Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие и отличительные признаки религиозных и правовых норм



2020-03-17 286 Обсуждений (0)
Общие и отличительные признаки религиозных и правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современная теория права и государства характеризует социальные нормы, как "повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции".

Следуя из этого, мы видим, что государство, как социальная система, нуждается в саморегуляции, которую и осуществляет посредством "устойчивых общественных связей", называемых социальными нормами. Из данного утверждения возникает вопрос: на что опираются эти общественные связи, что делает их устойчивыми?

В учебнике под общей редакцией В.С. Нерсесянца, анализируется процесс исторического становления социальных норм, выделяются их различные виды, каждый из которых "преследует цель воздействия на поведение, деятельность людей, но осуществляет его своими специфическими способами, которые и являются критериями различения разных видов социальных норм: права, религии, морали, обычаев, политики, традиций".

Из этого мы видим, что одним из признаков социальных норм является функция нормативного регулирования общественных отношений.

Принимая во внимание и соглашаясь с В. Клочковым в том, что "социальные нормы различных видов воздействуют на поведение людей не изолированно, а комплексно, образуют единую систему регулирования общественных отношений, все виды социальных норм тесно взаимодействуют друг с другом", можно сделать обоснованный вывод: для правильного функционирования общественных отношений необходимо комплексное изучение социальных норм в механизме их взаимодействия, связей и регулирующего воздействия на общество.

"Взаимоотношение права и религии наиболее ярко раскрывает путь становления социальных норм, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших впоследствии правовой характер. Оно раскрывает признаки цивилизаций, в основе которых лежат те, или иные, религиозные системы".

Формируемые религией правила поведения относятся не только к внутрицерковной жизни, но также к личной и общественной жизни человека. Они имеют императивный характер, воздействуют на поведение людей своими специфическими методами и представляют собой совокупность норм, при помощи которых регулируют в зависимости от конкретно-исторических условий более, или менее, широкий круг общественных отношений.

Механизм исполнения религиозных норм, также как и правовых, обеспечивается весьма эффективными санкциями, в том числе и мерами предупреждения, применяемых к их нарушителям представителями религиозных учреждений, осуществляющих контроль за исполнением предписаний религии. А если это предусматривается законодательством государства, то и соответствующими государственными органами, уполномоченными на это. Так, например, в уголовном кодексе Испании, Австрии, Финляндии, Швеции и др., богохульство рассматривается как уголовное преступление и карается лишением свободы до нескольких лет.

Религиозные нормы, воздействуя на общественные отношения, являются основой возникновения религиозных отношений. Определяя поведение верующих и деятельность религиозных организаций, эти нормы регулируют тем самым и общественные отношения.

Религиозные нормы - самостоятельный вид социальных норм, в которых сформулированы религиозные правила поведения людей: предписания в определенной ситуации совершить те, или иные действия, (например, не нарушать государственных законов, если это не противоречит Божьим Законам, каяться в совершенном грехе и просить Бога простить его, или воздержаться от определенных действий: сквернословия, споров, блуда, прелюбодейства, "не преклоняться под чужое ярмо с неверными" (2Кор.6:14)), и др.), и предусмотрена определенная ответственность за неисполнение этих наказаний, заключающаяся в Божьем проклятии, которое выражается в болезнях, нищете, смятении, неудачах, бездетности, сумасшествии, презрении и угнетении, истязании другими людьми, позорной смерти.

Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, например, Божьи заповеди, которые в Библии в различных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом Заветах, как важнейшая часть "Закона Божьего". Это: категорическое запрещение поклоняться идолам и другим богам, убивать, красть, желать чужого, мошенничать, лжесвидетельствовать; соблюдать субботы, почитать родителей.

"Новый Завет", как договор с Богом, устанавливает всего две обязанности: любить Бога всем сердцем, всей душою и всей крепостью своею, и любить ближнего, как самого себя. Все это - правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных, и иных общественных отношений. Религиозная норма, как и другие социальные нормы, имеет общий характер, который проявляется в следующем: во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той, или иной, обстановке, как эталон определенных отношений; во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более, или менее, широкому кругу людей, к последователям данной религии (членам церкви), или к какой-то части их (священнослужителям, мужьям, женам, рабам, ученикам и т.п.).

Одна из специфических особенностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие отношения, которые находятся вне сферы воздействия других социальных норм, отношения, возникающие при отправлении культа.

Библия говорит, что Бог - это Дух, вездесущий, всемогущий, который все проницает и судит помышления сердец. Он видит все добрые дела и прегрешения каждого человека, знает любую его тайную мысль, всю его прошедшую и будущую жизнь. Итог добрых и злых дел человека, соблюдения им Божьего Закона, подводится Богом во время Божьего Суда, когда пред Ним предстанут все люди, которые когда-либо жили на Земле.

