Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация работы и компетенция территориальных избирательных комиссий



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Организация работы и компетенция территориальных избирательных комиссий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации. Эти полномочия органично вытекают из конституционной нормы о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 72 <garantF1://10003000.72>), к которым относятся и права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 <garantF1://10003000.32>).

Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются, в частности, такие механизмы, как рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям, мониторинг агитационной деятельности, контроль за финансированием избирательных кампаний, отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий, привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса, участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законодательством.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в автономном режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих законах о выборах.

Следует особо подчеркнуть, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации.

Территориальные (районные, городские и другие) комиссии - одновременно являются вышестоящей и нижестоящей комиссией, которая с одной стороны обеспечивает исполнение решений вышестоящих комиссий, направленных на обеспечение проведение избирательной кампании, кампании референдума, а с другой стороны, обеспечивает соблюдение требований законодательства о выборах и референдуме участковыми комиссиями.

Статьей 21 <garantF1://85413.21> Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" определяется круг полномочий ТИК. ТИК, как вышестоящая по отношению к УИК, расположенным на соответствующей территории, уполномочена организовывать и координировать работу УИК. Как нижестоящая избирательная комиссия по отношению к ЦИК РФ и ИКС РФ, ТИК обязана выполнять решения и рекомендации данных комиссий на подведомственной территории в целях обеспечения единого порядка подготовки и проведения голосования по выборам президента РФ.

Пунктом 2 <garantF1://85413.2102> указанной статьи раскрывается содержание полномочий ТИК. В частности, ТИК при подготовке и проведении выборов Президента РФ:

) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Президента РФ на соответствующей территории, информирует население о месте нахождения и номерах телефонов ТИК и УИК. Указанное информирование, как правило, осуществляется путем опубликования справочной информации о ТИК и УИК в государственных и муниципальных печатных средствах массовой информации;

) формирует УИК и назначает их председателей. УИК формируются в порядке, установленном ст. 15 <garantF1://85413.15> комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст. 15). В соответствии с п. 7 ст. 28 <garantF1://84566.2707> Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" председатель УИК назначается территориальной избирательной комиссией из числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса;

) координирует работу УИК на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения. Как правило, для рассмотрения жалоб (заявлений) на действия (бездействие) участковых избирательных комиссий создается рабочая группа, которая проводит проверки на данным жалобам (заявлениям) и выносит рекомендации, которые в дальнейшем рассматриваются на заседаниях территориальной избирательной комиссии;

) составляет отдельно по каждому избирательному участку, находящемуся на соответствующей территории, списки избирателей по форме <garantF1://6280675.12000>, утвержденной постановлением <garantF1://6280675.0> ЦИК РФ от 28 июня 2007 г. N 18/150-5, за исключением случаев составления списков избирателей по избирательным участкам, образованным в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судне, находящемся в день голосования в плавании, на полярной станции. В этих случаях списки избирателей составляются в порядке, установленном п. 3-5 ст. 26 <garantF1://85413.263> комментируемого Закона;

) заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента РФ;

) распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента РФ, в том числе между УИК, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств. В этих целях ТИК утверждается смета расходов выделенных на подготовку и проведение выборов Президента РФ средств;

) обеспечивает совместно с ИКС РФ на соответствующей территории для всех кандидатов соблюдение установленных условий предвыборной деятельности;

) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, утвержденным постановлениями ЦИК РФ от 28 июня 2007 г. N 18/153-5 <garantF1://91808.0>, от 29 декабря 2009 г. N 187/1312-5 <garantF1://97088.0>;

) организует доставку в УИК избирательных бюллетеней и иных документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента РФ. Доставка избирательной документации должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и иных документов, а также не допустить доступ к ним неуполномоченных лиц;

) выдает избирателям открепительные удостоверения <garantF1://92393.1000>. В соответствии со ст. 68 <garantF1://85413.68> комментируемого Закона ТИК вправе за 45-20 дней до дня голосования выдать открепительное удостоверение избирателю, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, на основании его письменного заявления с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение;

) оказывает методическую, организационно-техническую и иную помощь УИК в организации голосования на избирательных участках. В этих целях ТИК принимает рекомендации, дает письменные разъяснения по вопросам, поставленным участковыми избирательными комиссиями, снабжает участковые комиссии необходимой юридической и методической литературой, а также канцелярскими принадлежностями;

) обеспечивает соблюдение утвержденных постановлением <garantF1://95710.0> ЦИК РФ от 28 мая 2009 г. N 162/1152-5 нормативов <garantF1://95710.1000> технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для УИК;

) контролирует и обеспечивает соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования. Для этих целей территориальной избирательной комиссией могут проводиться обучающие семинары для членов УИК, на которых подробно разъясняется вся процедура подсчета голосов и установления итогов голосования. Кроме того, члены ТИК могут выезжать в участковые избирательные комиссии с проверками;

) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протокол об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта РФ;

) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента РФ, в вышестоящую избирательную комиссию или архивное учреждение субъекта РФ в соответствии с порядком, утвержденным постановлением <garantF1://6232587.0> ЦИК РФ от 21 июня 2007 г. N 17/145-5, или уничтожает указанные документы по истечении сроков их хранения. Например, первые экземпляры протоколов ТИК об итогах голосования и приобщенные к ним сводные таблицы об итогах голосования, включающие полные данные всех поступивших протоколов УИК об итогах голосования, особые мнения членов ТИК с правом решающего голоса, не согласных с протоколами в целом или с отдельными их положениями, первые экземпляры поступивших в ТИК жалоб (заявлений) на нарушения комментируемого Закона <garantF1://85413.0> и принятые по ним решения подлежат хранению в ИКС РФ в течение одного года со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении следующих выборов Президента РФ, а затем передаются в архивные учреждения субъекта РФ;

) информирует избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании. Информирование избирателей, как правило, осуществляется через печатные средства массовой информации;

) осуществляет контроль за соблюдением порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на соответствующей территории.

Следует отметить, что указанный перечень охватывает только основные полномочия ТИК, является открытым и предполагает исполнение ТИК иных полномочий, способствующих организации избирательного процесса на подведомственной территории.

Итак, одной из форм участия граждан в управлении делами государства является работа в избирательных комиссиях, действующих в интересах граждан как носителей избирательных прав и права на участие в референдуме. Поэтому формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий приобретает статус гарантии избирательных и референдумных прав и, в соответствии с законом и международно-правовыми нормами, строится на основе принципов законности, независимости, коллегиальности и гласности.

Членами избирательной комиссии могут быть только граждане России, поскольку они являются единственными конституционно признанными обладателями права на участие в управлении делами своего государства.

 


Заключение

 

Подводя итоги работы, необходимо отметить следующее:

Одной из форм участия граждан в управлении делами государства является работа в избирательных комиссиях, действующих в интересах граждан как носителей избирательных прав и права на участие в референдуме. Поэтому формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий приобретает статус гарантии избирательных и референдумных прав и, в соответствии с законом и международно-правовыми нормами, строится на основе принципов законности, независимости, коллегиальности и гласности.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" под избирательной комиссией понимается коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Таким образом, избирательные комиссии формально являются независимыми органами, не входящими ни в одну из трех ветвей власти и имеющими специальные функции, связанные с организацией выборов. За избирательными комиссиями закреплена роль арбитра, независимого и беспристрастного организатора конкурентной политической борьбы, институционализированной в форме избирательного процесса.

Избирательные комиссии Российской Федерации представляют собой стройную, гибкую систему, приспособленную к выборам органов власти различного уровня. В настоящее время в систему избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, входят: Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК России), избирательные комиссии субъектов РФ (ИКС РФ), избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО), окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии.

Территориальные избирательные комиссии отнесены к государственным органам субъекта Российской Федерации. Признаками, позволяющими считать их таковыми, являются: 1) порядок формирования (формируются государственным органом - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации); 2) наличие определенной законом компетенции (соответствующие статьи федеральных и региональных законов о полномочиях комиссий); 3) наличие определенных полномочий в отношении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, других участников избирательного процесса (решения территориальных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения; 4) определенное место в иерархии системы избирательных комиссий (нижестоящая по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, вышестоящая по отношению, например, к участковым избирательным комиссиям); 5) возможность финансирования деятельности комиссий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Конкретное место территориальных комиссий в системе государственных органов субъекта Российской Федерации определяется федеральным избирательным законодательством, соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Территориальные избирательны комиссии могут формироваться:

) при выборах должностных лиц местного самоуправления по одному одномандатному округу;

) при образовании многомандатных округов для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, если количество избирателей в округе превышает 100 тысяч человек.

В целях оптимизации деятельности избирательных комиссий установлено, что в случае, если одновременно проводятся выборы должностного лица местного самоуправления и депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатным округам, территориальные избирательные комиссии не образуются, а их полномочия выполняют окружные избирательные комиссии.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что основной причиной формирования территориальных избирательных комиссий является размер территории избирательного округа и количество избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа.

Территориальные избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации. Эти полномочия органично вытекают из конституционной нормы о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 72 <garantF1://10003000.72>), к которым относятся и права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 <garantF1://10003000.32>).

Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются, в частности, такие механизмы, как рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям, мониторинг агитационной деятельности, контроль за финансированием избирательных кампаний, отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий, привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса, участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законодательством.

Следует отметить, что указанный перечень охватывает только основные полномочия ТИК, является открытым и предполагает исполнение ТИК иных полномочий, способствующих организации избирательного процесса на подведомственной территории.




2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Организация работы и компетенция территориальных избирательных комиссий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация работы и компетенция территориальных избирательных комиссий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)