Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная поддержка детских и молодежных объединений и организаций как направление социальной политики в области воспитание подрастающего поколения



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Государственная поддержка детских и молодежных объединений и организаций как направление социальной политики в области воспитание подрастающего поколения 0.00 из 5.00 0 оценок




Большинство современных исследователей толкуют понятие «социальная политика» в широком смысле слова как деятельность государства и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупность мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения. Социальная политика и интерпретируется и в узком смысле слова - это система государственных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами его улучшить, вырваться из тисков нужды неблагополучия. При таком рассмотрении социальной политики ее пространство сужается только до рамок дифференцированной поддержки социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, студентов, бездомных, безработных, многодетных семей и пр.). [14 c. 32]

Содержание социальной политики в области воспитания детей и молодежи проявляется в комплексе практических мер по реализации ее основных направлений Оно отражено в целом ряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Об образовании», Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральных Целевых программах «Молодежь России» (2001-2005 гг.), «Дети России» (2003-2006 гг.) Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2006 гг.) и других. [36 c. 127]

Практика развития российского общества в последнее десятилетие свидетельствует что социальная политика в области воспитания подрастающего поколения на государственном уровне в основном реализуется через механизм принятия и выполнения Федеральных целевых программ («Молодежь России (2001-2002 гг.), «Дети России (2003-2006 гг.), иных нормативных актов.

Одним из важнейших факторов, учитываемых в социальной политике в интересах детей является признание детей социально уязвимой группой населения этой группы касаются прежде всего проблемы: охраны детства (огромное число детей в России лишено родительской заботы, страдает от голода, подвергается экономической и сексуальной-эксплуатации и т.д.); беспризорные дети (они составляют громадную группу по всей России и ведут борьбу за выживание, обитая практически во всех крупных городах); городская молодежь (низкое качество жизни, перенаселенность, проблемы с работой, утрата ценностных ориентиров раздают предпосылки для вовлечения молодых людей в мир преступности, проституции, наркомании и т.д.).

Государственная социальная политика в области воспитания детей как государственная социальная политика по улучшению положения детей в Российской Федерации в целом имеет своей целью создание реальных предпосылок для стабилизации и положительной динамики- процессов жизнеобеспечения детей, реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами.

Приоритеты и содержание социальной политики государства в отношении детства были определены в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 942 от 14 сентября 1995 г. В данном документе основными направлениями социальной политики были определены следующие: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей. Актуальность перечисленных направлений и путей государственной социальной политики по улучшению положения детей сохраняется и в настоящее время по причине долговременного характера их решения. [35 c. 74]

В Федеральной целевой программе «Дети России» (2003-2006 гг.), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732, в качестве первоочередных для решения на государственном уровне выделены следующие социальные проблемы: улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности; государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Как видно из перечня решаемых проблем, в центре государственной политики государства находятся неблагополучные по тем или иным причинам дети, а также одаренные дети.

В Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015, целью является создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества. Отдельным пунктом выделено «создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» [33 c. 46].

В настоящее время подготовлен проект Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации) [35 c. 81]. Приоритетными направлениями Национального плана определены: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни; обеспечение качественного образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. В программе предполагается сосредоточить внимание и имеющиеся ресурсы на повышении качества таких ключевых сфер жизнеобеспечения детей, как образование, здравоохранение, культура, досуг, инфраструктура реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Что же представляют собой детские и молодежные объединения и организации и в чем заключается их государственная поддержка?

Детские общественные объединения - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самостоятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически образованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские общественные объединения можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. [46 c. 54]

В Российской Федерации зарегистрировано свыше 144 тыс. некоммерческих организаций, 30% из которых - общественные объединения. Из этих общественных объединений 88,02% составляют общественные организации (в том числе детско-молодежные), 6,84%-общественные фонды, 4,38 - общественные движения, 0,65% - общественные учреждения, 0,11% - органы общественной самодеятельности. С 1995 г. количество зарегистрированных общественных объединений увеличилось в 8 раз. Около 40% детей и молодежи хотели бы участвовать в деятельности общественных объединений, в тоже время масштабы их вовлеченности в общественно полезную деятельность сохраняются на уровне 2-4% (в экономически развитых странах эта цифра достигает 50%). [12 c. 143]

Чаще всего базой создания детских общественных объединений становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.

Тенденция развития общественного движения детей и молодежи имеет два ярко выраженных вектора: создание общественных структур, действующих в правовом поле государства, и возникновение неформальных антиправовых и экстремистских организаций. К позитивным сторонам развития детского движения относятся:

- отход от единых программ; вариативный подход с учетом особенностей конкретной организации, объединения, местных условий; реальная возможность выбора программ, предлагаемых «сверху», и собственных («снизу»);

- ориентация на гармоничное сочетание общественных и личных интересов участников, необходимость взаимодействия детского коллектива и личности;

- активизация процесса создания самоорганизующихся самодеятельных (первичных) детских объединений по месту жительства (как педагогически организованной среды жизнедеятельности детей);

-  тенденции роста на базе детского движения «ассоциативных», более демократичных, не структурированных жестко форм, разнообразных по своей основной направленности, по содержанию деятельности (социально, профессионально, личностно-ориентированных, многопрофильных и однопрофильных);

- возрождение метода игры как средства создания детских самостоятельных организаций. [35 c. 74]

К числу известных массовых детских общественных организаций, зарегистрированных на федеральном уровне, относятся Международная детская организация Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО) и Федерация детских организаций России «Юная Россия», которые объединяют в своем составе свыше 60 республиканских, краевых, областных, а также профильных детских организаций; детская спортивная организация «Юность России»; Федерация скаутов России; Ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодежи; Лига малой прессы и др.

