Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности проведения фискальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Особенности проведения фискальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. С этого момента в экономике Беларуси начался переходный, или трансформационный, период.

Для стран с развитой экономикой характерно автономное рассмотрение проблем денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Однако такой подход представляется неоправданным для стран с переходной экономикой.

На момент возникновения независимых государств отсутствовали рыночные отношения и институты, а основная тяжесть по регулированию экономики приходилась на фискальную политику.

Фискальная политика в рыночной экономике воздействуют на рынок денег и товаров, то есть этот инструмент экономической политики оказывает влияние на совокупный спрос. Возможности регулирования совокупного предложения оцениваются по-разному. С точки зрения классической школы денежно-кредитная политика непригодна для регулирования деловой активности. Эта роль отводится налогово-бюджетной политике, которая располагает такими инструментами, как ставки налогообложения, тарифные и нетарифные ограничения внешней торговли, установление уровня минимальной заработной платы, пенсий и другие.

За время трансформации сформировался рыночный сектор экономики, что позволяет сделать вывод о том, что экономика стала проявлять рыночные реакции. В странах с переходной экономикой осуществление независимой политики центральным банком в чистом виде не представляется возможным. Во-первых, это связано с тем, что функции центрального банка и правительства не вполне разделены. Во-вторых, в наследство достался или был приобретен за годы трансформации высокий дефицит бюджета, несбалансированность внешней торговли, значительный размер государственного долга и дороговизна его обслуживания. В-третьих, имеет место слабость институтов и отсутствие традиций рыночной экономики. Это означает, что организация эффективного взаимодействия денежно-кредитной и фискальной политики требует дальнейшего уточнения и развития. Повышение доверия к денежно-кредитной политике должно подкрепляться доверием к фискальной политике.

С 1992 г. бюджетно-налоговая политика Беларуси постоянно реформируется. Каждый год вносятся какие-либо корректировки и дополнения. Это проявляется в изменении налоговых ставок, видов налогов, налоговых льгот, установлении структуры республиканских и местных налогов, в выборе предпочтения прямой или косвенной формы налогообложения. Так, в течение 1992 - 1996гг. требовалось остановить резкий спад производства, который привёл к девальвации белорусского рубля. Поэтому, в целях поддержания стабильной работы стратегически значимых производств и уровня занятости реализовывалась дискреционная стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Следствием этого явилось то, что с 1993г. расширение государственных расходов привело к бюджетному дефициту, а результатом этого стал в 1995г. рост ВВП. Однако, проведение долгое время стимулирующей политики содействовало в 1993-1995гг. ускорению инфляции вместе с другими факторами. Начиная с 2001г. темпы инфляции сократились, и фискальная политика приоритетным направлением избрала стимулирование инвестиций. Ещё через 2 года экономика преодолела кризис, добившись предкризисного уровня 1990 г. Результатом этого стал профицит государственного бюджета в 2004г.

Фискальная политика в Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: проведение сдерживающей фискальной политики, что связанно с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; небольшой дефицит государственного бюджета.

Согласно Закону Республики Беларусь "О бюджетном устройстве" каждый уровень власти располагает своим бюджетом: республиканским, региональным (область, район) и местным (административные группы, в том числе города и районы в городах). В соответствии с Законом Республики Беларусь "О налогах и сборах" применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений, включающий механизм централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов, подтверждающий подчиненность развития местной экономики центру и подразумевающий предоставление субсидий нижестоящим бюджетам.

По мере распределении налоговых поступлений по бюджетам берётся во внимание то, что республиканский бюджет финансирует расходы и мероприятия, которые не могут осуществить местные бюджеты. К таким расходам относят затраты на финансирование республиканских программ, мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, правоохранительных и судебных органов, обороны, обслуживанию государственного внутреннего долга и некоторых других расходов. Поэтому в Законе "О налогах и сборах" закреплено, что все поступления от общегосударственных налогов поступают в республиканский бюджет, а затем производится ряд налоговых отчислений в нижестоящие бюджеты. В числе налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, - налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы [6, 116].

В республике Беларусь более 90% доходов госбюджета формируется за счёт налоговых поступлений.Общая концепция налоговой политики государства сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию [8, c. 114].

Остальная часть доходов бюджета формируется за счёт неналоговых платежей, под которыми подразумевается поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации, прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительств и т.д. В составе налоговых поступлений выделяют собственно налоги и отчисления в целевые государственные фонды. К целевым государственным бюджетным фондам относят: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государственный фонд содействия занятости, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд «Энергосбережение».

Так, с 1 января 2009 г. белорусская экономика перешла от сложно-прогрессивной шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке, которая составила 12 %. В 2010 г. была осуществлена полная отмена оборотных налогов, были упразднены некоторые местные налоги и сборы, а именно налог с продаж, налог на услуги, целевые сборы из прибыли. Подлежали реформированию ресурсные платежи, а расходы на маркетинговые, информационные и консультационные услуги больше не подлежат нормированию.

Особенностью белорусской налогово-бюджетной политики является высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП в течение 2003- 2005 гг. колебался в пределах 3-8 % .

Ещё одной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси является то, что в 2011 г. возросли доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин. Беларусь, являясь членом Таможенного союза, взимает налоговые пошлины на границе (также как и другие страны Таможенного союза), а после эти платежи поступают в общий бюджет Таможенного союза, где и распределяются по бюджетам трёх стран. Квота Беларуси составляет 4,7% от всего количества собранных пошлин на территории Беларуси, России и Казахстана . Из этого следует, что на доходы от ввозных таможенных пошлин влияет не только объем белорусского импорта, но и объем импорта товаров на территорию Российской Федерации и Казахстана.

Расходы государственного бюджета включают траты на проведение социальной политики, образование, физическую культуру, спорт, культуру, СМИ, здравоохранение, национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности, а также общегосударственные расходы.

В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. Мероприятиями, направленными на снижение дефицита бюджета, в нашей стране являются те, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений;

основного источника платежей в бюджет;

изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решается ряд задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета[15].



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Особенности проведения фискальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности проведения фискальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)