Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды налогов, формирующих доходную часть бюджета РФ



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Основные виды налогов, формирующих доходную часть бюджета РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




налоговый система бюджет политика

На сегодняшний день одной из основных и самых острых проблем является совершенствование налоговой системы РФ. Вообще налоговая система - основа любого государства. Вот почему совершенствование налоговой системы и ее основы - налогового законодательства - так необходимо. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков [11].

Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Налоговая система Российской Федерации - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Проанализируем динамику внесения каждого налога в федеральный бюджет РФ за 2009 - 2011 гг. (таблица 2.1), рассмотрим проведенные мероприятия по реформированию системы налогообложения, определим их эффективность в отношении каждого налога. Следует отметить, что сумма абсолютных значений по годам каждого из указанных налогов принята за 100%, исходя из этого подсчитано их процентное выражение [24].


Таблица 2.1 - Структура основных налоговых платежей в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2009-2011гг.

  2009 г. 2010 г. в % к 2009 2011 г. в % к 2010
Налог на прибыль организаций 1264,4 1774,4 140,3 2270,3 127,9
в федеральный бюджет 195,4 255,0 130,5 342,6 134,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 069,0 1 519,4 142,1 1 927,7 126,9
Налог на доходы физических лиц: 1 665,0 1 789,6 107,5 1 994,9 111,5
Налог на добавленную стоимость:          
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 176,6 1 328,7 112,9 1 753,2 131,9
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 30,6 55,2 180,5 91,7 166,0
Акцизы 327,4 441,4 134,8 603,9 136,8
в федеральный бюджет 81,7 113,9 139,4 231,8 203,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 245,7 327,5 133,3 372,1 113,6
из них:          
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию, из них: 4,3 4,8 116,2 2,9 61,0
в федеральный бюджет 2,2 2,5 112,9 1,5 60,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2,1 2,3 110,1 1,4 61,8
на табачную продукцию 78,3 106,3 135,9 139,5 131,2
в федеральный бюджет 78,3 106,3 135,9 139,5 131,2
акцизы на нефтепродукты - 166,4 - 271,9 165,1
в федеральный бюджет - - - 82,5 -
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 145,6 166,4 114,3 192,4 115,6
акцизы на пиво 30,3 82,0 271,0 93,7 114,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 30,3 82,0 271,0 93,7 114,3
акцизы на алкогольную продукцию (без вин) 63,2 70,6 111,7 77,5 109,8
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 63,2 70,6 111,7 77,5 109,8
Имущественные налоги 569,7 628,2 110,3 678,0 107,9
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 569,7 628,2 110,3 678,0 107,9
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, из них: 1081,0 1440,7 133,2 2085,0 144,7
в федеральный бюджет 1 006,3 1 408,3 140,0 2 046,9 145,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 74,7 32,4 30,9 38,1 117,4
налог на добычу полезных ископаемых 1053,8 1406,3 133,4 2042,6 145,2
в федеральный бюджет 981,5 1 376,6 140,3 2 007,6 145,8
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 72,3 29,7 41,0 35,0 117,9
нефть 887,6 1 266,8 142,7 1 845,8 145,7
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья 75,0 85,1 113,4 136,3 160,2
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья 6,6 9,4 142,9 6,4 68,2
Всего 6228,3 7695,8 123,5 9720,0 126,3

 

Налог на прибыль организаций - это форма платежа, взимаемая с доходов юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками несения. Налог на прибыль платят все предприятия и организации.

Объектом обложения налогов в соответствии со ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации является валовая прибыль, которая включает три компонента:

) прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

) прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и другого имущества (в том числе ценных бумаг);

) доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Динамика поступлений от налога на прибыль в Консолидированный бюджет РФ за 2009-2011 гг. свидетельствует о том, что его роль в общей структуре взимаемых налогов за анализируемый период неуклонно возрастает (20,3 % в 2009 г.; 23,3% в 2011 году). Налог на прибыль организаций является одним из основных источников дохода консолидированных бюджетов РФ. Так за период с 2009 по 2011 гг. данная статья доходов консолидированного бюджета выросла на 180 % и составила 1927,7 млрд. рублей по сравнению с 1069 млрд руб. в 2009 году. (таблица 2.1). В сумме с отчислениями в федеральный бюджет налог на прибыль организации является основным налоговым источником дохода Государственного бюджета РФ, и в 2011 году поступления в Бюджет от данного налога составили 23,3 % от общих налоговых сборов.

Налоги на доходы физических лиц. Данная статья налоговых сборов идет полностью в доход консолидированных бюджетов РФ и в общем объеме доходов данных бюджетов занимает лидирующие позиции, незначительно опережая доходы от сборов налогов на прибыль организации. Так, сумма сбора данного вида налога в консолидированные бюджеты РФ в 2011 г. опередили сборы налога на прибыль организации всего на 3,4 % и составили 1994,9 млрд. руб. (таблица 2.1)

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный налог, уплачиваемый со всех товаров. По своей экономической сути НДС - это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике она определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы, и полностью взимается в государственный бюджет.

