Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аграрная реформа 1861 г. и ее значение



2020-03-17 290 Обсуждений (0)
Аграрная реформа 1861 г. и ее значение 0.00 из 5.00 0 оценок




земельный реформа право аграрный

Дореволюционный земельный строй во многом определялся теми чертами, которые были приданы ему крестьянской реформой 1861 года и последующими законодательными актами, принятыми в ее развитие.

Земельная реформа не затронула в целом земельно-правовые отношения в России. Она была осуществлена в соответствии с принципами, сформулированными при императоре Александре II. Собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками. Крестьяне получали усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки. Они выкупали землю как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины. При реорганизации земельных отношений всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес.

Таким образом, все виды поземельной собственности и поземельных прав, зафиксированные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Освобождаемые крестьяне, приобретая статус «свободных сельских обывателей», имели земельные права с такими же ограничениями, какие существовали для частновладельческих земель сословно непривилегированных лиц.

Концепция решения земельного вопроса для либерального большинства Редакционных комиссий (разробатывавших проект реформы) состояла в обязательном сохранении за всеми помещичьими крестьянами надельной земли сначала в пользовании, а в конечном итоге - в собственности, в сосуществовании в будущем, новом аграрном строе России двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Предполагалось достигнуть этой цели мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы, в чем усматривалась одна из главных особенностей реформы в России.

Традиционно считавшийся в истории освободительным от крепостного права 1861 год на самом деле является лишь годом начала массового освобождения крестьян от крепостной зависимости. Положение 19 февраля 1861 года касалось лишь частновладельческих крестьян - наиболее многочисленной, зависимой от помещиков категории крестьянства; положения этой реформы были распространены на другие категории крестьянства в разное время: на удельных крестьян (находившихся в зависимости от царской фамилии) - Законом от 26 июля 1863 г.; на государственных крестьян (плативших оброк непосредственно казне) - Законом от 18 января 1866 г.

Основным законодательным актом, определяющим способы и пути освобождения крестьянства от крепостной зависимости, явилось высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Крестьянская реформа осуществлялась на основе ряда других законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г. Об освобождении крестьян от крепостной зависимости; Положения об устройстве дворовых людей; Положения о выкупе; Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях, четыре местных положений о поземельном устройстве крестьян в разных губерниях России; Правил о порядке приведения в действие положений о крестьянах. Действовали так же и другие акты.

Анализ содержания данных нормативно-правовых актов показывает, что принципы земельной реформы, избранные Секретным комитетом (образован в январе 1857 г. для подготовки проекта освобождения крестьян), - «осторожность и постепенность» - нашли в них свою реализацию. Была создана система земельного строя, позволявшая постепенно, по «прусскому» типу аграрной эволюции перерасти помещичьему хозяйству в хозяйство рыночного буржуазного типа. Показать это можно на примере конкретных статей документов.

После отмены крепостного права в собственности крестьянина оставалось все движимое имущество, которым он обладал на момент освобождения. Недвижимость, включая дом, где он жил, помещения для скота и другие хозяйственные постройки, а также земли под ними и полевой надел, оставались в собственности помещика. Одновременно крестьянин терял право безвозмездного пользования лугами, лесами, сенокосами. Реформа специально предусматривала некое переходное состояние крестьян, которое должно было приучить помещика обходиться без крепостных и дать возможность перестроить свое хозяйство в расчете на новые экономические отношения. Это состояние называлось временнообязанным. Временнообязанные крестьяне получали землю только в пользование за исполнение соответствующих повинностей помещику. Об этом говорится в ст. 3 Общего положения: «Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях».

Крестьяне были обязаны нести в пользу помещика повинности работой или деньгами за отведенный земельный надел в рамках правил, содержащихся как в Общем, так и в местных положениях (ст. 4 Общего положения).

Государство установило, что крестьяне должны были ежегодно в течение 49 лет выплачивать 6% оставшейся суммы долга. Обязательства эти были настолько долгосрочными, что в теории сложился взгляд на надельное землепользование как на разновидность долгосрочной аренды - оброчного пользования.

Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за этим повинности, должны были отвечать определенным условиям.

Во-первых, размер надела не должен быть ниже установленного в местных положениях минимума (ст. 6 Общего положения). Во-вторых, повинности не должны быть противны общему законодательству и положениям о крестьянах, вышедших из зависимости. Также работы в качестве повинности за переданный надел должны были определяться в договорах, заключенных на срок не свыше трех лет. Перезаключаемый договор также не должен был превышать трехлетнего срока.

При разработке Общего и местного положений, а также Правил о порядке применения этих положений был разработан правовой механизм оптимального разрешения противоречий и гармонизации интересов собственников с неимущими. Например, если не достигалось добровольного соглашения между помещиком и крестьянином относительно получения надела и отработки повинности, надел крестьян землей и порядок отправления повинностей за него определялся Общим и местным положениями.

Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в постоянное пользование).

В последнем случае был предусмотрен механизм правительственной помощи крестьянам: правительство ссужало под приобретаемую землю определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами на определенный срок. В результате помещик при сделке получал стоимость земельного участка сразу, имея возможность вложить средства в ведение новых форм хозяйствования на земле, а крестьянин не разорялся при покупке этого участка.

На период реформации земельных отношений вводился взамен крепостничества новый правовой институт - «постоянные поземельные отношения между помещиком и водворенным на его земле крестьянином», оформляемый специальным документом - уставной грамотой. Этот институт прекращался по двум основаниям: в случае добровольного отказа крестьянина от пользования предоставленным ему наделом или перехода крестьянина в установленном законом порядке в другое сословие.

Одновременно был введен новый институт - сельских обществ и волостей. Согласно ст. 40 Общего положения сельское общество составлялось из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Волости образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных сельских обществ (ст. 42).

Объединение крестьян в общины было обязательным, а выход из них осуществлялся лишь в порядке, определенном законом. В ст. 130 Общего положения приведен обширный список условий для «увольнения крестьян из сельских обществ». Требовалось, чтобы они, если пользовались наделом помещичьей земли, не имели недоимок в повинностях, причитающихся за такое пользование, чтобы они отказались навсегда от мирского надела в установленном порядке и сдали состоявшие в их пользовании участки земли.

Наконец, надельная земля предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя - домохозяина, который нес ответственность перед общиной за исправное отбывание повинностей, а все члены этой семьи находились в полной зависимости от домохозяина.

В результате реформы, таким образом, была создана взамен крепостного права сложная система общинной и семейной круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством за каждого домохозяина, а домохозяин отвечал перед общиной за членов своей семьи. В результате крепостное право, будучи отмененным, фактически трансформировалось в другую форму.

Вновь образованная система земельных отношений явилась переходной к созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства. Разрабатывая ее, государство исходило из особенностей России, ее огромных территорий, укоренившихся крепостнических традиций, которые опасно было сразу ломать.

Реформа 1861 года сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение - главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения хозяйствующей единицей и субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор. Крестьянский двор как институт не был затронут реформой 1861 г. Он представлял собой семейно-трудовое объединение, которое возглавлялось домохозяином, представлявшим двор на сельском и волостном сходах. Различия между указанными формами землевладения заключались в том, что при подворном землевладении расположение и размеры «полос» отдельных дворов и полевых наделов оставались неизменными. Община была формой «поземельного поравнения» таких полос путем периодическизх «общих переделов», а в периоды между ними - путем «частных переделов». Поравнение производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов.

Приоритетным положением пользовалось общинное землевладение, поскольку оно являлось гарантией против окончательного обезземеливания и пролетаризации крестьян, а значит, и против социально-государственных потрясений в России.

Развитие рыночных отношений в земельном строе России работало на укрепление позиций подворного землевладения. Важную роль в вовлечении земли в орбиту товарно-денежных отношений сыграли созданные под общим ведомством Министерства финансов России Крестьянский поземельный банк (с 1882 г.) и Дворянский поземельный банк (с 1885 г.). Эти банки давали денежные ссуды в обеспечение покупки земель в собственность либо под залог недвижимости. В том, что касалось крестьянских прав на землю, роль Крестьянского поземельного банка заключалась в некотором упрощении получения земельных участков крестьянами на праве личной собственности, не распространенной среди этого сословия. Однако до Столыпинской реформы операции банка не играли существенной роли в расширении прав собственности на крестьянские земли.

Многие помещики и после реформы использовали в своем полевом хозяйстве тот же крестьянский труд, что и раньше. При этом плата за труд могла выражаться в доле полученного урожая (издольщина). Если помещичьи земли и угодья сдавались крестьянам в аренду, то в виде платы крестьяне нередко обрабатывали другие помещичьи поля своим инвентарем или косили на помещиков их луга (отработочная система). И тот, и другой способ приводили к тому, что продуктивность помещичьих земель была не выше, а то и ниже, чем крестьянских.

 



2020-03-17 290 Обсуждений (0)
Аграрная реформа 1861 г. и ее значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аграрная реформа 1861 г. и ее значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)