Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовые основы и особенности организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации



2020-03-17 230 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые основы и особенности организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Законодательные основы организации муниципальной службы включают в себя три уровня правовых норм: нормы федеральных законов и иных нормативно-правовых актов; нормы законов и нормативно-правовых актов субъектов РФ; нормы муниципальных нормативно-правовых актов.

Согласно Закону № 25-ФЗ, одно из основных прав, которым обладает муниципальный и государственный служащий, - это право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, это же можно рассматривать и как одну из дополнительных гарантий.

Таким образом, систематическая профессиональная подготовка и поддержка уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, является юридически обязательным элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим, а также прохождения муниципальной службы каждым муниципальным служащим.

На основании п.7 части 1 ст.11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации (в соответствии с муниципальным правовым актом) за счет средств местного бюджета. Это означает, что в муниципальном образовании должны быть урегулированы вопросы периодичности, задач, форм обучения, порядка его планирования, муниципальных минимальных стандартов в этой области, нормирования расходов на повышение квалификации и др. вопросы, обеспечивающие муниципальному служащему его права на повышение квалификации, т.е. являющиеся правовыми гарантиями реализации предоставленного законом права.

Обязанности муниципального образования по повышению квалификации муниципального служащего, установленные муниципальным правовым актом (актами), являются расходными обязательствами местного бюджета. При формировании бюджета расходы на исполнение данного обязательства должны быть включены в бюджет. Это требует очень тщательного планирования повышения квалификации муниципальных служащих, причем не на один год, а как минимум на среднесрочную перспективу.

Однако ФЗ о муниципальной службе устанавливает не только право муниципального служащего на повышение квалификации, но и его обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (п.5 ч.1. ст.12). Это означает, что наряду с формированием органами местного самоуправления заказа на периодическое повышение квалификации муниципальных служащих, сам служащий должен постоянно осуществлять самообразование и самообучение, отслеживать появление и изучать новые формы, методы, технологии муниципального управления, обеспечивающие высокую эффективность осуществления должностных обязанностей.

В соответствии с п.3 статьи 5 ФЗ о муниципальной службе взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Это означает, что все установленные ФЗ о государственной гражданской службе требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих в полной мере распространяются и на муниципальных служащих. Тем самым к правовой основе подготовки, переподготовки и повышению квалификации муниципальных служащих относятся нормы ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ»  и положения иных законодательных актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышению квалификации государственных гражданских служащих.

Данные вопросы достаточно полно урегулированы в федеральном законодательстве. Основы регулирования вопросов переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в том числе гражданских, закладывает ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Развивая его нормы, ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» устанавливает (ст.53), что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Соответственно, данные положения распространяются и на муниципальных служащих. В том числе требуется учитывать и положения законодательства субъектов РФ о государственной гражданской службе субъекта РФ.

Такие дополнительные условия на федеральном уровне установлены ч.4 ст.62 указанного ФЗ. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку является: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Эти основания развиваются и расширяются Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 года N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ». В утвержденном этим Указом Положении «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ» в п. 3 перечисляются вышеназванные основания с уточнением случая по результатам аттестации: решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы. Кроме того, Положением дополнительно определяются следующие условия и виды дополнительного образования:

профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных пунктом 3 Положения, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности;

гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" направляется на профессиональную переподготовку. По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации, определяется представителем нанимателя;

повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года;

гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации;

стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является изучение передового, в том числе зарубежного, опыта; закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Применяя данные положения к муниципальным служащим на основании введённого принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы необходимо учитывать, исходя из квалификационных требований и реестра муниципальных должностей муниципальной службы в субъекте РФ, соотношение должностей государственной гражданской и муниципальной службы.

Учитывая, что муниципальным служащим, в отличие от государственных, не гарантировано право на подготовку и переподготовку, а лишь на повышение квалификации, необходимо ограничиться указанными выше случаями для направления муниципальных служащих на подготовку или переподготовку. Причем такое направление должно быть напрямую связано со служебной необходимостью для нанимателя в подготовке или переподготовке специалистов, а не формально наступившими случаями.

Статёй 62 ФЗ о государственной гражданской службе установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Этот срок, определяющий периодичность повышения квалификации, не должен нарушаться и в отношении муниципальных служащих. При этом, при необходимости, срок между повышением квалификации может быть уменьшен. Особенно это актуально в настоящее время в связи с проведением реформы местного самоуправления, административной и бюджетной реформ, изменением в разграничении компетенции между уровнями публичной власти.

В соответствии с ФЗ о государственной гражданской службе за гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание. Аналогичная норма с учетом единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих должна действовать и в отношении муниципальных служащих, однако вводиться это положение должно муниципальным правовым актом, регулирующим вопросы муниципальной службы и устанавливающим расходные обязательства местного бюджета.

Как уже отмечалось ранее, отношения муниципальных служащих по службе регулируются трудовым законодательством. ТК РФ вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации посвящает две главы. ТК РФ установлено, что трудовое законодательство регулирует отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанным с ними отношений признаётся обеспечение равенства возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Статьёй 196 ТК РФ определено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Эта потребность в МО определяется исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования органов местного самоуправления.

Для большинства служащих в ходе их профессиональной деятельности необходимо повышение профессионального уровня, включающее:

получение новых знаний и навыков;

применение полученных, но не использовавшихся до сих пор знаний и навыков;

повышение и расширение профессиональной квалификации;

улучшение качественных и количественных показателей службы;

адаптация к изменившимся условиям производственного процесса.

С учетом этого, в МО должен быть проведен анализ потребности в обучении по направлениям, специальностям, необходимым знаниям, навыкам и умениям, количеству специалистов и т.п. Такой анализ должен основываться на определённой в МО стратегии, компетенции органов местного самоуправления, установленных муниципальными правовыми актами функциях органов местного самоуправления и оказываемых населению услугах, определенных компетенциях работников, принятых и планируемых к внедрению технологиях и стандартах управленческой деятельности, статистических данных о наличии специалистов соответствующего уровня, квалификационных данных имеющегося персонала, структуре органов и штатном расписании, профессионально-должностных характеристиках и т.д. Таким образом, в МО, на основании положений законодательства и исходя из потребностей управления, формируются параметры муниципального заказа на обучение муниципальных служащих.

Статьёй 196 ТК РФ устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Для муниципальных служащих число таких видов деятельности ограничено. Можно назвать, например, организацию аварийно-спасательных служб и формирований, работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по гражданской обороне, по защите государственной тайны и некоторые другие. Значительно шире используется данная норма в отношении работников муниципальных учреждений и предприятий (образования, здравоохранения, противопожарной службы, электроэнергетики, строительства и т.п.).

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется в соответствии со ст.197 ТК РФ путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Так как ФЗ о муниципальной службе не вводит особенностей регулирования трудовых отношений муниципальных служащих в данной части, то должны применяться положения ТК РФ о заключении дополнительного договора.

Необходимо учитывать, что профессиональное обучение и переобучение являются не обязанностью, а правом сторон. Это вытекает из того, что работодатель на основании ст. 196 ТК РФ сам определяет, нужно ли ему подготавливать или переподготавливать по каким-либо специальностям кадры, а муниципальному служащему право установлено лишь на повышение квалификации, что не равнозначно профессиональному обучению и переобучению.

ТК РФ предусматривает гарантии работникам только при совмещении работы с обучением при получении образования соответствующего уровня, причем впервые (ст.177 ТК РФ). В соответствии с законодательством РФ в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования, не являясь самостоятельным уровнем образования (Закон РФ "Об образовании", ст. 26, 27). Таким образом, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, не распространяются на случаи дополнительного образования. Вместе с тем, ст.177 ТК РФ также предусматривается, что гарантии и компенсации могут предоставляться работникам, направленным на обучение работодателем, в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

В настоящее время в учебных заведениях существует единый образовательный стандарт по специальности «Государственное и муниципальное управление». В учебных заведениях используются общие подходы, формы и методы для обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Каждый муниципальный служащий имеет обязанность поддерживать свою квалификацию на уровне, достаточном для исполнения своих должностных обязанностей. Повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих осуществляются за счет средств местного бюджета. На период повышения квалификации и переподготовки за муниципальными служащими сохраняется средний заработок по занимаемой (или ранее занимаемой) должности.

Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий.

Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется:

а) для достижения и поддержания ими уровня квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;

б) при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;

в) для лиц, впервые принятых на государственную, муниципальную службу;

г) при включении в резерв кадров на замещение руководящих должностей муниципальной службы;

д) по решению аттестационной комиссии.

Профессиональная переподготовка осуществляется:

а) при должностных перемещениях (назначение на муниципальную должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности;

б) при включении в состав резерва кадров на должность более высокой группы должностей;

в) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, в течение первых лет работы.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка муниципальных служащих осуществляются в учебных заведениях, реализующих профессионально-образовательные программы в сфере муниципальной службы. Это учреждения высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, в том числе негосударственные и зарубежные.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются с целью:

) повышения эффективности исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей и полномочий;

) создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;

) повышения качества работы органов местного самоуправления для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем.

Профессиональная переподготовка муниципальных служащих осуществляется в следующие сроки:

от 3 до 6 месяцев - с отрывом от муниципальной службы;

от 6 месяцев до 1 года - без отрыва от муниципальной службы.

Возможно также обучение с частичным отрывом от службы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика (органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта РФ, др.) на основании заключенного с ним договора.

В рамках переподготовки обучение может быть:

а) равномерным, с учетом охвата всех должностных групп;

б) разовым, с учетом охвата всех муниципальных служащих какой-либо должностной группы;

в) периодическим, когда обучение муниципальных служащих одних и тех же должностных групп предусматривается с циклом периодичности не менее 5 лет.

Под повышением квалификации понимается непрерывное обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных, управленческих задач и постоянным повышением требований к образовательным стандартам.

В рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих важное место занимает стажировка. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Она также осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Она проводится как в Российской Федерации, так и за рубежом, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах, федеральных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления.

Направлению муниципальных служащих на профессиональную переподготовку или повышение квалификации предшествует работа кадровых служб органов местного самоуправления. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, как правило, осуществляются за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

При формировании заказа субъекта РФ одним из первых шагов кадровых служб является составление расчета потребности в обучении кадров. Он составляется ежегодно, при этом годовым периодом расчета считается календарный год с 1 января по 31 декабря расчетного года.

При определении потребности в обучении кадров в расчет не включаются муниципальные служащие:

) оставляющие муниципальную службу в расчетном году;

) обучающиеся в высших учебных заведениях и аспирантуре;

) предположительно находящиеся в расчетном году в длительных отпусках (отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком) и длительных служебных командировках.

Повышение квалификации муниципальных служащих также является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы. В целях решения конкретных задач организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих необходимо:

провести организационные мероприятия, определяющие финансовые механизмы профессиональной переподготовки и повышения квалификации служащих;

уточнить потребность органов местного самоуправления в переподготовке, получении дополнительных знаний их работниками в соответствии со спецификой деятельности специалистов.

На сегодняшний день более чем очевидны основные сферы деятельности муниципальных служащих, требующие в первую очередь регулярного повышения квалификации. В их числе: юридические службы, кадровая работа, экономическая и бухгалтерская сферы. Именно в этих сферах наблюдается существенное обновление нормативно-правовой базы, изменение требований к документообороту, условий взаимодействия с вышестоящими уровнями власти. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, реформа местного самоуправления (проблемы и практика), финансы муниципальных образований, межбюджетное регулирование и бюджетная политика в условиях реформы органов местного самоуправления и федеративных отношений, а также все изменения и дополнения действующего налогового и бюджетного законодательства являются наиболее востребованными в рамках повышения квалификации муниципальных служащих. В настоящее время по стране заключаются долгосрочные соглашения с учебными заведениями на повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих.

В соответствии с Приказом Росстата от 31.05.2011 N 260 органы государственной власти субъекта РФ представляют сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих.

В Челябинской области сложилась определенная система и накоплен опыт управления муниципальной службой, позволяющие создать условия для оптимального информационного и организационно-правового обеспечения органов местного самоуправления по вопросам организации и развития муниципальной службы, а также профессионального развития муниципальных служащих. В Челябинской области приняты все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации муниципальной службы в муниципальных образованиях.

