Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы взаимодействия религиозных и правовых норм



2020-03-17 221 Обсуждений (0)
Проблемы взаимодействия религиозных и правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, мы выяснили, что правовые нормы, по сути своей, осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные - внутреннюю.

Взаимодействуя между собой, они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Одной из основных задач любых норм является установление порядка. Право непосредственно воздействует на условия и процесс производства, распределения и обмена материальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодные тем, или иным слоям общества. Религия "генетически" предшествуя праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным. Понятия "греховное" и "преступное" во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних.

Следует учитывать также, что на ход общественного развития влияет, прежде всего, то, или иное, соотношение религии и права в целом, а при осуществлении их регулятивной функции на первый план выступают правовые и религиозные нормы. В их взаимодействии могут быть выделены следующие существенные связи: а)взаимодействие религиозных и правовых норм; б)непосредственное воздействие религиозных норм на правовые; в)опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений); г)так как в наших исследованиях за эталон религиозных норм мы берем нормы, изложенные в Библии, не подлежащей изменению, (Отк.22:18,19.), то воздействие правовых норм на религиозные нормы возможно только в рамках внутри - и межцерковной, нормативной деятельности, направленной на регулирование церковных отношений (обретение правового статуса, формирование уставов, в соответствии с действующим законодательством и т.п.); д)взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация Президента США, религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и др.). Грэг Бансен, руководитель Центра христианских исследований (Южная Калифорния США), говорит об истинном смысле религии в этой сфере: "Гражданский судья, превышая пределы дарованной власти, санкционированной Богом, будет бояться потакать собственным капризам и самодурству, ибо он подвергнется Божьему гневу и проклятию".

Отечественная присяга хотя и не содержит внешней религиозной формы, но внутренний ее механизм и ее корни заключаются в духовном связывании человека с взятыми на себя обязательствами. Отечественный законодатель, видимо, будучи подвержен еще социалистическому воспитанию, трактующему принцип светскости, как удаление церкви от государства как можно дальше, убрал из текста присяги Бога, как свидетеля, и теперь за нарушение этой важной нормы в российском законодательстве нормы лицо, давшее присягу, не несет никакой ответственности.

Рассматривая взаимосвязь между религией и правом, как регулятивными системами, мы видим, что их совокупное согласованное воздействие на социальное развитие заключается, прежде всего, в том, что они регулируют общественные отношения в одном и том же направлении.

Правовые и религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений бывают очень близкими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний. В ряде случаев юридические нормы текстуально воспроизводят "генетически" предшествующие им религиозные нормы (о браке, разводе, семейных отношений и др.).

В результате такого взаимодействия социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы, государственным и церковным принуждением, угрозой Божьего наказания.

Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют (а в некоторых случаях противодействуют), как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества.

В случае коллизий правовых и религиозных норм, государство может социальными нормативными актами запретить гражданам следовать религиозным предписаниям. Однако, если это расходится с установленным Священным Писанием законом, верующие граждане должны руководствоваться законом Божьим, так учит Библия.

История показала, что государственные попытки повлиять правовыми нормами на веру людей, принудить их к совершению, или отказу совершения, каких-либо действий, вызывало только еще более сильное духовное объединение людей, укрепляло их убежденность в своей правоте, и, в конечном итоге, не способствовало укреплению правового порядка и усилению государственности.

В развитых государствах Церковь освящает установленные, не противодействующие религиозным нормам, порядки, а государство создает благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. Это объясняется еще и тем, что религия содействует государству в охране частной собственности, запрещает присвоение чужого, осуждает зависть, ложь, жадность, лукавство, лицемерие, корысть и другое.

Взаимодействие правовых и религиозных норм находит свое конкретное выражение в так называемых государственно-церковных отношениях, которые регулируются правом. Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применения религиозных норм, в придании последним от имени государства обязательной для всех граждан, или для определенной социальной группы, силы.

Таким образом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм в государстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг с другом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом. Во многом нынешнее расхождение канона и государственного законодательства есть всего лишь проявление обмирщения Церкви, секуляризация веры, связанная с превалированием в обществе материального интереса над духовным.

