Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика законодательства о занятости населения



2020-03-17 405 Обсуждений (0)
Общая характеристика законодательства о занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Общая характеристика законодательства о занятости населения

Понятие занятости населения. Формы занятости

Классификация и виды занятости

. Государственная политика обеспечения занятости: направления и формы ее реализации

Субъекты, обеспечивающие занятость населения

Гарантии государства в области содействия занятости населения

. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция Республики Беларусь в ст.41 закрепляет право каждого на труд.

Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно.

Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции Республики Беларусь права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом.

Занятости присущи определенные внутренние закономерности, под воздействием которых она изменяется независимо от развития производства. Так, численность трудовых ресурсов, которая может быть использована в общественном производстве, во многом предопределяется демографической структурой населения, уровнем образования и квалификации работников, уровнем доходов населения. Поэтому при обосновании пропорций распределения занятых по отраслям и сферам деятельности необходимо учитывать потребности различных групп населения в тех или иных видах общественно полезного труда, которые в свою очередь обусловлены широким комплексом социальных факторов, а не только развитием производства.

С предоставлением гражданам права свободы выбора места и сферы приложения труда, смены рода занятий и освоения новой профессии роль и влияние социальных предпосылок на процессы занятости еще более усилились. Эти процессы стали во многом предопределять условия и масштабы обеспечения конкретных производств рабочей силой.

Таким образом, политика государства должна определяться исходя из критерия согласованности социальных и экономических целей регулирования занятости населения. Иначе говоря, условия занятости, при которых будет учтена потребность человека в труде, могут быть обеспечены только в том случае, когда в важнейших разделах социально-экономических программ будут заложены соответствующие материальные предпосылки для обеспечения необходимых масштабов и направлений перераспределения трудовых ресурсов по отраслям и сферам занятости.

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Для написания курсовой работы использовались труды различных ученых, в которых освящались теоретические основы занятости населения, ее формы и виды, политика государства по обеспечению занятости населения Республики Беларусь. Это исследования таких ученых, как Г.Б. Шишко, Г.А. Василевич, Л.М. Низова, Т.Н. Важенкова и другие, а также акты международного и национального законодательства.


 

Общая характеристика законодательства о занятости населения

 

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 16 июня 2006 г. №125-З “О занятости населения Республики Беларусь” и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае не занятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законодательством. Положения всех нормативных актах, регулирующих отношения в области занятости и трудоустройства должны соответствовать конституционным нормам.

Закон Республики Беларусь “О занятости населения” направлен на обеспечение прав, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы [с. 84,15].

Важнейшие положения об обеспечении занятости содержит Трудовой кодекс Республики Беларусь. Например, положения: о запрете необоснованного отказа в приеме на работу (ст.16); об обязанности нанимателя уведомить государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работы по п.1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Важное значение имеют декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь обеспечивают исполнение положений Конституции республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь по вопросам занятости населения. Здесь следует назвать постановление Совета Министров от 23.12.06 г. №1716 “О порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ”.

Существенное значение имеют акты Министерства Труда и социальной защиты - постановления и разъяснения. Например, постановлением Министерства Труда и социальной защиты от 28.08.2000 г. №117 утверждено Положение о содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии.

В разъяснениях Министерства Труда и социальной защиты Республики Беларусь дает пояснения по применению декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Нормативная часть соглашений и коллективных договоров также содержат нормы по содействию занятости [с. 86,15].

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. Так, в статье 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд определяется, как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах содержит нормы о справедливых и благоприятных условиях труда, о запрещении принудительного труда.

Среди международных норм, закрепляющих основные права человека в области труда, важное место занимают конвенции Международной организации труда. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции Международной организации труда:

· Конвенция №122 о политике в области занятости и трудоустройства;

·   Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде;

·   Конвенция № 88 об организации службы занятости;

·   Конвенция №181 о частных агентствах занятости;

·   Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий.

Конвенция №122 “О политике в области занятости населения” провозглашает в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной занятости трудоспособного населения в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровни жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы [11].

Конвенция №88 “Об организации службы занятости” обязывает создать бесплатные государственные службы занятости, основной задачей которых является обеспечение наилучшей организации рынка труда.

В соответствии со ст. 6 данной Конвенции служба занятости оказывает содействие трудящимся в подыскании подходящей работы и помогает предпринимателям набирать необходимых им трудящихся; регистрирует ищущих работу, ведет учет их профессиональной квалификации, опыта и пожеланий, в случае надобности производит проверку их физического состояния и профессиональной подготовки, оказывает им содействие в получении профессионального ориентирования, подготовки или переобучения; сотрудничает в управлении делами страхования от безработицы, в оказании помощи и в других мероприятиях по облегчению положения безработных; содействует, по мере необходимости, другим государственным и частным учреждениям в разработке социально-экономических планов, направленных на обеспечение благоприятного положения в вопросах занятости [13].

Конвенция Международной организации труда №181 содержит нормы, определяющие понятие “частные агентства занятости” и их правовой статус. Частное агентство занятости означает любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

· услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них,

·   услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

·   другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся [14].

Конвенция №29 “О принудительном труде” обязывает государства, которые ратифицируют ее, упразднить применение принудительного труда в всех его формах. Согласно ст. 2 Конвенции принудительный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Однако Конвенция не применяется в отношении пяти видов обязательного труда или службы:

· обязательной воинской службы;

·   исправительных работ;

·   работ, необходимость которых вызвана чрезвычайными обстоятельствами;

·   (мелких) сельскохозяйственных работ [12].

Акты Международной организации труда дают международные стандарты труда почти по всем институтам особенной части трудового права и по многим вопросам общей части. Их влияние на национальное законодательство всех государств очень большое.

Целями законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и нанимателей.

Таким образом, отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

 Понятие занятости населения. Формы занятости

 

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь “О занятости населения Республики Беларусь” занятость - это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) [4].

Данное определение носит общий характер, оно применимо при решении вопроса о признании граждан занятыми. Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми.

Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству.

Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

Таким образом, занятость это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). Такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [с. 144,15].

С точки зрения экономических позиций общества занятость - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория, занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее, из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:

. Деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность;

. Деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.

Выделяют пять категорий занятых граждан, выполняемых оплачиваемую работу:

· работающих по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе на условиях неполного рабочего времени, занятых на сезонных работах, а также работающие по трудовому договору, но временно не выполняющие работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства;

·   самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, работающие собственники, члены хозяйственных товариществ, лица, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах;

·   выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

·   избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

·   проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства. Направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих [с. 145,15].

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Выделяют три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:

· проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

·   обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищ, студенты очных отделений высших, средних специальных и других учебных заведений;

·   занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, граждане, не достигшие трудоспособного возраста, а также безработные и другие [с.36, 17].

Понятие занятости неразрывно связано с трудоустройством. Трудоустройство можно рассматривать и как процесс поиска работы, и как сам факт приема на работу. В широком смысле понятие трудоустройства можно определить как совокупность организационно-правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.

Трудоустройства следует расценивать как предшествующий занятости процесс поиска и нахождения подходящей работы, оканчивающийся фактом заключения трудового договора. При этом следует учитывать, что трудоустройство возможно не только в отношении лиц, находящихся без работы, но и в тех случаях, когда работника не устраивает уже имеющаяся работа и он подыскивает себе другую работу. Трудоустройство возможно в итоге самостоятельного поиска работы либо при помощи государственной службы занятости или действующих на основании лицензии негосударственных фирм и бюро по трудоустройству.

Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью. Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду [с. 145,15].

 



2020-03-17 405 Обсуждений (0)
Общая характеристика законодательства о занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика законодательства о занятости населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)