Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоги как основной инструмент государственного регулирования экономики. Основные налоговые теории.



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Налоги как основной инструмент государственного регулирования экономики. Основные налоговые теории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит меха­низмом экономического воздействия на общественное производство, его струк­туру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской дея­тельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и об­ращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности на­циональных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государ­ственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

• бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;

• государственные инвестиции в экономику;

• прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избав­ляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;

• введение при необходимости денежно-кредитных ограничений. Сюда относится регулирование цен, условий потребительского кредита, огра­ничение кредита, валютный контроль;

• лицензирование. Правительство США в военное время выдавало лицензии на закупку дефицитною сырья, такого, как легированные стали, медь, алюминий;

• законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;

• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• налоговая политика.

Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит рестрикционную политику, суть которой — в ограничении выпуска то­варов. Одновременно государство берет на себя организацию общественных работ, предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки.

Использование в управлении экономикой экономического программирова­ния предполагает постановку хозяйственных задач и выработку системы мер по их решению. Основная цель этого — координация государственных ме­роприятий: регулирование инвестиций, распределение кредита, определение направленности бюджета, управление денежным рынком посредством изме­нений процентной ставки и правил кредитования, политика в области зара­ботной платы и социальных нужд и т. д. Сколько-нибудь заметная переори­ентация национальной экономики в заданном направлении невозможна без вмешательства государства в инвестиционную политику. Диктуемые правительством условия финансовых привилегий позволяют ему ориентировать развитие отдельных отраслей хозяйства в соответствии с необходимостью решения поставленных первоочередных задач. Первый этап экономического программирования состоит в прогнозировании, т.е. получении объективной оценки будущего развития экономики без попыток воздействовать на него.

В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы управления. В 80-х годах был проведен опрос мэров 326 крупнейших горо­дов США. Среди наиважнейших проблем около 90% мэров выделили экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по значению и важности, а 70% назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач.

Если исходить из этого опроса, приоритеты примерно таковы:

• рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление налоговой базы);

• сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

• достижение сбалансированного качественного роста экономики;

• развитие индустриальной и коммерческой базы;

• уничтожение трущоб и развалин;

• помощь беднейшим районам.

Местные органы управления заинтересованы в привлечении на свою территорию частных капиталов и готовы оказывать» инвесторам косвенную помощь. Сюда относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях. Нередко за муниципальный счет осуществляется строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение от местных налогов.

Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение прибыли частному капиталу. Прежде всего, это расхо­ды на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий свя­зи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке и т. д.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. Из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения, что ши­роко практикуется, например, в Германии.

Начиная со второй половины 80-х годов во многих странах применяются методы стимулирования создания новых высокотехнологичных производств. Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриаль­ную структуру хозяйства. В прошлые годы они относились к числу высоко­развитых, но под воздействием научно-технической революции бывшие ра­нее передовыми отрасли пришли в упадок и не могут более определять экономический рост регионов.

Например, в Великобритании к таким регионам относятся Уэльс, Шотландия, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуэлл, Мерси-сайд. В Бельгии это районы каменноугольной и металлургической промыш­ленности; в США — некоторые штаты Новой Англии на северо-востоке страны, где была развита текстильная промышленность. Во второй полови­не XX в. в этих районах встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы. Это можно было сде­лать лишь при активном участии государства, применившего широкие на­логовые льготы и другие методы финансового воздействия.

Так, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия использовали государственные инвестиции в подлежащих развитию районах, субсидии и займы целевого назначения, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого на­значения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на благоприятных финансовых условиях с временным освобождением от на­лога на собственность.

В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местно­сти. Старинные кварталы города Любека, например, были сохранены благодаря тому, что фирмы, занимающиеся их реставрацией, получили крупные налоговые льготы.

В Греции налоговыми льготами стимулируются инвестиции в области Фракии, в приграничные материковые области и острова.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электро­энергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования — займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

В некоторых странах, например, в Германии, во Франции, на террито­риях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут немалую долю расходов по подго­товке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предпри­ятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих ра­бочих, служащих и специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. Задача ограничения возникла раньше всего в Великобритании и во Франции. Здесь ска­залась моноцентрическая структура, где доминирует один город (или район) во главе иерархии городов и агломераций. В Японии сильно пе­ренаселен район Токайдо, где расположены три крупнейших муниципали­тета: Токио, Нагоя, Осака.

В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в та­ких целях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизацион­ных налогов применяется в Германии. Упор на лицензирование делается в Великобритании, Франции, Италии. При этом лицензирование также следу­ет рассматривать в виде дополнительного местного налога — лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую" конъюнктуру. Еще один метод — отмена налоговых льгот.

Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный в начале века в Герма­нии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его поро­дила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога ед­ва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь не­сколько миллионов марок.

А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в результате длительной пропагандистской кампании о вреде курения.

Через налоги в западных странах решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими. Понижен акцизный сбор на те виды бензи­на, которые используются автомашинами с катализаторами. Наряду с этим увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки, ис­пользуемые в старых двигателях. Так "компенсировались" дополнительные расходы на катализаторы.

И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра, т.е. мощности двигателя, и наличия (или отсутствия) катализатора.

Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, применяются еще с 70-х годов в США, а теперь практически повсеместно.

Государство осуществляет финансовое воздействие на развитие экономики и через ценообразование. Например, в странах Европейского Союза закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только рыночными методами, а зачастую директивно руководящи­ми органами ЕС, расположенными в Брюсселе. Причем поддерживается достаточно высокий уровень цен, значительно превышающий фактическую себестоимость производства продукции. Этим достигаются две цели. Первая — поддержка фермеров. Вторая — эффективность использования продовольственных продуктов. Благодаря искусственно поддерживаемым высоким ценам они расходуются экономно, спрос не превышает реальной потребно­сти, что позволяет образовать даже некоторые излишки, во всяком случае, не допустить дефицита.

