Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правоспособность Сберегательного банка Российской Федерации



2020-03-17 249 Обсуждений (0)
Правоспособность Сберегательного банка Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с Уставом Сбербанка России, Сбербанк является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при осуществлении банковских операций [17].

На основании генеральной лицензии № 1481 от 30 августа 2010 года на осуществление банковских операций, в соответствии со ст. 5 Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Сбербанк осуществляет:

) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

) размещение указанных денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

) выдача банковских гарантий.

) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) [49].

Помимо банковских операций Сбербанк осуществляет следующие сделки:

) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

) лизинговые операции;

) оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте в соответствии с федеральным законодательством. Сбербанк, заключая предварительное соглашение со своими клиентами об обмене на установленную дату одной валюты на другую по установленному заранее курсу, осуществляет валютный контроль за операциями клиентов- физических и юридических лиц [32, c. 60]. Сбербанк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагам, выполняющими функции платежного документ, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счет, с иными ценными бумагами [17].

Общие правила и условия предоставления банковских услуг физическим лицам в Сбербанке России определяет Универсальный договор банковского обслуживания (УДБО).Договором регулируются следующие услуги:

· выпуск и обслуживание счетов международных банковских карт;

·         открытие и обслуживание вкладов;

·         открытие и ведение обезличенных металлических счетов;

·         предоставление в аренду индивидуального банковского сейфа;

·         проведение операций по счетам карт и вкладам клиента через удаленные каналы обслуживания (через устройства самообслуживания банка, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», Контактный центр банка);

·         депозитарное обслуживание, брокерские услуги [23].

Обеспечение интересов клиентов Сбербанка осуществляется на основании одноименной главы Устава. Согласно п. 7.1. Устава Сбербанка России, банк производит уплату страховых взносов в Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц путем перевода денежных средств в специально установленном порядке. В соответствии с установленными правилами и нормативами Банком России, Сбербанк депонирует часть привлеченных средств в обязательные резервы. Сбербанк гарантирует тайну операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов. Информация и документы по счетам, вкладам, операциям клиентов предоставляется Сбербанком в случаях и порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сбербанк России в соответствии с законодательством и на основании разработанных программ и правил осуществляет внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [17].

Также интересным является сотрудничество Сбербанка России с различными организациями в целях совершенствования совместной деятельности. Актуальным примером этого служит заключенное соглашение между Федеральной нотариальной палатой и Сбербанком об информационном взаимодействии, касающегося обмена информацией по наследственным делам с использованием новых технологий, в частности, электронной цифровой подписи нотариуса. В настоящее время розыск вкладов наследодателя представляет собой определенную проблему, затратную как по времени, так и по прилагаемым усилиям со стороны наследников и нотариуса. В перспективе с помощью электронных коммуникаций и ЭЦП планируется оптимизировать поиск имущества наследодателя, установить единый стандарт взаимодействия нотариуса и банка, снизить расходы за счет отказа от почтовых услуг [43]. В феврале текущего года было подписано соглашение о разработке новых проектных решений с применением современных компьютерных и бизнес-технологий между Пенсионным фондом и Сбербанком России. Предполагается, что процесс доставки пенсий будет регламентироваться двумя документами: соглашением федерального уровня и договором между отделением ПФР и филиалом Сбербанка в регионе. Таким образом, будет улучшена организация доставки пенсий и других социальных выплат более 15 миллионам пенсионеров. Сбербанк выбрали доставщиком пенсии почти 40 процентов из них. В частности, пенсионеры смогут в филиалах Сбербанка получать полную информацию о выплатах из Пенсионного фонда - справку о периоде и видах выплат и их размерах [46].

В силу преемственности Сбербанка России от Государственных трудовых сберегательных касс СССР, действовавших на территории РСФСР, Российского республиканского банка Сбербанка СССР, Сбербанка РСФСР, государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств в период 20 июня 1991 года [11]. Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации [12].

В практике возник вопрос, имеет ли гражданин право на компенсацию вклада в Сберегательном банке Российской Федерации в связи с его обесцениванием, если вклад внесен до 20 июня 1991 года, а закрыт до 1 января 1992 года?Верховный суд РФ считает, что по вкладам, внесенным в Сберегательный банк Российской Федерации до 20 июня 1991 года и закрытым до 1 января 1992 года, действующим законодательством выплата предварительной компенсации не предусмотрена [56]. Аналогичного мнения и Конституционный суд РФ. Конституционным Судом РФ было признано, что нормативные положения, предусматривающие выплату компенсации гражданам Российской Федерации в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году), не могут рассматриваться как допускающие в рамках длящихся правоотношений возможность прекращения реализации носящих компенсационный характер гарантий, предоставленных гражданам Российской Федерации Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», поскольку не содержат правового регулирования механизма восстановления сбережений граждан как такового и не могут отменять положения ранее принятых федеральных законов, регулирующих указанные отношения; иное не согласуется с принципом правового социального государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и с вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости конституционно не оправданных ограничений прав граждан [55].