Ускоряющийся темп жизни, загруженность повседневными делами, мирскими заботами, заслоняют собою Бога. Общество всегда имеет некоторый уровень общественной нравственности, который охраняется внешним (государственным) законом. Скажем, нынешний закон запрещает убивать младенцев, но дозволяет аборты, дозволяет прелюбодеяние (супружеские измены), но карает за неуплату алиментов и т.п. Уровень общественной нравственности быстро деградирует в последнее тысячелетие, и, особенно в течение последнего века. Задача Церкви в том, чтобы препятствовать этой деградации через человека, а не через запретительные меры государственного закона, через внутренние пути к внешнему, а не наоборот.

Здесь можно согласиться с А.Зубовым в том, что "всеми доступными средствами Церковь должна довести до сознания каждого человека, почему тот, или иной, закон, та, или иная, норма обычного права на самом деле чужда Божественной правде, по сути своей, антихристова. Такая свобода проповеди и есть свобода употребления меча духовного. Меч царский при этом Церкви не только не нужен, но даже и вреден, ибо ограничивает и ее свободу. Земная власть всегда предлагает за свое содействие Церкви слишком большую встречную цену".

Отечественная юридическая литература четко определяет содержание современного права по принципу "запрещено все, что не разрешено".

Учитывая это, необходимо, и на этом настаивает мировая общественность, дать большей свободы религиозным организациям, упростить процесс регистрации, отчетности и другие ограничительные меры. Но, плюс ко всему этому, государству, в целях своего самосохранения, желательно заботиться о распространении христианства во всех сферах общественной жизни. Это будет содействовать духовному сплочению общества, поднятию авторитета государства, права в глазах россиян, повышению уровня любви к Родине, воспитавшей его на христианских заповедях любви к ближнему.

До недавнего времени церковное право рассматривалось светской наукой либо в историческом, либо в "научно-атеистическом" аспектах. Так, один из последних словарей атеиста, специально посвященный православию, определяет церковное право как совокупность чисто религиозных норм, не имеющих в настоящее время юридического характера. Нет сомнения, что указанные нормы являются религиозными и относятся к сфере религии, однако это совсем не исключает их юридического, правового характера. Данный вывод следует из анализа религиозных отношений и религиозных норм, а также из многозначности и многогранности понятия права и социологического аспекта этого понятия. Наличие правовых по природе отношений в Церкви логически предполагает и наличие в ней позитивного права.

В социологическом смысле нормативность - это "повторяющиеся и устойчивые социальные связи, возникающие в процессе социальной деятельности людей.. . и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции". Подобная социальная нормативность объективизируется, внешне выражается в доктринальных и позитивных правовых правилах. Норму церковного права можно определить как корпоративно-обязательное общее правило поведения, выражающее волю Церкви в целом или какой-либо составной ее части, отличающееся официальным характером и формальной определенностью, обеспеченное возможностью корпоративного принуждения. Данные нормы имеют традиционную структуру (гипотеза-диспозиция - санкция) и сконструированы по столь же традиционной формуле: "если, то, иначе".

Нормы церковного права обладают корпоративной общеобязательностью. Это свойство церковного права означает, во-первых, то, что нормы распространяются на неопределенное и обезличенное число субъектов (членов Церкви, а в ряде случаев и не членов, а также на церковные и иные органы власти и управления); во-вторых, действие этих норм распространяется на неопределенное количество случаев, описанных в них.

