Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эффективность бюджетно-налоговой политики



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Эффективность бюджетно-налоговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Многие учёные считают, что эффективность фискальной политики заключается главным образом в том, что она помогает стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть осуществлена в целях предотвращения длительного спада, что подтверждает опыт таких стран, как США и Японии. Сдерживающая направлена на борьбу с инфляцией. Кейнсианцы считали фискальную политику главным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Крометого, с помощью бюджетно-налоговая политики возможно сглаживать колебания совокупного спроса, а соответственно и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо прямо воздействуют на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет во времена спада производства расширять совокупные расходы, тем самым смягчать падение совокупного спроса, а во времена подъема - сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Об эффективности фискальной политики говорит тот факт, что инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на совокупный доход.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляя стабилизационную роль, решает множество других задач. К примеру, уменьшение социальных трансфертов и увеличение нижней ставки подоходного налога, во-первых, приведёт к снижению совокупного спроса, а во-вторых, позволит сократить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но также используется для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Как правило, фискальная политика выступает как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она оказывает воздействие и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие: во-первых, рост совокупного спроса приводит к увеличению национального дохода. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения

Основной плюс недискреционной фискальной политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Однако для бюджетно-налоговой политики характерен и ряд недостатков. Это, например, длительные временные лаги (от англ. lag - запаздывание). Особенно существенен внутренний лаг. Он включает период времени от осмысления того, что в стране начинается производственный спад или инфляция, до осознания необходимости принятия конкретных решений, а также период времени от осознания этого до утверждения конкретных мер бюджетно-налоговой политики. Кроме внутреннего имеет место и внешний лаг. Это период времени от утверждения мер правительства до получения эффекта от их осуществления в реальном секторе экономики. Из-за существования временных лагов фискальная политика является негибкой. Помимо этого, ошибки в расчете длительности временных лагов могут привести к действию дестабилизации: методы стимулирующей фискальной политики начнут работать уже тогда, когда экономика преодолела спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Вследствие проведения фискальной политики появляется так называемый эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Её рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные - и в этом состоит эффект вытеснения.

Можно привести аргументы, которые доказывают, что существует эффект, обратный эффекту вытеснения. Этот эффект немного смягчает его, а в отдельных случаях даже может иметь и более сильное действие. Он порождается следующими двумя причинами:      

1) когда стимулирующая бюджетно-налоговая политика ведёт к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов. Последние в таких ситуациях могут увеличивать объём инвестиций, не обращая внимания на некоторое повышение ставки процента;

2) при анализе эффекта вытеснения берут за основу предположение о неизменности объёма сбережений (поэтому, если экономические субъекты приобретают больше государственных облигаций, то им нужно приобретать меньше корпоративных бумаг).

Однако экономический рост, являющийся следствием проведения стимулирующей фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а следовательно и сбережений. Это разрешает наряду с этим наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии влиять на ход делового цикла, но и на определённой его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации, когда после серьёзного спада производства экономика только начинает выходит из застоя и ей ещё требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Фискальная политика, ко всему прочему, может быть подвержена влиянию смены политического цикла. В предвыборных целях политиками принимаются активно используют инструменты фискальной политики. Например, как показывает практика, перед выборами большинство видов государственных расходов увеличиваются, а после выборов - сокращаются, тем самым происходит отрицательное влияние на эффективность фискальной политики[6, c. 113].

Таким образом, фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Она осуществляется с помощью таких инструментов, как госрасходы и налоги, подразделяется на сдерживающую и стимулирующую, дискреционную и недискреционную. Фискальная политика, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы.




2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Эффективность бюджетно-налоговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эффективность бюджетно-налоговой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)