Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Республика Беларусь - правовое государство. Разделение властей в Республике Беларусь



2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Республика Беларусь - правовое государство. Разделение властей в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главное отличие разделения властей в новое время от предшествующих периодов выражалось не просто в разделении функций государственных органов, которое существовало всегда, а в разделении государственных институтов на основные ветви власти и недопущении смешения полномочий различных властей в одном органе или одним человеком, что было достигнуто в результате компромисса политических сил по поводу обладания властью в государстве.

Принцип разделения властей, целью которого является защита общества, человека и гражданина от тоталитарного государства, его неограниченной власти с помощью расчленения последней на несколько ветвей, зачастую на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, и их надлежащего организационно-правового ограничения, является одним из важнейших достижений политической культуры.

Причем эти ветви государственной власти находят материальное выражение в ее основных функциях - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих функций представлена соответствующими суверенными сдерживающими и уравновешивающими друг друга органами государственной власти и самостоятельно ими осуществляется. При этом важно отметить, что принцип разделения властей характеризуется прежде всего юридическим равенством трех ветвей власти, их верховенством, суверенностью в закрепленной сфере деятельности и соответственно независимостью друг от друга. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть, имеющая своим единственным источником народ, покоящаяся на едином государственном суверенитете, на единстве государственной политики по принципиальным вопросам, может быть связанной правами человека, легитимно, в правовом режиме функционировать при условии ее деконцентрации, организационно-правового рассредоточения по основным самостоятельным центрам (ветвям). Как видим, он приводит лишь к формальному многовластию в государстве, которое приобретает образ фактического при отражении в массовом сознании. К сожалению, принцип разделения властей до сих пор не получил глубокого понимания, отражения в постсоветском сознании граждан, политиков, депутатов парламентов стран СНГ, в том числе Беларуси. Такое поверхностное осознание принципа разделения властей является одной из причин напряженности, конфликтов между властями в государствах СНГ. Важно отметить общую обособленность, которая заключается в том, что утверждение принципа разделения властей в политической практике, сознании, нигде гладко безболезненно не происходило, поскольку всегда было связано с перераспределением власти, полномочий в системе государственных органов, разрушением ее иерархии, ограничением компетенции государственных властных институтов [20, с. 256].

Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 года, впервые в статье 6 закрепила принцип разделения властей, который выражался в следующем: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга". Анализ данной статьи и других статей Конституции Республики Беларусь свидетельствует о том, что принцип разделения властей не получил в ней последовательного, четкого закрепления. К примеру, Конституционный Суд формировался лишь одной ветвью власти - законодательной, хотя в других странах (Германия, Италия, Франция, Россия, Украина, Казахстан) аналогичный орган формируется на паритетной основе [20, с. 257].

В результате на практике наблюдалось нарушение баланса полномочий ветвей власти в пользу Верховного Совета, который законодательствовал на основе прежнего, советского принципа единства государственной власти.

Осуществление исполнительной власти в Республике Беларусь Конституция возлагала на впервые созданный институт президентства, который пользуется широкой популярностью во всем мире. Кстати сказать, более 130 стран мира имеют в своей политической системе институт президентской власти. Согласно ст. 95 Конституции Президент являлся не только Главой государства, но и главой исполнительной власти. В силу этого он должен был выполнять функции, обязанности двух должностей, которые имели разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.

В соответствии с Конституцией судебная власть не включала в свою систему такой важный орган по охране Основного Закона, по обеспечению его верховенства, как Конституционный Суд.

Необходимость последовательного, реального закрепления в Конституции принципа разделения властей, восстановления равновесия трех ветвей власти, баланса между обязанностями и правами Главы государства, повышения статуса исполнительной власти в системе государственных органов и ее роли в управлении государством и обществом явилась одной из объективных причин президентской инициативы, направленной на внесение необходимых изменений и дополнений в Конституцию Беларуси путем республиканского референдума. Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей, значительно укрепили их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти - президентская, арбитражная по своей сути власть, охранительная, лидирующая по своей направленности.

В настоящее время фактически в Республике Беларусь существуют три достаточно независимые ветви власти. Закон как источник правового регулирования должен остаться основным регулятором общественных отношений. Вместе с тем есть исключительно конституционные полномочия Президента, которые он может реализовать посредством издания указов или распоряжений (издание декретов означает, что Президент в соответствии с Конституцией «вторгается» в законодательное поле Парламента)».

