Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговая политика западноевропейских стран.



2020-03-17 196 Обсуждений (0)
Налоговая политика западноевропейских стран. 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеризуя смысл предложенных правительством мер, деловая пресса отметила, в первую очередь, не­которые позитивные для предпринимательства аспекты: начиная с 2001 г., тяжесть налогового бремени будет уменьшена для акционерных обществ на 17,5 млрд. ма­рок, а для товариществ и индивидуальных предприя­тий — на 15 млрд. марок.

С точки зрения экономической теории, принимаемые меры ориентированы на использование одного из двух методов регулирования макроэкономического равновесия. Речь идет о влиянии на совокупное предложение, что намечено осуществить путем стимулирования инвестиционной деятельности в стране, (в частности, за счет создания привлекательного инвестиционного климата в Германии). Задача обеспечения социальных гарантий (что могло оказывать воздействие на совокупный спрос) среди целей данной реформы не была обозначена. Таким образом, пакет правительственных мер был изначально ориентирован не на кейнсианский, а на неолиберальный вариант рыночного развития.    

Добавим в завершение оценку правительственной налоговой реформы государственным секретарем Министерства финансов ФРГ, профессором X. Цитцельсбергером. Главная цель финансовой политики государства, по его мнению, — сокращение структурной и конъюнктурной безработицы. К 2005 г. условия инвестирования станут в Германии вполне конкурентоспособны. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определенные реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надежность. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%.

Наиболее решительные возражения реформа правительства встретила у представителей оппозиционных партий, прежде всего, ХДС/ХСС. Оппозиция не только высказала критические замечания, но и внесла альтернативный вариант налоговой реформы. Ее параметры (в сопоставлении с правительственным вариантом) приведены в табл. 2.

Таблица

Снижение ставок налогов: предложения правительства и оппозиции.

Год Минимальная ставка подоходного налога, % Максимальная ставка подоходного налога, % Ставка корпорационного налога (на нераспределенную прибыль), %

Исходная ситуация

1998 25,9 53,0 45,0
1999 23,9 53,0 40,0
2000 22,9 51,0 40,0

"Налоговая реформа 2000" федерального правительства

2001 19,9 48,5 25,0
2002 19,9 48,5 25,0
2003 17,0 47,0 25,0
2004 17,0 47,0 25,0
2005 15,0 45,0 25,0

Проект ХДС/ХСС

2001 18,0 42,0 30,0
2002 18,0 42,0 30,0
2003 15,0 35,0 30,0

 

Как видно, налоговый план оппозиции отличался от правительственного варианта некоторыми элементами. Прежде всего, упор делался на то, чтобы провести налоговую реформу в более сжатые сроки (по сути — не за 5 лет, а за 3 года). Второй важнейший аспект заключался в стремлении утвердить более решительное снижение максимальной ставки подоходного налога (до уровня не 45, а 35%). В области же корпоративного налога действия оппози­ции были, однако, менее решительны: было предложено ограничить снижение ставки уровнем в 30% (в правительственном варианте — 25%).

Еще один пункт разногласий был связан с тем, что, по мнению оппозиции, правительство проявило недостаточно внимания представителям среднего предпринимательства.

Одним из объектов критики со стороны ХДС/ХСС и СвДП стала политика правительства в области "эко-налога". Как известно, этот налог начал использоваться с весны 1999 г. в форме надбавки к цене горючих материалов (в частности, бензина). Цель налога — сократить потребление горючих веществ ради сохранения окружающей среды. В теоретическом плане это обозначалось как перенос издержек по ликвидации негатив­ных внешних эффектов с государственного бюджета на тех субъектов, которые создают эти отрицательные эффекты.

По мнению критиков, рост цен на бензин создаст волну инфляции. В результате может исчезнуть и эффект всей налоговой реформы. Против "эко-налога" выступили и представители фермерства, например, в Баварии, где высока значимость аграрного сектора. По их мнению, рост цен на сельскохозяйственную продукцию приведет к падению ее конкурентоспособности по сравнению с французскими продукта­ми.

Очевидно, конкретный случай с "эко-налогом" — один из примеров противоречивой по своей природе финансовой политики любого государства. Правитель­ство всегда вынуждено решать задачи, которые мо­гут быть не только несовместимыми, но порой и полностью противоречивыми по отношению друг к другу (как, например, меры по сокращению безра­ботицы и борьба с инфляцией). Средства единого бюд­жета правительство вынуждено использовать для ре­шения задач, связанных с интересами социальных групп и слоев населения, имеющих не только разные, но порой и противоположные целевые ориентации. Практика показала, что выход при возникновении таких коллизий — в установлении разумной очеред­ности выполнения задач и в проявлении оперативной маневренности.