Общеобязательность норм Церковного права сочетается с принципом икономии, предполагающим возможность отступления от правил, не имеющих основополагающего догматического и нравственного значения, в целях практической пользы. Другие свойства этих норм - корпоративная официальность и формальная определенность. Официальность в церковном праве совпадает с корпоративной официальностью вообще. Официальность волеизъявления Церкви (будь то Вселенской или Поместной) создает канонически обусловленный порядок принятия актов церковного законодательства, а также административных и иных правоприменительных актов. Главными факторами правомочности и официальности являются: соответствие акта конститутивным церковным нормам, канонически законная процедура волеизъявления, принятие (чаще по умолчанию) данного решения основной массой членов Церкви. Внешней формой выражения церковного волеизъявления здесь, как и в любой правовой системе, является законодательство (источники церковного права). Среди форм церковного правообразования находятся почти все известные науке виды источников, включая нормативные договоры. Еще одной особенностью церковного права является структурированность. Церковное право, как и любая правовая система, делится на подотрасли и институты. Особенностью социального регулирования вообще и права в частности является его воздействие посредством власти на волю и сознание субъектов, дабы привести волю и поведение в соответствие с волей законодателя. Одним из способов такого властного воздействия является принуждение. "Принудительность, к которой в случае необходимости прибегает церковь, нисколько не противоречит основным христианским догматам о свободе воли. Церковь никого насильно не принуждает вступить с ней в союз, но раз кто-либо уже вошел в нее и принадлежит к ней, если только желает пользоваться благами, предлагаемыми ему церковью, обязан повиноваться ее законам, которые зиждутся на Божественной воле". Церковь предоставляет своим членам определенные блага, однако членство в Церкви, приобретаемое посредством крещения, не означает автоматически получение этих благ, поскольку крещение как таинство и как юридический факт неотменяемо, тогда как воля члена Церкви может не совпадать с волей Церкви; если данное несовпадение приводит к противоправным с точки зрения Церкви действиям (бездействию), то Церковь вправе лишить своего члена преподаваемых ею благ и связанных с этим преимуществ.

Однако церковное принуждение имеет свои особенности по сравнению с принуждением государственным. "Нормы права церковного отличаются от норм, установленных государством, тем, что первые имеют более нравственно-принудительный характер: церковь, которая по преимуществу есть царство свободы, не может употреблять физической силы, как то делает государство; она действует только с помощью духовных средств. Несмотря, однако, па это отличие норм церковных от норм государственных, церковное право со всей справедливостью должно считаться правом в собственном смысле...".

Особенностью церковного принуждения, как и корпоративного принуждения, является обеспечение некоторых корпоративных норм возможностью государственного воздействия. Степень такого воздействия неодинакова и зависит oт ряда внешних факторов, однако даже в светских государствах последние могут осуществлять судебную защиту корпоративных церковных норм (особенно в сфере имущественных отношений).

Итак, церковное право - это право в собственном смысле слова.


Заключение

 

Религиозные нормы - это правила поведения регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал.

Отметим наиболее характерные особенности религиозных норм первобытного общества.

Сущность религии как системы религиозных норм состоит в том, что религия (от лат. religio - вера в существование сверхъестественных сил) есть духовный союз человека с богами (богом); этот союз состоит в том, что бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда "откровение"), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с божеством, делает его волю своею нормою и отдает свои силы на ее осуществление. В первобытном обществе было много богов, вероятно, столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы.

. Поначалу языческая религия носила только компенсаторную функцию, т.е. она выступала в качестве объяснителя и утешителя для первобытных людей. Религиозные нормы указывали путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. В дальнейшем религия начинает играть чисто регулятивную функцию. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение.

. Формы религии чрезвычайно многообразны.

. Поскольку религия всегда есть отражение, пусть фантастическое, действительности, она изменяется вместе с изменением этой действительности, с развитием человеческого общества.

. За нарушение религиозных норм налагались санкции. Считалось, что они есть выражение гнева и суда богов над грешниками. Особенность религиозных санкций состоит в том, что они зачастую носили невидимый характер. Невидимый характер носило и воздаяние за хорошее отношение и службу богам: благополучная жизнь в загробном мире. Поскольку одной из основных ценностей для людей в первобытном обществе было служение богам, то данная "мера поощрения" была для людей очень значима.

С развитием религиозной мифологии, первобытных верований связано и выделение первой в истории профессии: речь идет о колдунах, знахарях, шаманах, наконец, жрецах, священнослужителях, т.е. людях, которым соплеменники доверяют столь важную для племени или народа роль посредника в контактах с миром сверхъестественного - с духами, богами.

 




2020-03-17 221 Обсуждений (0)
Проблемы взаимодействия религиозных и правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы взаимодействия религиозных и правовых норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)