Охватывая своим влиянием более 3 млн. детей, СПО-ФДО концентрирует свое внимание на защите их прав, а также прав и интересов детских организаций, входящих в ее состав; на формировании положительного общественного мнения о деятельности детских организаций; подготовке кадров; совершенствовании профессиональных навыков лидеров. Федерация «Юная Россия»ориентируется в своей деятельности на гуманистические цели и ценности, реализуя их в своих программах воспитывающей деятельности, во взаимодействии детей и взрослых в первичных объединениях. Федерация скаутов России координирует деятельность скаутских подразделений в 62 регионах России, основная цель которых - развитие физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала подрастающих поколений граждан России.

Кроме указанных выше, к наиболее известным детским общественным организациям следует отнести Организацию российских юных разведчиков (ОРЮР), ассоциации витязей «Золотая игла», «Школа демократической культуры», «Пионерское содружество» и др. Значительное число детских объединений являются субъектами областных, краевых, республиканских организаций: ЭРВИЙ (Республика Марий Эл), Союз детских организаций «Будущее России» (г. Омск), детская общественная организация «Пионеры Башкирии», Федерация детских организаций Свердловской области, Нижегородский союз пионерских организаций, союз детских и подростковых организаций «Алтай» (г. Барнаул), союз детских и подростковых организаций Республики Северная Осетия - Алания; Орловская областная пионерская организация «Орлята», союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) «Мы - будущее» и др.

На местном уровне действуют, например-, городская детская организация центр «Милосердие» (г. Ялуторовск), Детско-юношеский парламент (г. Томск), союз детских организаций «Сияющие звезды» (г. Саровск), городская организация «Гагаринцы» (г. Смоленск), союз друзей (г. Обнинск), «Юнгвардия», «Эхо» (Москва).

Жизнедеятельность детских организаций осуществляется на основе программно-целевого подхода. Широкое признание у детских объединений получили программы СПО-ФДО: «Школа демократической культуры», «Свой голос», «ДОМ», «Игра - дело серьезное», «Бизнес и дети», «Древо жизни», «Познай себя», «Мир красотой спасется», «Каникулы», «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни»; программы «Юной России» - «Возрождение», «Школа социального успеха», «Четыре плюс три», «Маленький принц Земли», «Лагерь приключений» и др. Участие в той или иной программе реализует соответствующую модель формирования и развития определенных качеств личности.

Многие современные детские движения исповедуют принципы милосердия, содействующие созданию условий для социальной реабилитации сверстников с ограниченными возможностями. Деятельность таких объединений (организаций) отражает изменение уровня духовно-нравственного и социального развития детей. Она положительно сказывается на профессиональном самоопределении детей с неполноценным физическим развитием, способствует социальной адаптации детей-инвалидов. [11 c. 135]

Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.

Позитивные изменения в структуре детского движения и содержании деятельности объединений (организаций) обусловили значительное расширение возможностей выбора воспитательных стратегий, и это важное условие формирования демократического общества, обеспечивающего свою целостность благодаря разнообразию и вариативности подходов, форм и способов деятельности. Однако возникшая свобода выбора ребенком, подростком подходящей для себя организации сегодня проявляется главным образом как свобода не выбирать ни одну из них. По данным социологических исследований, лишь немногим более 17% детей соответствующего возраста являются членами детских и молодежных общественных объединений (организаций). Фактически охват детей различными формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с молодежью.

В свое время комсомол и пионерская организация успешно вели работу, связанную с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, организацией досуга по месту жительства, помогали противопожарной, пограничной службам и т.п. В результате перестройки эти направления почти исчезли из поля зрения новых объединений и организаций, став объектом дополнительных забот государственных органов и затрат из госбюджетных средств. Заметим, что современные подростки по-прежнему испытывают естественную тягу к разнообразным видам внеурочной деятельности в кругу сверстников и более 60% 11-15-летних ребят выражают желание быть членами детских объединений. Есть немало и других фактов, свидетельствующих о незаменимости детского и молодежного движения как особого института социализации.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:

1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).

Решающую роль в молодежном и детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур. [11 c. 144]

Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей и молодежи, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.

Значительное место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности.

Некоторые детские общественные объединения перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).

Исторически «сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) [15 c. 79]. В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.

Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого современного объединения - движение «толкинистов», распространившиеся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Д. Толкиена, в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, населенный хоббитами, эльфами и другими сказочными существами. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов -фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалистские, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.[40 c. 54]

Следует отметить, что в современном детском движении упрочилась база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.

На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.

Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.

 



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Государственная поддержка детских и молодежных объединений и организаций как направление социальной политики в области воспитание подрастающего поколения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная поддержка детских и молодежных объединений и организаций как направление социальной политики в области воспитание подрастающего поколения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)