Уместно также отметить, что тема "эко-налога", которая была использована оппозиционными группа­ми для критики правительства, прямого отношения к налоговой реформе не имеет. Экологический налог — относительно самостоятельная линия финансовой политики правительства, которая проводилась, начи­ная с 1999 г.

По своему статусу экономические исследовательские институты занимают, как правило, нейтральную пози­цию. Их задача — анализировать события в своей стране и за рубежом, подготавливать научные обзоры, выполняя при этом задания правительства, необходимые для прове­дения эффективной экономической политики.

Один из таких исследовательских центров, Инсти­тут немецкой экономики в Кельне, выпустил ряд пуб­ликаций, в которых приведены итоги сопоставления двух налоговых программ: правительства и оппозиции. В статье под названием "Альтернатива с определенным шармом" отмечено, что проект, предложенный ХДС/ ХСС, имеет более четкую логику и системность, в чем и проявляется его определенная привлекательность. Например, авторы альтернативного проекта считают, что по отношению к собственникам производствен­ных факторов "капитал" и "труд" следует применять близкие по уровню налоговые ставки. Если, например, правительство наметило к 2005 г. обеспечить максималь­ную ставку подоходного налога 45%, а корпорационного — 25%, то более логично было бы сблизить эти показатели, например, до 35% и 30%.

В этом подходе (согласно мнению оппонентов) под­черкивается значимость одного из исходных принци­пов рыночной системы: изначально все субъекты (т.е. участники рынка) должны иметь равные юридичес­кие возможности в конкурентной борьбе. Производ­ственные факторы тоже можно рассматривать не толь­ко как взаимодополняемые элементы, но и как ин­ституты, находящиеся в конкуренции друг с другом.

Свое критическое отношение к правительственно­му варианту реформ высказали и президенты двух других исследовательских центров Германии: Кильского инсти­тута мировой экономики и Мюнхенского института экономических исследований. В частности, по мнению экспер­тов Мюнхенского института, меры правительства не дол­жны ограничиваться снижением налогов. Условия меж­дународной конкуренции требуют завершающего шага в виде реформирования рынка труда и системы социаль­ного обеспечения в ФРГ.

Специалисты, работающие на фирмах и исполня­ющие определенные руководящие функции (т.е. пред­ставители наиболее активной части населения), выс­казывали вполне положительное мнение о проводи­мой реформе. Она, безусловно, поможет росту конку­рентоспособности немецких товаров и услуг в мире! Это позитивный шаг для Германии. В социальном смыс­ле данные процессы смогут затем положительно отра­зиться на состоянии низкооплачиваемых слоев населения», — так можно сформулировать резюме.

Путем активнейшей работы с представителями различных земель, проведения сложных предварительных переговоров правительству удалось добиться принятия 14 июля 2000 г. большинством голосов положительного решения о реформе в верхней палате немецкого парламента — в Бундесрате.

Был принят компромиссный вариант реформы. Правительство и оппозиция в важнейших аспектах пришли к общему решению: Германия не может больше отставать в международной налоговой конкуренции. Стороны пошли навстречу друг другу и, согласились, что максимальная ставка подоходного налога в 2005 г. должна составить не 45% (как предлагало правительство) и не 35% (как требовала оппозиция), а 42%. В деталях, однако, различия между спорящими сторонами остались весьма заметными.    

Характеризуя достигнутый и принятый законодательно в парламенте компромисс, Институт немецкой экономики в своей публикации отметил: "Пока еще трудно реально ожидать, что максимальная ставка в 42% окажется достаточной для того, чтобы удержать умные головы в Германии или привлечь такие головы из-за рубежа. Другие страны остаются все же пока более привлекательными, чем Германия".

Итоги парламентского решения в целом положительно оценил Федеральный союз немецкой промышленности. Предпринимательские круги отмечали, что у них есть основание надеяться на то, что реформа обеспечит дополнительное ежегодное повышение темпа экономического роста.


Заключение
Список литературы

1. Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999.

2. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика – Пресс, 1998.

3. Налоги и налогообложение. 2-е изд./ Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

4. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.В. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.

5. Налоги: Учеб. Пособие/Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544 с.: ил.

6. Черник Д. Г., Починок А.П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

7. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Соколинский В.М. Эволюция налоговой политики: опыт Германии // «Финансы», №10 2001г. стр. 60

 

 



2020-03-17 196 Обсуждений (0)
Налоговая политика западноевропейских стран. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговая политика западноевропейских стран.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)