Особое правовое регулирование предусмотрено для крупных сделок и сделок с заинтересованностью акционерных обществ, в частности Сбербанка России. Крупной сделкой Сбербанка России как акционерного общества, согласно ст. 78 Федерального закона «Об акционерных обществах», считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества, и сделок, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [10]. Решения об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 % балансовой стоимости активов Сбербанка, принимается всеми членами Наблюдательного совета единогласно. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов Сбербанка, принимается Общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций [17]. Сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена Наблюдательного совета, Президента, Председателя правления Сбербанка, члена Правления или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания совершаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об открытых акционерных обществах».

В соответствии со ст. 81 Федерального закона «Об открытых акционерных обществах», указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица [30].

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Наблюдательным советом Сбербанка большинством голосов независимых членов Наблюдательного совета, не заинтересованных в ее совершении. Также решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров-владельцев голосующих акций.

Следует отметить, что федеральном законодательством напрямую предусмотрено создание специальных счетов для обслуживания в Сбербанке России. Например:

согласно ч. 3 ст. 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», специальный избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации [4];

в соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации [7];

выплата пенсий, предусмотренных Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи [16].

Анализируя правоспособность Сбербанка России, мы пришли к выводу, что Сбербанк сохранил свою преемственность от сберегательных банков и касс советского, а также дореволюционного периода. Такая преемственность заключается в двойственности правовой природы и правового статуса Сбербанка России. Учреждение и деятельность сберегательных учреждений на протяжении всей истории поддерживалась и развивалась государством. При этом, деятельность Сбербанка на современном этапе носит коммерческий характер, неся своей целью получение выгоды. В связи с этим, Сбербанк России одновременно имеет и обязательства государственно-правового характера в своей деятельности, и гарантии поддержки, предусмотренные федеральным законодательством. Являясь прогосударственным учреждением, Сбербанк России осуществляет свою деятельность в целях и функциях государства, что сложилось в силу преемственности правового статуса Сбербанка, одновременно с этим Сбербанк России в условиях рыночной экономики приобрел статус независимого хозяйственного общества.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Созданные в первой половине XIX века сберегательные кассы стали родоначальниками современной банковской системы и Сберегательного банка в частности. На наш взгляд, сберегательные учреждения дореволюционного периода можно характеризовать как прообраз Сбербанка. Развитие структур по привлечению финансов проходило в постоянно тяжелой социальной обстановке и инициировалось государством. В построении сберегательного дела важное значение имел зарубежный опыт. Однако сберкассы учреждались по инициативе государственных институтов, что не имело место в европейских странах. При этом, сберегательное дело показывало тенденции роста и смогло обеспечивать российскую экономику и дальнейшее развитие сберегательных учреждений вплоть до событий 1917 года.

Созданная в 1922 году в Советском Союзе система государственных трудовых сберегательных касс, была основана на базе сберегательных касс империи. Первая сберкасса была открыта в феврале 1923 года. Сберкассы в советское время принимали различные платежи. В 1988 году Государственные трудовые сберегательные кассы преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк для населения и юридических лиц. Тем самым, нынешний Сбербанк получил свое развитие от сберкасс дореволюционного периода, а в дальнейшем от государственных трудовых сберегательных касс. Основным направлением сберегательного дела рассматриваемого периода стало удовлетворение общегосударственных потребностей (приобретение за счет средств вкладчиков государственных ценных бумаг, покупка государственных займов и т.п.).

До 1987 года в Советском Союзе действовала система Государственных трудовых сберегательных касс СССР, подчинявшаяся Государственному банку СССР. В 1987 году в рамках банковской реформы в СССР система Государственных трудовых сберегательных касс была реорганизована, и образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР). Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР.

С принятием в 1990 году Закона СССР «О банках и банковской деятельности» Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР поменял свой статус и стал коммерческим специализированным банком. В соответствии с законом Сбербанк СССР осуществлял операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.

марта 1991 года произошло учреждение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации на общем собрании акционеров в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года.

Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования - от государственных сберкасс до крупнейшего коммерческого банка универсального типа. Сбербанк России стал крупнейшим банком Центральной и Восточной Европы, основной кредитор российской экономики. Экономическая политика, проводимая Сбербанком России, направлена на повышение доходности финансовых операций и снижение рисков, позволила существенно увеличить потенциал банка.

