Анализ реализации государственно-частного партнерства в инновационно-технологической сфере на примере ОЭЗ «Дубна»
Институт особых экономических зон в Российской Федерации как вид государственно-частного партнерства (ОЭЗ ТВТ «Дубна»)
Одной из форм ЧГП и одновременно одним из ключевых институтов модернизационного развития России является проект «Особые экономические зоны». Суть данного проекта заключается в создании географически обособленных зон, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В данном случае ключевая роль государства заключается в разработке правовых основ существования особых экономических зон, а также в создании их инфраструктуры и привлечении и отборе инвесторов. В то же время инвесторы, реализуя свой проект, решают комплекс задач, оказывающих значительный эффект на развитие региона и Российской Федерации в целом: создание дополнительных рабочих мест, увеличение бюджетных поступлений (с учетом налоговых льгот, предоставляемых резидентам), разработка передовых технологий, снижение зависимости от иностранных производителей, повышение уровня жизни и инвестиционной привлекательности, формирование законченных производственных цепочек, позволяющих производителям извлечь выгоду от коммерциализации товара и многие другие. Российская практика использования свободных экономических зон составляет уже более 15 лет. В 1990-х годах существовала практика получения статуса свободной или особой экономической зоны целыми регионами вследствие лоббистских усилий. Борьба регионов за статус была обусловлена желанием получить предоставляемыми налоговыми льготами и прочими преференциями, в то время как заявки на получение статуса не были подкреплены ни обоснованием удачного территориально-географического расположения, ни финансовыми возможностями, ни наличием необходимых инфраструктурных объектов, ни заявками от потенциальных инвесторов. Только в начале 2000-х годов началась работа по систематизации инструментов правового регулирования особых экономических зон Российской Федерации. В 2005 году был принят Федеральный закон (Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»), регулирующий порядок создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон. Данный закон стал базой для создания и развития особых экономических зон (далее - ОЭЗ), успешно функционирующих в настоящее время [4]. Управление особыми экономическими зонами осуществляется управляющими компаниями, которым переданы полномочия курирующим проект ведомством - Министерством экономического развития Российской Федерации. Самой большой управляющей компанией в настоящее время является ОАО «ОЭЗ». Компания была создана в 2006 году, до ее создания управлением особыми экономическими зонами занималось уполномоченное Федеральное агентство (РосОЭЗ). Особую роль в управлении инновационным развитием России, несомненно, играют особые экономические зоны технико-внедренческого, или инновационного типа. Отличительными особенностями этих зон является следующее: 1. Обязательный критерий получения статуса резидента такой зоны - ведение технико-внедренческой деятельности, а именно деятельности, связанной с высокой долей осуществления разработок (так называемых R&D работ); 2. Зоны расположены в г. Москве (Зеленоград), г. Дубне, г. Санкт-Петербурге и г. Томске. Выбор территориального расположения обусловлен наличием в данных городах научной базы и высококвалифицированных научных специалистов, что создает для каждой зоны уникальное конкурентное преимущество, а также предпосылки для формирования на территории каждой зоны определенного кластера. Так, например, близость ОИЯИ и высокий уровень населения с высшим образованием, имеющего ученые степени, а также занятого в научной сфере (ядерной и ИТ) обусловило формирование на территории ОЭЗ «Дубна» кластера информационных технологий [6]. Наличие в г. Зеленограде Московского института электронной техники - формирование на территории соответствующей ОЭЗ кластера разработки и производства микроэлектроники. . Близость к мегаполисам (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск) позволяет ускорить и в определенной степени упростить процесс коммерциализации разработок, а также решить сложные логистические задачи (особенно актуально для резидентов фармацевтического кластера, работающих с биоматериалом). . Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополнительные льготы, которые большинство инвесторов называет наиболее привлекательными: льготные ставки по социальным взносам. В настоящее время ставка социального взноса составляет 14%, в то время как общая ставка - 30%. Данная ставка сохранится вплоть до 2017 года, в 2018 году составит 20%, а в 2019 - 28%. Поскольку сотрудниками высокотехнологичных компаний являются преимущественно высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем заработной платы, расходы на оплату труда составляют значительную часть в структуре расходов компании, и льготная ставка социальных взносов приносит компании существенную экономию. . Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляется инфраструктура не только в качестве инженерных сетей, но и в виде возможности брать в аренду административные (офисные) помещения: зоны других типов не представляют такой возможности. Данная опция позволяет привлечь на территорию зон ТВТ инвесторов, реализующих мелкие проекты с небольшим объемом финансирования, не предполагающих строительство собственных производственных мощностей или лабораторий [5]. Рассмотрим технико-внедренческую зону «Дубна». Основные экономические показатели: ВРП: 1,6 трлн руб. Бюджет: 365 млрд руб. Инвестиции в основной капитал: 445 млрд руб. Основные отрасли: машиностроение, металлообработка, химическая, нефтехимическая, деревообрабатывающая отрасли промышленности. Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна» создана в соответствии с Постановлением №781 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года. В реализации проекта ОЭЗ «Дубна» участвуют Правительство РФ, Правительство Московской области и муниципалитет города. Общая площадь ОЭЗ составляет 187,7 га и состоит из двух участков: · российский центр программирования - 135,7 га, · новая промышленная зона - 52 га. ОЭЗ ТВТ «Дубна» находится в 100 км от Москвы. Специализируется на развитии следующих направлений: · информационные технологии, · ядерно-физические и нанотехнологии, · био- и медицинские технологии, · проектирование сложных технических систем. Целевые показатели по резидентам: - Общее количество запланированных инвесторов - 300-350 компаний. - Количество рабочих мест - 13 800. - Количество зарегистрированных резидентов - 66 компаний. - Специализация резидентов. - Информационные технологии - 28 компаний; - Ядерно-физические и нанотехнологии - 11 компаний; - Био- и медицинские технологии - 10 компаний; - Проектирование сложных технических систем - 10 компаний; - Разработка изделий из композитных материалов - 1 компания. - Льготы и преференции. Компании-инвесторы ОЭЗ ТВТ «Дубна» имеют следующие налоговые льготы: · освобождение от налога на имущество (сроком на 5 лет), · освобождение от налога на землю (сроком на 5 лет), · освобождение от транспортного налога, · пониженная ставка единого социального налога, · режим свободной таможенной зоны: иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Компании-инвесторы ОЭЗ ТВТ «Дубна» получают следующие преференции: · льготные ставки при аренде помещений, · земельные участки под строительство объектов, · пользование дорогостоящим оборудованием, · венчурное финансирование проектов, · услуги государственного фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, · доступ к программе Министерства экономики Московской области по поддержке малого и среднего предпринимательства, · льготное кредитование научно-технических проектов, · размещение компании в бизнес-инкубаторе. Инфраструктура ОЭЗ ТВТ «Дубна» Российский центр программирования (левый берег Волги) включает следующие объекты: · инновационно-технологический комплекс из 5 зданий общей площадью 48,9 тыс. кв. м.: бизнес-инкубатор, 2 офисных здания, гостиница на 122 места, технические здания с паркингами · 5-этажный конгресс-центр площадью 12,5 тыс. кв. м На новом промышленном участке (правый берег Волги) завершается строительство следующих объектов: · многофункциональный нанотехнологический центр стран СНГ с центром коллективного пользования оборудованием, научно-образовательным центром и центром трансфера технологий на базе ОИЯИ · 15-20 тыс. кв. м. офисных и производственных помещений, включая экологически безопасные опытные производства, лаборатории, испытательные базы предприятий, объекты инновационной инфраструктуры Запланировано строительство трансформаторной подстанции на территории Российского центра программирования. Завершено строительство центральной распределительной подстанции и 3-х отдельно стоящих трансформаторных пунктов общей мощностью 6 МВт. Завершено строительство центральной распределительной подстанции Новой промышленной зоны мощностью 2 МВт с перспективой увеличения мощности до 6 МВт [6].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |