Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста.

Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально-квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы [23].

Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

· достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

·   возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;

·   возможность самостоятельного индивидуального обучения;

·   ориентация на конечный результат.

Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы [20].

В современных условиях для нормального развития рынка труда большое значение приобретает региональная политика. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов в каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.

Реализация мероприятий направлена на решение проблем занятости и обеспечение социальной защиты граждан, временно оказавшихся без работы. Мероприятия разрабатывались при взаимодействии органов государственного управления, нанимателей, общественных организаций на основе важнейших параметров и основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития области. В них определены основные направления и приоритеты по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения. Это создание новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка безработных, организация оплачиваемых общественных работ, обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу [9].

В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области [6].

Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В целях формирования мотивации к труду осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.

Создана единая компьютерная система массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, осуществляется консультирование по вопросам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профессионального обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. №270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения [9].

Таким образом, обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на осуществление программ занятости, важной проблемой становится определение их эффективности. В мировой практике известно несколько подходов к решению этой проблемы. Среди них: сравнение показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры, сравнение расходов на соответствующие программы с потенциальными налоговыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в эту сферу после участия в тех или иных программах; сравнительная характеристика стоимости программы и ее результатов; оценка эффективности политики занятости.

 

 


 

Заключение

 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций. Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

В сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей - необходимой рабочей силой, то есть, направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

Категория занятости занимает одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. В Республике Беларусь основными методами должны стать стимулирование деловой активности, обеспечение самозанятости населения.

Разрабатываемые правительством программы предусматривают конкретную последовательность мер по формированию и развитию рынка труда в стране. В первую очередь они направлены на создание рабочих мест в перспективных конкурентоспособных отраслях и сфере обслуживания населения и производства. Во вторую - углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда).

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства труда или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда - регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда, выплата пособий безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным (трудоустройства, переквалификация, выплата пособий) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработным. Во многих странах наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, работа которых весьма эффективна. Так, только в США действуют около 15 тыс. подобных фирм.

Зарубежный опыт говорит о том, что нет общих способов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется от страны к стране в зависимости от особенностей социально-экономического и политического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда. Главной целью современной политики занятости развитых и развивающихся стран становится повышение занятости всего населения путем выявления неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.

Таким образом, в соответствии с законодательством Республики Беларусь международными актами занятость населения Республики Беларусь обеспечивается проведением активной социально-экономической политики, направленной на реализацию человеком права па добровольный выбор деятельности, стимулирование создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства.

 


 



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)