Общий порядок осуществления банковских операций предусматривается законами и нормативными актами Банка России. Точно так же, банковскими законами и нормативными актами Банка России, регулируются вопросы принятия решений о регистрации и лицензировании кредитных организаций, порядок работы с банковской информацией. Проведя анализ правового регулирования банковского сектора, можно выделить одну из главных проблем регулирования банковской деятельности - отсутствие единого нормативного документа. При этом имеют место многообразие ведомственных актов. Вместе с этим, деятельность банков регулируется локальными правовыми актами, которые определяют механизмы реализации ими своих задач и функций. Устав Сбербанка России устанавливает и определяет общие положения статуса организации, проводимые банковские операции и другие сделки, уставной капитал банка, акции, облигации и иные эмиссионные бумаги, права и обязанности акционеров, прибыль банка, его резервные фонды, дивиденды, обеспечение интересов клиентов банка, учет и отчетность деятельности, порядок проведения общего собрания акционеров, наблюдательного совета банка, исполнительные органы, определяет крупные сделки и сделки с заинтересованностью, устанавливает организационную структуру, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации.

Сберегательный банк непосредственно затронула реорганизация всей отечественной банковской системы, что предопределило преемственность исполнения Сбербанком государственных обязательств. Такие обязательства предусматриваются ежегодно в федеральном бюджете по выплатам компенсаций вкладов граждан Российской Федерации. Будучи коммерческим банком, Сберегательный банк участвует в социальной политике государства. Тем самым, можно делать вывод о том, что Сбербанк России в своей деятельности обеспечивает единство банковской системы, ее связи с государством, а государство, в свою очередь, взаимодействует со Сбербанком как с коммерческой структурой в публично-правых отношениях. Все это, несомненно, характеризует двойственность правового статуса Сберегательного банка Российской Федерации.

Сберегательный банк Российской Федерации как кредитная организация является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли. Сбербанк России наделен специальной правоспособностью, определенной лицензией на осуществление своей деятельности. Банки являются разновидностью кредитной организации. Сбербанк, как и любой другой банк, - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное отличие между видами кредитной организации заключается в объеме и сочетании осуществляемых ими банковских операций. В своей деятельности Сбербанк России уделяет значение пpaвoвoму oбеспечению кpедитных дoгoвopoв, экoнoмической целесooбpaзнoсти и действенному кoнтpoлю, нaпpaвленному нa вoзвpaт кpедитных сpедств.

Следует иметь в виду, что Сбербанк России имеет сложную организационную структуру, которая должна обеспечивать постоянную стабильную работу в экономической среде. Сбербанк учрежден Центральным банком РФ, который является обладателем контрольного пакета акций банка. Это обеспечивает Сбербанку государственную поддержку и гарантии его деятельности, а также гарантии вкладчиков банка. Через Сбербанк во многом проводятся экономико-правовые преобразования. Одновременно с этим, Сбербанк и его филиалы, будучи составной частью банковской системы, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Все это говорит о двойственной правовой природе Сбербанка, заключающейся в его организационно-правовом положении.

Сбербанк как часть финансово-правовой системы, став акционерным обществом, не потерял своей значимости в осуществлении социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Деятельность Сбербанка России обеспечивается государством в различных формах, что напрямую предусмотрено Уставом и другими локальными актами банка. Способствует этому и то, что государство в лице Центрального банка РФ обладает контрольным пакетом акций. Его уменьшение может происходить только по согласованию с Правительством РФ или, если происходит уменьшение пакета акций менее 50% плюс одна акция, то в соответствии с федеральным законом. Вместе с этим, Сбербанк, являясь акционерным обществом, в отличие от госкорпораций, так как организационно-правовая форма акционерного общества обеспечивает прозрачность управления, подотчетность и ответственность перед акционерами. Однако контроль за решениями внутри Сбербанка остается за государством, эффективность решений целиком зависит от властей, то есть частный инвестор, приобретая акции, фактически не может влиять на что-либо внутри организации.

Анализируя правовую дееспособность Сбербанка России, мы пришли к выводу, что Сбербанк сохранил свою преемственность от сберегательных банков и касс советского, а также дореволюционного периода. Такая преемственность заключается в двойственности правовой природы и правового статуса Сбербанка России. Учреждение и деятельность сберегательных учреждений на протяжении всей истории поддерживалась и развивалась государством. При этом, деятельность Сбербанка на современном этапе носит коммерческий характер, неся своей целью получение выгоды. В связи с этим, Сбербанк России одновременно имеет и обязательства государственно-правового характера в своей деятельности, и гарантии поддержки, предусмотренные федеральным законодательством. Являясь прогосударственным учреждением, Сбербанк России осуществляет свою деятельность в целях и функциях государства, что сложилось в силу преемственности правового статуса Сбербанка, одновременно с этим Сбербанк России в условиях рыночной экономики приобрел статус независимого хозяйственного общества.

 




2020-03-17 249 Обсуждений (0)
Правоспособность Сберегательного банка Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правоспособность Сберегательного банка Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)