телефонную связь – на 8%» [17]

Все эти расчёты были сделаны ещё до экономического кризиса, поэтому они не предусматривали сложившуюся ситуацию. Во-первых, доходы потребителей оказались не такими, на какие рассчитывали ещё несколько месяцев назад. Во-вторых, естественные монополии ограничивают инвестиционные вложения в условиях кризиса. В-третьих, спрос на услуги монополий стал заметно сокращаться. Из этого следует, что составленные ранее прогнозы нуждаются в тщательной корректировке.

Тема высоких темпов роста тарифов была поднята ещё в ноябре нефтяными компаниями, а в декабре её продолжил Владимир Путин. До этого возможность снижения тарифов категорически отвергалось, но теперь, уже мало кто сомневается, что темпы роста необходимо снизить. «Владимир Путин заявил, что полное замораживание тарифов на услуги естественных монополий – “эффективное, но далеко не всегда эффективное” решение».[18] По его мнению, заморозить тарифы, с одной стороны, является правильным решением, но с другой, может привести не к самым лучшим последствиям.

Правительство определилось с темпом роста тарифов, то есть было решено, что тарифы на товары и услуги естественных монополий не будут расти такими высокими темпами, как было запланировано ещё до кризиса. То есть решили снизить пока только предельный уровень повышения тарифов на газ, железнодорожные перевозки и электроэнергию для населения. Но в общем рост тарифов собираются пересмотреть в середине или в конце 2009 года в сторону значительного снижения. Планируется сокращение тарифов до 10-15% от запланированного уровня.

 


Заключение

 

В данной работе я подробно изучила сущность естественных монополий, их возникновение, деятельность, признаки. Также я выяснила, что естественные монополии – это отрасли, которые необходимо регулировать. В этом и состоит проблема естественных монополий.

Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами – это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Проблема регулирования естественных монополий в условиях кризиса является одной из наиболее значимых проблем. До кризиса наблюдался стремительный рост тарифов естественных монополий. Но население не сильно обращало на это внимание. Поэтому вопрос о снижении темпов роста тарифов особо не рассматривался. С наступлением кризиса, этот рост стал существенно ощутимым. Соответственно, возник вопрос о решении этой проблемы. Существуют три пути решения данной проблемы.

Замораживание тарифов выгодно, прежде всего, для населения и отраслей промышленности, зависящих от продукции естественной монополии. Населению никогда не был выгоден рост цен на коммунальные услуги и железнодорожные перевозки. Тем не менее, до кризиса, этот рост не ощущался так сильно. С наступлением кризиса всё поменялось. Политика замораживания тарифов не устраивает самих монополистов. Замораживание может привести к сокращению инвестиционных программ, что очень важно.

Другой путь решения проблема – продолжение роста тарифов. Эта политика выгодна монополистам и невыгодна потребителям. То есть если увеличить инвестиционные программы, то есть повысить темп роста тарифов, то естественные монополии после кризиса могут быстрыми темпами поднять промышленность и улучшить экономическое благосостояние страны, то есть помогут стране как можно раньше выйти из кризиса и с меньшими потерями. Но если тарифы и дальше будут расти, то это приведёт к массовым неплатежам, что тоже не является решением проблемы.

Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.

Компромисс заключается в снижении темпа роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее правильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.

Правительство приняло это решение. Конечно, на данный момент, когда кризис в самом разгаре, решение о регулировании естественных монополий и тарифов ещё рассматривается, но верные шаги к улучшению благосостояния страны уже предприняты.

 


Библиографический список:

 

1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

2. Акулов В.Б. Теория организации. Петрозаводск, 2002

3. Андросов К.Г. Государственное регулирование естественных монополий. СПб., 2000

4. Дубов К.С. Формирование экономического механизма развития предприятия - субъекта естественной монополии. СПб., 2001.

5. Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2000.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.,1983

7. Робинсон Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.,1986

8. Саакян Ю. Федеральный справочник. М.,2008

9. Смит А. Богатство народов. 1962

10. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.,1996

11. Шаститко А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М., 2000.

12. Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2000.

13. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2003.

14. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2002.

15. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО. – 2001.

16. Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. – 2003.

17. www.inventech.ru

18. www.be.economicus.ru

19. www.bd.fom.ru

20. www.pokapital.ru

21. www.faito.ru

22. www.erudition.ru

23. www.50.economicus.ru

24. www.mosenergo.ru

25. www.rbc.ru

26. www.bfm.ru

27. www.gosgaz.ru

 


[1] Словарь русского языка. М.,1982

[2] www.inventech.ru

[3] www.be.economicus.ru

[4] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.,1983

[5] Акулов В.Б. Теория организации. Петрозаводск, 2002

[6] www.pokapital.ru

[7] Российский энциклопедический словарь

[8] 15 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

[9] www.50economicus.ru

[10] Саакян Ю. Федеральный справочник. М.,2008

[11] www.rbc.ru.

[12] www.bfm.ru

[13] www.gosgaz.ru

[14] www.revolution.

[15] www.wikipedia.ru

[16] 15 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

[17] www.dengin.ru

[18] www.top.rbc.ru



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Регулирование в условиях кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование в условиях кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)