В 2009 году постановлением <consultantplus://offline/ref=1FB07DF40EE1395924A499710AE455FB3F3E0F037668537910545C1CDD47B459v4r6J> Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 302-П «Об областной целевой программе «Развитие муниципальной службы в Челябинской области» на 2009 - 2010 годы» была принята областная целевая программа <consultantplus://offline/ref=1FB07DF40EE1395924A499710AE455FB3F3E0F037668537910545C1CDD47B459462680B056DD4BAE7E0825v2rCJ> «Развитие муниципальной службы в Челябинской области» на 2009 - 2010 годы. В рамках реализации мероприятий программы <consultantplus://offline/ref=1FB07DF40EE1395924A499710AE455FB3F3E0F037668537910545C1CDD47B459462680B056DD4BAE7E0825v2rCJ> в целях оказания содействия органам местного самоуправления в развитии института муниципальной службы были разработаны и направлены в муниципальные образования методические материалы по организации и правовому регулированию муниципальной службы.

В рамках реализации программы <consultantplus://offline/ref=1FB07DF40EE1395924A499710AE455FB3F3E0F037668537910545C1CDD47B459462680B056DD4BAE7E0825v2rCJ> «Развитие муниципальной службы в Челябинской области» на 2009 - 2010 годы было продолжено формирование единой системы обучения муниципальных служащих.

В соответствии с программой одной из первостепенных задач является развитие единой системы непрерывного обучения муниципальных служащих как основы профессионального и должностного роста.

Как было сказано выше, развитие единой системы непрерывного обучения муниципальных служащих началось с 2009 года и предусматривало:

организация профессионального обучения муниципальных служащих;

контроль качества обучения муниципальных служащих, актуальности используемого для повышения квалификации муниципальных служащих материала.

В программе на 2011-2012 годы формулировка данного мероприятия осталась неизменной. Тем самым ни в программе 2009 года, ни в программе 2011 года не расшифровывается понятие «единой системы обучения муниципальных служащих».

Индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:

количество муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации по 72-часовой программе (с получением удостоверения государственного образца) за счет средств областного бюджета, - 531, в том числе в 2011 году - 344, в 2012 году - 187;

(в ред. Постановления <consultantplus://offline/ref=1FB07DF40EE1395924A499710AE455FB3F3E0F03746F5E7F16545C1CDD47B459462680B056DD4BAE7E0825v2rAJ> Правительства Челябинской области от 21.12.2011 N 468-П)

количество муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации, в процентах от общего количества муниципальных служащих - не менее 6,8 процентов по итогам выполнения Программы;

В рамках данного направления предусмотрены:

организация профессионального обучения муниципальных служащих;

контроль качества обучения муниципальных служащих, актуальности используемого для повышения квалификации муниципальных служащих материала;

Повышение квалификации муниципальных служащих по 72-часовой программе (с получением удостоверения государственного образца) предусматривает: оплату труда организаторов и обслуживающего персонала, привлекаемых преподавателей и консультантов, материально-техническое обеспечение учебного процесса, научно-методическое руководство курсов повышения квалификации, оплату услуг связи, тиражирования раздаточных материалов, оплату аренды учебных площадей.

Объем финансирования: среднерыночная стоимость обучения одного муниципального служащего по программам повышения квалификации составляет: в 2011 году - 7500 рублей, в 2012 году - 8013 рублей.

В 2011 году предполагается обучение 344 муниципальных служащих, общая стоимость обучения в 2011 году - 2580 тыс. рублей.

В 2012 году предполагается обучение 187 муниципальных служащих, общая стоимость обучения в 2012 году - 1500 тыс. рублей.

(в ред. Постановления <consultantplus://offline/ref=1FB07DF40EE1395924A499710AE455FB3F3E0F03746F5E7F16545C1CDD47B459462680B056DD4BAE7E0826v2rCJ> Правительства Челябинской области от 21.12.2011 N 468-П)

Контроль качества повышения квалификации муниципальных служащих - Финансирования не требует.




2020-03-17 230 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые основы и особенности организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовые основы и особенности организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)