Статистика основных налоговых платежей в федеральный бюджет РФ за 2009-2011 гг. свидетельствует о том, что НДС - является одним из наиболее собираемых налогов. Так, в 2011 году общий сбор налога на добавленную стоимость вырос на 11,5 % по сравнению с 2010 г. и составил 1994,4 млрд. руб., что составляет 39,1 % от всех налоговых сборов в Федеральный бюджет Российской Федерации.

В настоящее время ставка НДС дифференцирована с учетом, прежде всего, видовой принадлежности товара и места его реализации. Налогообложение производится по ставкам от 0 до 18%. Налоговая ставка 0% в соответствии с п.1 ст.164 НК РФ применяется при реализации товаров (за исключением нефти; но с учетом стабильного газового конденсата, природного газа, которые экспортируются на территории государств СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы необходимых документов.

Анализ Налогового кодекса РФ, в котором определена налоговая база исчисления НДС, позволил определить, что в расчетную базу включены не только затраты, необходимые для производства товаров, работ (услуг), но и суммы, которые являются базой для начисления других налогов и платежей; суммы налогов и платежей в различные бюджетные и внебюджетный фонды, в т.ч. налогообложение фонда оплаты труда, прибыли, имущества и т.д.; суммы ранее уплаченного и отнесенного на затраты НДС; суммы уплаченного ранее НДС и отнесенного на финансовые результаты предприятия, т.е. оплаченного за счет его чистой прибыли. Таким образом, для предприятия происходит двойное налогообложение всех приведенных выше расходов: увеличение одной из величин, повлекшее за собой повышение добавочной стоимости, автоматически влияет на рост НДС. Жесткие рыночные отношения диктуют предприятиям свои условия: либо увеличивать себестоимость и терять конкурентоспособность, либо избежать налогообложения путем вывода оборотов «в тень» или свободные экономические зоны.

Акциз - косвенный налог, устанавливаемый по отдельным видам товаров, перечень которых утверждается соответствующими органами государства. Ставки акцизов по подакцизным товарам не одинаковы. Они колеблются в зависимости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар. К примеру, низкие затраты на производство спирта и водки и высокие их цены реализации привели к достаточно высоким акцизным ставкам. По другим подакцизным товарам, где при высоких ценах отмечаются высокие затраты (по легковым автомобилям), ставки акцизов существенно ниже.

Динамика акцизных поступлений в федеральный бюджет РФ за анализируемый период свидетельствует о том, что их доля в общей структуре взимаемых налогов за период 2009-2011 гг. имеет устойчивую позицию и изменяется незначительно (5,2% в 2009 г.; 6,2 % в 2011 году). Анализируя по отдельности категории подакцизных товаров, отметим снижение объемов сбора акциз на спирт этиловый на 39 % и снижением роста акцизных сборов на пиво (114,3 % в 2011 г. против 271 % в 2010 г.). Данная тенденция объясняется ужесточением государственного регулирования на рынке алкогольной продукции, направленной на ограничение оборота алкоголя.

Величина поступлений от платежей за пользование природными ресурсами (с 2001 г. - НДПИ) в федеральный бюджет РФ за 2009-2011 гг. неуклонно растет (17,3 % в 2009 г.; 21,4% в 2011 году) (таблица 2.1).

Рост «нефтяных» цен, возобновившийся после мирового экономического кризиса 2009 года, безусловно, влияет на размер налоговых поступлений от НДПИ, т.к. его ставка находится в прямой зависимости от их величины и вычисляется по формуле [14]:

 

Ст.ндпи = 40031 ( Ц-9 ) Курс/(9х31),

 

где: Ст. ндпи - ставка НДПИ;

Ц - средневзвешенная цена нефти «Urals» на североевропейском и средиземноморском рынках;

Курс - курс рубля к доллару.

«31» - среднее прогнозное значение курса $.

Из таблицы 2.1 видно, что его доля в общей структуре взимаемых налогов в федеральный бюджет за период 2009-2011 гг. была наибольшей (40,2 % в 2009 г. - 45,6 % в 2011 году).

В целом, налоговый поступления в Государственный бюджет Российской Федерации ежегодно увеличиваются и уже в 2010 году практически достигли докризисного уровня. Так в 2010 общие налоговые поступления в Государственный бюджет составили 7695,8 млрд. руб., в 2008 году же они составляли 7948,9 млрд. руб. Это свидетельствует о том, что одной из приоритетных задач Правительства РФ является повышение общего уровня сбора налогов во избежание существенного дефицита Государственного бюджета. Данные меры не всегда несут положительный эффект на деятельность коммерческих организаций и физических лиц, являющихся непосредственными налогоплательщиками.

 



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Основные виды налогов, формирующих доходную часть бюджета РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные виды налогов, формирующих доходную часть бюджета РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)