Во многих странах местные органы управления регулируют цены и продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы при­были предприятий отраслей общественного пользования до 5—7% на ос­новной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную продукцию, куда, в частности, входят вода, электро­энергия и прочее, если норма прибыли компании превышает установлен­ный уровень. Аналогичное положение в Германии и Японии. Местные ор­ганы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам.

Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве. Экономика развитых стран основывается на свободе предпринимательской деятельности. Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечи­вает установление равновесных цен на уровне, отражающем затраты на производство товаров и с учетом средней нормы прибыли. Как это происходит? В условиях конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на свои товары и услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими фирмами и предприятиями, предлагающими анало­гичную продукцию или услуги. Конкурентный рынок дает потребителю воз­можность выбора — это его главнейшее свойство. В ходе борьбы за покупа­теля цены начинают снижаться до уровня, приближающегося к издержкам производства.

Однако при возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает, что может приводить к неэффективному распределению и использова­нию ресурсов и росту цен. Например, Германия до окончания Второй ми­ровой войны была страной крупных картелей, обладающих огромной эко­номической и политической мощью. Монополии ощутимо чувствовались и в хозяйственной жизни США.

Теоретически монополия возникает в случае, если на рынке оказывается один поставщик товара. На таком рынке конкуренция отсутствует, посколь­ку конкурентов попросту нет. Монополист обеспечивает рынок полностью, он может назначать любую цену за свой товар или поставлять его в любом количестве. Сделать и то, и другое одновременно не получится, поскольку будет сказываться ограничительное действие спроса при повышении цен.

Образование монополий может происходить в силу различных причин. Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка более слабые и менее эффективно работающие фирмы и этот процесс идет до тех пор, пока в от­расли не станет доминировать одна компания. Другой путь — последова­тельные слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной от­расли. Монополия может быть создана, как широко практиковалось в дово­енной Германии, созданием картеля. Картель создается независимыми ранее компаниями соглашением о цене и квотах на производимую продук­цию. Одним из видов мирового картеля является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В Великобритании в настоящее время сущест­вует Совет продавцов молока. Монопольное положение на рынке могут за­нимать владельцы месторождений редких природных ресурсов.

В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством. В отдельных отраслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на дорогостоящее оборудование и общему снижению эффективности хозяйства. Например, в электроэнергетике, водоснабжении городов, теле­фонной связи, газовой промышленности, железнодорожном транспорте конкуренция потребовала бы прокладки нескольких сетей кабелей, трубо­проводов, железных дорог и т. д. Монополистом может стать государствен­ная военная промышленность. Но и при государственном допущении и да­же создании монополий необходимо бороться с их негативными последст­виями.

В США понятие "монополия" применяется к фирме или к группе фирм, обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены, нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяй­ственной единицы не предопределяет се монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма независимо от ее величины является монополией, ес­ли ей принадлежит подавляющая часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.

Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по нескольким направлениям. Среди них — прогрессивное налогообложе­ние доходов фирм, налоги на сверхприбыль. Во всех практически странах действует антитрестовское законодательство. Например, законы Германии устанавливают правила конкуренции и создают благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на осно­вании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция. К этим же мерам относится повсеместная поддержка предприятий малого бизнеса.

Жесткое антитрестовское законодательство действует в США, Японии. Но при этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли: транспорт, банковское дело, коммунальные службы (снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство стали, в определенной мере сельское хозяйство (Германия). В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкурен­ция не может обеспечить успешного выполнения возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не прибыль, а удовлетворение по­требности общества.

Классическая теория.

Попытки теоретического обоснования практики налогооб­ложения нашли свое отражение в налоговых теориях. Их эволюция происходила одновременно с развитием различных направлений эконо­мической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.

Долгое время господствующим было только классическое представ­ление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов. Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятель­но хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогооб­ложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевиз­на. Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сей (1767—1832) и английские экономисты Д. Рикардо, Дж. Милль (1773—1836) считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоурав­новешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрас­ли хозяйства. Налоги играли лишь роль источников дохода бюджета государства, а полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обуслов­ленной фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, с действием объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влиянии его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. По­явились новые научные теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклас­сическое.

Кейнсианская теория.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функциони­рования экономики, обосновывает важные макроэкономические направ­ления государственного регулирования. Данная теория доказывает необ­ходимость создания «эффективного спроса» в виде условия для обеспече­ния реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. До Дж. М. Кейнса считалось, что основой национального богатства является бережливость. Он дополнил ее еще и предприимчивостью как условием создания и улучшения владений мира. Поэтому немалую роль в достижении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредит­но-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее «свое руково­дящее влияние на склонность к потреблению ... путем соответствующей системы налогов ...фиксацией нормы процента», не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой.

Дж. М. Кейнс (1883—1946) был сторонником прогрессивности в нало­гообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбереже­ния мешают экономическому росту, так как представляют собой пассив­ный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому из­лишние сбережения надо изымать с помощью налогов. А для этого необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирова­ние за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Высокие (прогрессив­ные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступле­ний уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустой­чивость. А налоги как «встроенный стабилизатор» сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов. Английское правительство успешно применило те­орию Дж. М. Кейнса на практике перед началом первой мировой вой­ны, когда все силы государства были направлены на развитие военного промышленного производства.

В условиях научно-технического подъема, все более частого проявле­ния кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требо­ваниям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам.

Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необ­ходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресу­рсов, а не спрос на них.

Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повы­шение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Налоги как основной инструмент государственного регулирования экономики. Основные налоговые теории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоги как основной инструмент государственного регулирования экономики. Основные налоговые теории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)