Для торжества законности и восстановления принципа верховенства закона в Республике Беларусь должны быть приняты следующие меры:

восстановлена функция Парламента как высшего представительного и единственного законодательного органа страны. Формально это требует внесения изменений в Конституцию, однако даже до внесения изменений проблема может быть решена через «джентльменское соглашение» ветвей власти;

процедура нормотворчества должна стать более открытой, проекты важнейших нормативных актов необходимо выносить на обсуждение общественности, к их подготовке должны шире привлекаться независимые эксперты; должен быть определен четкий механизм учета общественного мнения;

необходимо расширить количество субъектов права законодательной инициативы и, в частности, предоставить такое право политическим партиям и общественным объединениям;

планы законопроектной деятельности должны разрабатываться на перспективу с учетом общественного мнения и утверждаться Парламентом;

при Парламенте должен быть создан (либо ему подчинен) центр (институт) законотворчества;

мнение парламентских комиссий при обсуждении и подготовке законопроектов должно стать определяющим, должна быть исключена ситуация, когда большинство законопроектов готовятся исключительно исполнительной властью и учитывают лишь ее интересы;

восстановлена функция парламентского контроля над исполнением законов и, в частности, закона о бюджете (восстановление Контрольной либо Счетной палаты или создание иного органа);

должна быть усилена роль Конституционного суда: введен институт конституционной жалобы (право граждан на обращение в КС), а также расширен перечень органов, имеющих право непосредственного обращения в этот Суд, на КС может быть возложено также рассмотрение споров о компетенции между госорганами и др.;

необходимо повысить роль и значение суда при защите прав граждан, повысить доверие к судебной системе. Для этого должна быть завершена судебная реформа, обеспечена реальная независимость суда и подчинение судей только закону (см. соответствующий раздел настоящей Книги);

должна быть повышена ответственность государственных органов и их должностных лиц за любые нарушения законодательства, необходимо принять акт, определяющий порядок ответственности за ущерб, причиненный гражданам и организациям их незаконными действиями;

необходимо усилить правовую пропаганду и правовое воспитание граждан, улучшить правовую информацию;

государство должно изменить отношение к общественным объединениям и, в частности, правозащитным. Они должны стать партнерами в деле правового воспитания, обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

государство власть конституция

Одним из важнейших признаков демократического правового государства является торжество законности, что предполагает строгое и неуклонное соблюдение законов (под законами в данном случае имеются в виду вообще любые акты законодательства) не только гражданами, но и, прежде всего самим государством и его органами. «Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное соблюдение обязанностей, возложенных на него Конституцией», но «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». Как отмечено в Парижской хартии для новой Европы «Никто не должен стоять над законом».

Однако для правового государства недостаточно только соблюдения законов всеми, в том числе и государством. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов.

Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающими ее наиболее полное выражение. Существование принципа законности должно быть обусловлено наличием ряда факторов, которые будут указаны ниже.

Для того, чтобы в стране торжествовала законность, должны быть соблюдены, по крайней мере, следующие основные условия:

наличие легитимных, сформированных демократическим путем органов власти;

соблюдение принципа разделения властей; их самостоятельность, четкое определение компетенции каждой ветви власти и невмешательство в компетенцию друг друга, но в то же время и взаимодействие между ними;

наличие четких, ясных, понятных каждому гражданину (во всяком случае большинству граждан) законов;

регулирование большинства отношений, особенно в области прав человека, на уровне законов, а не подзаконных актов;

возможность общества принимать участие в нормотворчестве, публичность нормотворчества;

высокий уровень правовой культуры в обществе;

наличие четкой системы правовой информации;

неуклонное соблюдение законов, прежде всего государственными органами и их должностными лицами;

приоритет прав человека перед правами государства, поскольку «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»;

равенство всех перед законом;

наличие независимой доступной для любого лица судебной системы.

реальная возможность защиты прав граждан, в том числе через суд.

Полагаем, что состояние законности в Республике Беларусь еще не совсем реализовано.




2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Республика Беларусь - правовое государство. Разделение властей в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Республика Беларусь - правовое государство. Разделение властей в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)