Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и функции налогов



2020-03-17 234 Обсуждений (0)
Сущность и функции налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, АКЦИЗЫ, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГ НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ФИСКАЛЬНАЯ ПЛОИТИКА

Объект исследования: налоговая система Российской Федерации

Цель работы - анализ и оценка основных направлений налоговой политики России

Методы исследования: статистические и аналитические.

Полученные результаты: проведен анализ налоговой системы России и ее основных инструментов, выявлены основные проблемы.


 

Введение

 

В условиях трансформации социальных и экономических основ хозяйствования в России изменяется роль налоговой системы и возникает реальная потребность в использовании не только фискальной, но и регулирующей роли налогов. При этом значительно возрастает роль налогов и налоговой политики в качестве важного инструмента государственной политики. Из пассивного инструмента мобилизации доходов в государственный бюджет он превращается в один из важнейших рычагов управления экономикой страны в целом. Однако до сих пор должным образом не определены потенциал и особенности воздействия инструментов налогового регулирования на различные отрасли экономики и категории налогоплательщиков, не установлены критерии их оценки, что сказывается на эффективности налогового регулирования.

Копирование западных моделей налоговой системы в России показало, что применение одних и тех же налоговых инструментов порой приводит к совершенно противоположным результатам, так как отсутствует целенаправленная стратегия, технологии использования этих инструментов и механизма повышения их эффективности. На сегодня приходится констатировать, что пока что инструменты налогового регулирования не обеспечивают целей социального государства, провозглашенного в Конституции РФ.

Необходимость реформирования отечественной налоговой системы и адаптации ее к изменившимся условиям рыночного хозяйствования является актуальной и практически значимой задачей. Как показывает мировой опыт, ориентация налоговой системы на регулирующую функцию способствует кардинальному улучшению социального климата в стране, но простым копированием опыта других стран проблемы России решить не возможно из-за различий в уровне благосостояния общества в целом и отдельных его членов, в инвестиционной обеспеченности процессов расширенного воспроизводства и социальной политики.

Эффективность инструментов налогового регулирования в целом зависят от целостности механизма налогового регулирования, в этой связи востребованными являются исследования в области повышения эффективности системы налогообложения, в качестве особого системного инструмента государственного регулирования.

Целью курсовой работы является анализ и оценка основных направлений налоговой политики России.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования эффективных инструментов налогового регулирования и построения качественной налоговой политики государства.


Теоретические аспекты исследования налоговой системы

Сущность и функции налогов

 

Любому государству для реализации намеченных функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает посредством установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан и организаций. Такими средствами выступают в первую очередь налоги. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразование налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Для того чтобы государство располагало средствами, достаточными для осуществления своих функций, должны существовать источники формирования государственных финансовых ресурсов, которые бы в свою очередь позволяли покрывать возникающие у него расходы. Налоговая система, занимая основное место в формировании новых экономических отношений, обеспечивает финансово-экономическую стабильность в стране. Ее стабильное функционирование зависит от того, насколько государство учитывает внутренний потенциал налога как экономической категории. Для увеличения доходов бюджетов всех уровней необходимо определить резервы роста налоговых поступлений, выявить которые можно с помощью показателя налогового потенциала, увеличение которого является возможностью достижения финансовой стабильности экономики страны [13].

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, без четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна [21].

Налог является комплексной категорией, включающей в себя экономическую, финансовую и правовую составляющие [17].

Как экономическая категория налог представляет собой форму реализации государством своего права на получение части дохода, созданного в результате хозяйственной деятельности юридическими и физическими лицами.

В качестве финансовой категории налог характеризуется тем, что мобилизованная с помощью налогов часть стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода перераспределяется государством посредством системы государственных расходов, что является неотъемлемой частью финансовых отношений.

Являясь правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков, которые базируются на принятых нормах законодательства о налогах и сборах, обеспечивающих выполнение властных полномочий государства.

Экономическая сущность налогов выражается через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения и отражают систему налоговых правоотношений государства и налогоплательщиков [2].

В более1конкретном2смысле3понятие2налога5включает9в5себя5еще и различные1сборы,1 пошлины2и1другие1обязательные2платежи,5 вносимые в бюджет5соответствующего8уровня9или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых8соответствующими законодательными актами. Все9налоги,5взимаемые с граждан и юридических лиц, принято разделять на прямые и косвенные [20].

Налоги выполняют следующие функции [14].

. Регулирующая. Государственное2 регулирование4осуществляется в двух2основных8направлениях: регулирование рыночных и товарно-денежных отношений. Оно7состоит, главным2образом, в определении «правил игры», т. е. это2 разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения1действующих на рынке4 лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных3 рабочих.

Регулирующая роль налогов связывается с их влиянием на уровень, структуру и размещение4производства, изменение макроэкономических пропорций посредством управления5 бюджетным дефицитом и осуществления политики поддержки приоритетных отраслей. Изменение условий обложения для производств, находящихся в стадии0структурного кризиса, позволяет избежать массовых4 банкротств, использовать высвобождаемые ресурсы за счёт сокращения налогов для инвестиций в производство.

. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличивает2 число рабочих мест, делает капитальные вложения в расширение производства и др.

Стимулирующая роль налогов особенно3 ярко проявляется при использовании налоговой политики в качестве фактора развития общественно значимых производств. Сферы приоритетной государственной поддержки (сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, инвестиционные и инновационные проекты, малый бизнес) имеют щадящий режим налогообложения. Налогами, наряду с другими государственными мерами, обеспечивается создание конкурентной среды путём льготирования субъектов малого предпринимательства; привлечение иностранных инвестиций; внедрение достижений науки и техники; развитие отраслей социально-культурного комплекса; обновление производственного потенциала экономики.

. Распределительная (перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ.

. Фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

. Социальная1роль1налогов1проявляется1через1возможности государства решать налоговыми методами такие важнейшие социальные проблемы, как:

реабилитация1инвалидов,2участников военных конфликтов и операций, пострадавших от экологических катастроф;

поддержание необходимого жизненного уровня (необлагаемый минимум);

регулирование степени дифференциации населения по доходам (прогрессивная шкала налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам);

поддержка демографической политики; - удешевление социально-значимых товаров и услуг через снижение налогов на их производство и (или) потребление;

содействие увеличению занятости [21].

. Политическая роль налогов так или иначе учитывается в правительственных кругах при принятии законодательных актов по налогам, т.к. динамика уровня налогообложения пропорциональна уровню популярности власти среди населения и финансово-промышленных групп. Истории известны как примеры ужесточения налогов по отношению к политическим противникам (чрезвычайный налог на эксплуататорские классы), так и примеры индивидуальных льгот для отдельных плательщиков как следствие явного или тайного лоббирования либо определённых политических соображений государства. Вместе с тем необходимо учитывать требование политической нейтральности налогов по отношению к социальному статусу, национальности, религиозным убеждениям, форме собственности, происхождению капитала [19].

Таким образом, налоговая политика играет важную роль в развитии общества и его экономической основы. Именно поэтому в России в последние годы уделяется особое внимание выработке взвешенных, научно обоснованных подходов к налогообложению.

 



2020-03-17 234 Обсуждений (0)
Сущность и функции налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и функции налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)