Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воздействие налоговой системы на национальную экономику



2020-03-17 224 Обсуждений (0)
Воздействие налоговой системы на национальную экономику 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства [4].

Налоговые отношения характеризуются двойственным проявлением, поскольку являются одновременно экономическими и правовыми отношениями. Это обстоятельство формирует два императива организации налогообложения - этатистического и экономического.

Этатистический императив предполагает приоритет государственного начала в построении налогов и налоговой системы. В соответствии с этой концепцией экономические процессы подчиняются государственному диктату, правовое содержание налогов превалирует над их экономической природой. Однако усиленные фискальные изъятия влекут снижение деловой активности, массовое уклонение от уплаты налогов, социальные конфликты. Государство при этом получает эффект, обратный предпринятым усилиям по повышению уровня сбора налогов, в виде резкого падения налоговых поступлений вследствие сужения налоговой базы. Преодоление угроз развития подобного состояния требует от правительств адекватного внимания к учету интересов обязанных лиц. Экономический императив, отражая приоритет экономической обоснованности при определении уровня и характера налогообложения предполагает, что государство должно служить общественным интересам, а налоги следует рассматривать, прежде всего, как распределительный инструмент, способ регулирования основ существования общества.

Налоги рассматриваются государственными структурами не только как источник, обеспечивающий формирование финансовых ресурсов для реализации основных функций государства, но и как инструмент управляющего воздействия, который позволяет организовать процессы распределения созданного обществом дохода. Необходимость рационализации процессов управления предусматривает выработку как общих направлений, так и технических приемов в использовании налоговых отношений. Совокупность таких действий, последовательно осуществляемых в течение определенного промежутка времени, обозначается понятием «налоговая политика».

Рассматривая место налоговой политики в иерархии методов государственного управления национальной экономикой, следует учитывать ее подчиненное положение по отношению к общеэкономической, финансовой и бюджетной политике, составной частью которых она является. Направления налоговой политики определяются в зависимости от состояния экономики. Однако налоговая политика может самостоятельно воздействовать на производственные отношения, подавляя или развивая их в зависимости от характера реализуемых государством мер.

Налоговая политика может приобретать различные формы, среди которых многие исследователи выделяют три основных (в зависимости от поставленных государством целей фискального регулирования) [18]:

. Политика максимальных налогов характеризуется увеличением числа налогов, ростом налоговых ставок, сокращением налоговых льгот. Целью таких мер является наращивание массы налоговых поступлений. Однако жесткие условия налогообложения могут спровоцировать вместо ожидаемого прироста государственных доходов, их сокращение в связи со свертыванием производства и отсутствием заинтересованности в его развитии, а также уклонением от уплаты налогов.

. Политика экономического развития предполагает сокращение налогового пресса для предпринимателей при снижении уровня расходов государства, прежде всего социальных программ. Негативным следствием такой политики является то, что сокращение расходов социальной направленности при этом не всегда компенсируется расширением предпринимательской активности.

. «Смешанная» политика сочетает в себе предыдущие формы, обеспечивая высокий уровень налогов, направляемых на реализацию социальных гарантий. В качестве недостатка такого подхода можно выделить провокацию инфляционных тенденций.

Рассматривая налоги как средство реализации и поддержки общей социально-экономической политики выделяют две модели налоговой политики: либерально-ограниченную и социально-нагруженную [16]. Первая модель призвана реализовать такие политические приоритеты, как наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки, рост доходов населения за счет частной инициативы граждан. Соответственно, в рамках данной модели строго соблюдается предельный уровень налоговых изъятий, предоставляются широкие инвестиционные льготы, ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Это, однако, влечет снижение социальных льгот и гарантий, а позитивными результатами подобной политики признаются стабильность национальной валюты, экспорт труда, ограничение роста внешнего долга. Подобную политику проводят в настоящее время страны Юго-Восточной Азии, Индия, Китай, Бразилия, Мексика и ряд других государств, стремящихся обеспечить интенсивный рост своей экономики.

Вторая модель призвана способствовать реализации таких приоритетных задач, как поддержание потребительского спроса, высокой доли экспорта, экспансии финансового капитала, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов, проведение структурной политики. Соответственно, инструментами налоговой политики в данной модели будут выступать высокие налоговые ставки, прежде всего по социальным налогам, устранение налоговых препятствий для миграции капиталов, применение НДС. Она характерна для развитых государств, ориентированных на защиту и расширение достигнутого уровня конкурентоспособности национальной экономики и поддерживающих высокий уровень социальных гарантий.

Необходимо отметить условность любого подобного выделения моделей (типов) налоговой политики, поскольку отрицательные свойства каждого из возможных вариантов вынуждают правительства изменять ее направление с учетом комплекса существенных экономических и политических факторов, а нередко и сочетать различные формы с целью получения наиболее приемлемого результата.

Многообразные свойства налогов предопределяют их важное значение в становлении и развитии национальной экономики страны, которое проявляется в воздействии на отношения общественного воспроизводства. Практическая ценность налогов позволяет особо подчеркнуть их фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную и политическую роль [10].

Налоги - это фундамент системы государственных доходов и их преобладающая часть. По сравнению с другими видами государственных доходов налоги выгодно выделяются, т.к. оптимальное сочетание в налоговой системе различных видов налогов позволяет обеспечить периодичность налоговых поступлений для бесперебойного финансирования текущих государственных нужд.

Участие налогов в распределительных процессах основывается на механизме распределения и перераспределения доходов организаций, а также физических лиц в пользу государственно-властных структур. Вместе с тем особенностью регулирующего воздействия налогов на экономику является их опосредованное участие на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Распределение - это суть и цель производства. Поэтому ради оптимального распределения доходов производитель товаров (работ, услуг) автоматически подстраивает условия своей деятельности под условия, предусмотренные законом.

Потенциальный налогоплательщик, организуя бизнес, ориентируется на те отрасли и сферы, которые развиваются и поддерживаются государством в соответствии с имеющейся правительственной программой.

Налоговые льготы при этом служат маяком для притяжения капиталов. Производитель учитывает и предложенные государством способы организации деятельности с целью оптимизации уровня уплачиваемых налогов (например, использование труда инвалидов, проведение природоохранных мероприятий, осуществление научных исследований и т.д.).

На стадии обмена налоги проявляются как ценообразующий фактор, поэтому производитель, назначая цену товара, должен учитывать их величину. Малейшая ошибка на этой стадии чревата для налогоплательщика серьёзными финансовыми потерями в виде пеней и штрафных санкций.

На стадии потребления налоги оказывают воздействие на уровень потребляемых в процессе производства ресурсов через налоговые ограничения расходов. Производитель может существенно сэкономить на налогах, используя установленные льготы и вычеты, например механизм ускоренной амортизации. Помимо этого, следует учитывать и уровень налогов на потребление. Таким образом, от того, насколько точно были учтены нюансы налогообложения, во многом зависит эффективность деятельности налогоплательщика и её финансовый результат. Именно в этом проявляется косвенное воздействие налогов как инструмента распределения на воспроизводственный процесс.

Оптимально выстроенная налоговая система страны должна обеспечивать потребности государства в финансовых ресурсах, не снижая при этом стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности и обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования [12].




2020-03-17 224 Обсуждений (0)
Воздействие налоговой системы на национальную экономику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воздействие налоговой системы на национальную экономику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)