Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика военного кредитования на начальных этапах войны (1914 - 1915)



2020-03-17 180 Обсуждений (0)
Политика военного кредитования на начальных этапах войны (1914 - 1915) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В конце XIX - начале ХХ вв. Россия принадлежала к числу стран, интенсивно ввозивших иностранные капиталы в виде займов и инвестиций. На привлечении иностранных капиталов зиждилась программа экономического развития страны, осуществляемая царским правительством в конце 90-х - начале 900-х гг. Однако до 1914 г. американский капитал играл незначительную роль в российской экономике. Лишь перед самой войной обнаружилась некоторая тенденция к увеличению объёма русско-американской торговли, которая до того также была невелика. Даже отмена льготного тарифа на ввоз американских машин не воспрепятствовал её росту. В мае 1913 г. в Москве была учреждена Русско-американская торговая палата (РАТП), ставившая своей целью содействовать притоку американских капиталов в Россию и развитию русско-американских торговых отношений. Палата издавала свой периодический орган - «Вестник РАТП», - который пропагандировал преимущества взаимовыгодного экономического сотрудничества с США. Накануне Первой мировой войны Россия ввозила американских товаров на сумму около 100 млн. долл. в год. Однако эта цифра многократно уступала денежному выражению объёма годового товарооборота между Россией и Германией.

Начавшаяся Первая мировая война ознаменовала новый этап в развитии российско-американских торгово-экономических отношений. Российская политическая элита проявила готовность предоставить значительные возможности для ввоза американского капитала и организации американских предприятий.. В первые же дни войны российский министр иностранных дел С.Д.Сазонов через поверенного в делах США в Петрограде дал понять правительству США, что перед Америкой открылась возможность заменить прекращённый германский экспорт в Россию американским.

РАТП также незамедлительно отреагировала на новую ситуацию, выступив под девизом «Америка на смену Германии». Деятели РАТП подчёркивали, что американская промышленность вполне готова заменить на русском рынке все те товары, которые до сих пор поставлялись главным образом из Германии, и что правительство Соединённых Штатов уже обратилось к своему генеральному консулу в Москве с запросом относительно возможности сбыта в России продукции американской электротехнической промышленности.

Особый упор сторонники экономического сближения с США делали на том, что американский капитал якобы «аполитичен» и в отличие от германского, английского и французского капитала в России не ставит перед собой каких-либо политических целей, а руководствуется сугубо экономическими соображениями - соображениями коммерческой выгоды. На это, в частности, обращали внимание своего начальства агент российского Министерства торговли и промышленности в Вашингтоне К.Ю.Медзыховский и представитель Центрального военно-промышленного комитета в США профессор Б.А.Бахметев. Последний в своём донесении А.И.Гучкову отмечал: «Из всех иностранных капиталов американский единственный, который не ищет и никогда не будет искать и иметь политических интересов в России».

Трудно сказать, что здесь преобладало: добросовестное заблуждение или желание ускорить реализацию заманчивой идеи. Во всяком случае эта точка зрения получила широкое распространение как в правительственных сферах, так и в торгово-промышленных кругах России.

Пожалуй, только Николай II проявил наибольшую осторожность в вопросе экономического сотрудничества с США. В данном случае решающую роль сыграло его личное неприятие политических нравов заокеанской республики. Однако непрерывный рост военных расходов, острая нужда в материальных и денежных средствах заставили царское правительство придать идее экономического сближения с Америкой характер государственной политики, перейти от молчаливого одобрения этой идеи к непосредственному претворению её в жизнь. Осенью и зимой 1914 г. представители обеих стран на официальном уровне приступили к изучению возможностей кредитования России в США. Однако в первые месяцы войны в Америке ещё не было того гигантского избытка денежных средств, который образовался впоследствии, поэтому американские планы широкого экономического проникновения в Россию до поры носили умозрительный характер. Когда в сентябре 1914 г. российский министр финансов П.Л.Барк сделал запрос о возможности размещения в США государственного займа на сумму в 300 млн. руб., правление «National City Bank” ответило, что заём на такую огромную сумму «при нынешнем положении в США совершенно исключается», и предложило лишь трёхмесячный возобновляемый кредит в размере 5 млн. долл. Разумеется, кредит на столь «ничтожную сумму» никак не мог разрешить проблемы, стоявшие перед российским правительством.

Таким образом, обращение к американским финансовым кругам в частном порядке не увенчалось успехом. Тогда царское правительство попыталось привлечь американские инвестиции путём обращения к официальным правительственным кругам. Однако министр финансов США уклонился от прямого ответа, ссылаясь на необходимость консультаций с госсекретарём У.Брайаном. Р.Ш.Ганелин считает, сто в тот момент «госдепартамент мог даже воспрепятствовать кредитным операциям русского правительства в Америке под видом строгого соблюдения нейтралитета».

Однако царское правительство продолжало искать подходы к американским деньгам. В данных обстоятельствах оно сделало ставку на бывшего министра финансов С.Ю.Витте, памятуя о его дипломатическом успехе при заключении Портсмутского мира в 1905 г. Тогда он пообещал президенту Теодору Рузвельту тарифные льготы для американских машин и металлических изделий на российском рынке. В 1914 г. Витте дал понять поверенному в делах США в России Ч.Вильсону, что в обмен на заём российское правительство готово заключить с Соединёнными Штатами новый торговый договор на основе полного принятия американских требований. Кроме того, он пообещал, что весь заём будет израсходован в Америке и пойдёт на пользу опять же американским промышленникам. Этот аргумент оказался решающим. Новый госсекретарь Р.Лансинг стал склонять Вильсона к заключению договора с Россией и предоставлению её займов в требуемом объёме. Решено было дать России правительственное согласие на финансирование её частным американским бизнесов. Любопытно, что после получения формального согласия царское правительство отказалось заключить с США торговый договор на американских условиях, как ранее обещал Витте. Тем не менее, первый кредит, предоставленный России “National City Bank”, «вызвал интерес среди крупных капиталистов США». При этом важнейшую роль сыграла перспектива исключительного использования кредитов на оплату русских заказов американской промышленности. Чисто инвестиционные соображения на этом этапе оказались менее актуальными, так как американские банки ещё не располагали значительными свободными средствами. Именно этим и объяснялась активность многих частных торгово-промышленных предприятий, которые выражали желание приобрести ценные бумаги российского Государственного казначейства, в то время как банки проявляли к размещению русских займов меньший интерес. Как бы то ни было, первый успех был налицо.



2020-03-17 180 Обсуждений (0)
Политика военного кредитования на начальных этапах войны (1914 - 1915) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика военного кредитования на начальных этапах войны (1914 - 1915)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)