Религиозные нормы можно классифицировать по различным признакам. По характеру повеления они могут быть позитивными, обязывающими совершить те, или иные, действия, и негативными, запрещающими определенные поступки. Они отличаются друг от друга по степени категоричности повеления. Предписываемые действия в одних случаях рассматриваются как обязательные, в других - только желательные. Религиозные запреты также бывают абсолютные и относительные.

По субъектам регулируемых ими отношений нормы могут быть разделены на: а) общие, рассчитанные на всех последователей данного вероучения, б) групповые, предписания которых распространяются лишь на какую-то часть из них (на священнослужителей, женщин, учеников и др.), в) специальные (например, предусматривающие права папы римского).

Религиозные нормы регулируют не только внутрицерковную деятельность, но и отношения между различными конфессиями. Многие из них активно воздействуют на общественные отношения, не связанные непосредственно с удовлетворением верующими их религиозных потребностей, особенно на брачно-семейные.

Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Это общественные отношения, урегулированные религиозными нормами.

Религиозные нормы различаются по характеру общественных отношений, на которые они воздействуют. Нормы, которые можно назвать культовыми, определяют порядок проведения культовых обрядов, церемоний, и регулируют отношения между людьми при отправлении ими религиозного культа.

Другой вид составляют нормы, определяющие структуру конфессиональных организаций, порядок их деятельности, назначения служителей культа, права и обязанности их руководящих органов, священнослужителей всех рангов, отношения между их членами, и т.д. Условно их можно назвать "организационно-функциональными" нормами.

К ним относятся нормы, в которых предусматривается, какими правами должны обладать священнослужители, их права, обязанности и привилегии.

В Ветхом Завете формулируются правила поведения, которые обладают всеми признаками юридических норм: уголовно-правовых, гражданско-правовых и процессуальных. Не случайно соответствующий раздел Библии евреи назвали Торой (Законом). Ветхозаветные нормы устанавливают ответственность за преступления против личности, частной собственности (к которой относились и рабы) и религии. Исполнение их предписаний обеспечивается средствами, присущими правовым, а не религиозным нормам. "Кто злословит отца своего, или мать свою, - неоднократно повторяется в библейских книгах, - того должно предать смерти" (Исх.21:17; Лев. 20:9 и др.). В ряде норм содержится указание на вид смертной казни: "народу" предписывается побить камнями до смерти лиц, осужденных за богохульство (Лев.24:10-16), подстрекательство "служить богам иным" (Втор.13:6-10), поклонения чужим богам (Втор.17:3-6), неповиновение отцу и матери (Втор.4:18-21), "блудодейство" и изнасилование (Втор.22:20-25).

В Ветхом Завете имеются нормы, относящиеся к судоустройству и судопроизводству. Одна из них обязывает израильтян "поставить себе судей, чтобы они судили народ судом праведным" (Втор.16:18). В качестве судей выступают и священнослужители (Иез.44:24).В частности, дела о лжесвидетельстве рассматриваются священнослужителями совместно с обычными судьями (Втор.19:16-17). Судьям предписывается искать правду, невзирая на лица, быть беспристрастными, выслушивать "малого" и "великого", не извращать закон и не получать даров от тяжущихся (Втор.1:17; 16:19-20). Суд должен быть единым для израильтян, "пришельцев" и "туземцев" (Лев.24:22). Решение суда обязательно для всех, отказ исполнять его карается смертью (Втор.17:10-12).

Значительная часть ветхозаветных норм посвящена регулированию имущественных отношений. В форме предписаний казуистического характера они предусматривают возмещение виновным ущерба от потравы, поджога, от утраты взятых на хранение серебра, вещей и скота, за убийство чужого животного (Исх. 21:35; 22:5-15).

Нормы Ветхого Завета определяют положение рабов и "наемников" (Втор.15:12-18), порядок наследования (Числ.27:7-11), устанавливают некоторые условия заключения таких сделок, как заем (Исх.22:14-15) и заклад движимого имущества (Втор.24:10-13), обязывают возвращать владельцу найденную вещь (Исх.23:4), запрещают пользоваться неверными весами и гирями (Лев.19:36), нарушать межи, задерживать плату "наемнику" (Лев.19:13). Все имущественные споры разрешаются в суде. В качестве судебного доказательства широко используется клятва именем Бога, которую приносят обе стороны (Исх.22:8-11).

Социальная природа рассмотренных ветхозаветные норм определяется тем, что их исполнение обеспечивается государственным принуждением: нарушители их предписаний подвергаются по решению суда смертной казни, телесным и членовредительским наказаниям, несут имущественную ответственность.

Это специфические признаки права, отличающие его от любых других систем социальной регуляции, в том числе и от религиозной системы. В Пятикнижии, наряду с правовыми, имеются и чисто религиозные нормы, совпадающие с первыми по содержанию своих предписаний. И заповеди, и ветхозаветные правовые нормы запрещают убивать, красть, прелюбодействовать, верить в других богов и т.п. Однако если нарушение религиозных норм влечет, согласно Библии, только Божественную кару, то в соответствующих им правовых нормах предусматривается вполне земная санкция, которая применялась по решению суда.

Религиозный характер ветхозаветного права проявляется в смешении преступного и греховного, в том, что всякое противоправное деяние рассматривается одновременно и как "преступление против Господа". Поэтому виновный не только подвергается предусмотренному правовой норме наказанию, но обязан также "исповедаться в грехе своем" и принести священнику ягненка в качестве "жертвы повинности" (очищения) (Числ5:6-8). Ветхозаветные религиозные и правовые нормы не только согласованно воздействуют на общественные отношения, как это бывает при обычном взаимодействии религии и права, но и составляют определенное единство: правовая санкция подкрепляется санкцией религиозной. Несмотря на то, что нормы ветхозаветного права теснейшим образом переплетаются с религиозными правилами и догмами и находятся в "священных" книгах, по своей социальной природе они являются юридическими нормами и относятся к правовой, а не религиозной системе.

К одним из отличительных особенностей признаков религиозных норм следует отнести и регулирование религиозными нормами отношений между разными социальными группами: богатыми и бедными. Конечно же, в первую очередь, необходимо иметь в виду различия в субъектах религиозных и правовых норм. Государственные правовые нормы направлены только в отношении граждан государств, религиозные - могут применять меры наказания ко всем без исключения людям, а к состоящим в завете с Богом людям применяются и такие меры, как прописанные в Законе Божьем поощрения.

В теории права выделяют три основные способы правового регулирования: запрещение, дозволение и обязывание. В теории же религии, на примере Библии, к этому добавляется, и занимает наиважнейшее место, такой способ регулирования религиозных отношений, как поощрения, награждения человека за соблюдение и исполнение религиозных норм и выражающийся в Божьей благосклонности и Его благословениях, заключающихся в даровании Богом Своего мира. Мир Божий (по еврейски - шалом), имеет значение целостности, то есть человек, приобретя мир Божий, становится целостным, ни в чем не испытывающий недостатка. В результате Божьего благословения человек приобретает мир Божий и процветает во всех трех сферах своего бытия: в духовной, материальной и физической (Втор.28:11-14; Пс.13; Иер.17:8; Быт26:3-5).

Итак, мы видим, что религиозные нормы содержат в себе элементы конституционного, гражданского, административного и уголовного права, что позволяет разделять их на отрасли, аналогично принятому делению в теории государства и права.

Но, благодаря наличию Божественных благословений, во главе всех этих норм находятся договорные отношения. Это ясно видно из названий составляющих Библию Ветхого и Нового Заветов (соглашений). Посредством всех остальных норм Бог регулирует договорные отношения между Собой и людьми с целью помочь человеку стать совершенным. Бог любит человека, но Он ненавидит грех, поэтому Он хочет уничтожить грех. Ветхий Завет содержит обязательства и ответственность сторон, учит человека различать добро и зло, осознавать греховность своих помыслов и поступков, и служит целью подготовить человека к заключению нового договора - Нового Завета, соглашения более совершенного, основанного на взаимной любви Бога и человека. В Новом Завете Бог делает человека способным любить Бога и своего ближнего. И чем больше человек любит Бога, тем больше он стремится служить Ему, исполняя Его заповеди.

Таким образом, чем больше в мире будет исполняющих свои обязательства перед Богом христиан, тем больше в обществе будет любви друг к другу и тем меньше будет зла и греха, так как любовь уничтожает, "искореняет" зло и грех. С повышением духовности общества связано распространение Царства Божьего на земле. А после Божьего Суда и преображения в духовные "нетленные" тела (1Кор.15:53), верные Богу христиане получат в награду "новое небо и новую землю" и "святый город Иерусалим, новый" (Отк.21:1-3), в котором они будут пребывать в любви и радости с Богом.

Итак, в религии сочетаются не только религиозные и правовые нормы, но и соответствующие представления. "И это понятно, так как в этих системах социальной регуляции выражаются целесообразные формы человеческого общения и поведения. Разрушение религиозных основ, где бы оно ни происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как, в конечном счете, право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия".

 



2020-03-17 286 Обсуждений (0)
Общие и отличительные признаки религиозных и правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие и отличительные признаки религиозных и правовых норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)