Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура субъектов административно - процессуального права



2020-03-17 195 Обсуждений (0)
Структура субъектов административно - процессуального права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Административный процесс характеризуется разнообразием субъектов. Как стороны (участники, субъекты) в административном процессе выступают юридические и физические лица; исполнительно-распорядительные органы государства и местного самоуправления; администрации предприятий, учреждений, организаций и общественных организациях; политические партии и органы самоорганизации населения; объединения граждан и просто граждане, а также иностранцы и лица без гражданства и тому подобное[14].

Анализ всего массива участников административно-процессуальных отношений позволяет выделить пять групп субъектов административного процесса:

граждане;

исполнительно-распорядительные органы и структурные части их аппарата;

объединение граждан и их органы, а также органы самоорганизации населения, имеющие административно-процессуальную правосубъектность;

государственные служащие и должностные лица, наделенные административно-процессуальными правами и обязанностями;

другие государственные органы и их должностные лица.

Граждане имеют общую правосубъектность, в том числе и административного процесса в любой управленческой сферы: хозяйственной, социально-культурной, административной, политической. Такое свойство административной правосубъектности граждан порождает у всех других субъектов административного процесса обязанность соблюдать их права.

Особенностью административно-процессуальной правосубъектности граждан является их некомпетентность в решении административных дел (если не наделены специальными полномочиями, но в этом случае они уже относятся к другой категории субъектов).

Исполнительно-распорядительные органы. Эта группа субъектов играет выдающуюся роль в решении индивидуально - конкретных дел. Вместе с тем, административно - процессуальная правосубъектность исполнительно-распорядительных органов неодинакова. Она подразделяется на общую, отраслевую и специальную.

Общую правосубъектность имеют те органы, в компетенцию которых входит решение широкого круга дел, независимо от их отраслевой компетенции. К ним относятся, например, местные администрации, исполкомы Советов народных депутатов.

Отраслевую - имеют органы, в задачи которых входит разрешение дел в пределах области. Это отделы и службы министерств.

Специальную - имеют органы, созданные специально для решения узкого круга дел. Например, административная комиссия райадминистрации.

Исполнительно-распорядительные органы, как правило, являются обязательным стороной, обязательным участником административного процесса.

Объединения граждан. Административно - процессуальная правосубъектность объединений граждан закреплена в Законе «Об объединении граждан». Она возникает в случае реализации ими своих прав, предусмотренных ст. 20 этого Закона (например, защита интересов членов общественной организации), а также в случаях нарушения законодательства со стороны легализирующего органа (ст. 27) и самих объединений граждан, когда к последним применяются санкции, предусмотренные статьями 29, 30, 31 и 32 (штраф, предупреждение, временное запрещение деятельности, принудительном роспуске) [1].

Должностные лица и государственные служащие. Их административно - процессуальная правосубъектность обусловлена двумя обстоятельствами:

во-первых, важное значение имеет принадлежность государственных служащих в категорию руководителей или специалистов. Понятно, что правосубъектность руководителя шире, чем специалиста;

во-вторых, значительную роль играет содержание должностных прав и обязанностей. Так, председатель районной госадминистрации и начальник управления министерства относятся к одной категории, но понятно, что их правосубъектность разная.

Другие государственные органы и их должностные лица. Специальной административно-процессуальной правосубъектностью обладают и некоторые другие предусмотренные законом государственные органы и должностные лица. Так, районные (городские) судьи единолично рассматривают ряд дел об административных правонарушениях (ст. 221 КУоАП), в органах прокуратуры ведется производство по жалобам и заявлениям граждан, нарушается дисциплинарное преследование (дисциплинарное производство) в отношении должностных лиц и тому подобное[2].

Следует отметить, что только этой классификации субъектов административного процесса явно недостаточно для выяснения специфики их административно-процессуального положения.

Для определения их административно-процессуального статуса важна и та роль, которую каждый из субъектов выполняет в процессе. По характеру процессуального статуса все субъекты делятся на три группы:

субъекты, решающие дело;

субъекты, в отношении которых решается дело;

вспомогательные участники процесса.

К первой группе всегда относятся государственные органы, их должностные лица, ко второй - практически любые субъекты, как органы, так и лица, к третьей - свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчики, адвокаты.

Конкретный перечень участников административно-процессуальных отношений зависит от вида административного производства[12].

Таким образом, социальные особенности создают комплекс предпосылок, свидетельствующих о потенциальной возможности быть субъектом, а административно-правовые нормы, используя эти предпосылки, во-первых, перерабатывают «претендента» на субъекта, во-вторых, определяют его место и роль в сфере государственного управления. К первому относятся общие нормы для всех субъектов административного права (например, нормы о праве обращения в органы власти с предложениями); ко вторым - нормы, которые реализуются только данным субъектом (нормы, определяющие права налоговой милиции).

Потенциальная способность иметь права и обязанности в сфере государственного управления (административная правоспособность) реализовать предоставленные права и обязанности в сфере государственного управления (административная дееспособность), наличие субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления формирует административно-правовой статус субъекта, являются составляющими административной правосубъектности. Сжатые характеристики таковы:

Административная правоспособность - это способность субъекта иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Правоспособность появляется с момента возникновения субъекта. Если речь идет о физическом лице, то с момента рождения гражданина; если о юридическом лице - с момента государственной регистрации предприятия, учреждения, организации. Прекращается - с момента исчезновения субъекта, то есть с момента прекращения деятельности и ликвидации предприятия, учреждения, организации, но если речь идет о физическом лице, то с момента смерти.

Административная дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, осмысленными действиями реализовать предоставленные ему права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Составляющими дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность субъекта нести за нарушение административно-правовых норм юридическую ответственность.

Административное законодательство Украины доныне не предусматривает административной ответственности юридических лиц, хотя указание по поводу ее возможности уже имеет место.

Законодатель устанавливает для них материальную и иную ответственность, что квалифицируется как «методы административного характера». Такую ответственность целесообразнее было бы определить термином «ответственности в административном порядке» [8;263].

Следовательно, административная деликтоспособность заключается в способности физических лиц нести административную ответственность, а юридических лиц - отвечать в административном порядке, включая материальную.

Субъективные права в сфере государственного управления - это данная и гарантированная государством, а также закрепленная в административно-правовых нормах мера возможного (дозволенного) поведения в правоотношениях, обеспечена корреспондирующим обязательством иного субъекта правоотношений.

Таким образом, субъективные права в сфере государственного управления следующие:

возможность определенного поведения;

возможность, предоставленная лицу, обладающему административной правоспособностью и административной дееспособностью,

возможность, предоставленная в целях удовлетворения его интересов в сфере государственного управления и решения задач, стоящих перед ним;

обращение, которое реализуется в правоотношениях;

обращение в определенных рамках, границах. Нарушение этих границ (меры возможного поведения) является злоупотребление правом;

существуют только в связи с соответствующим юридическим обязательством со стороны другого субъекта правоотношений и без выполнения этого обязательства не могут быть реализованы;

реализация прав гарантируется государственным принуждением, это касается носителя корреспондирующего обязательства;

имеют юридическую природу, поскольку предоставляются административно-правовыми нормами и гарантируются государством.

Диалектической противоположностью субъективных прав в сфере государственного управления являются субъективные юридические обязанности. Они неразрывно связаны и не могут существовать один без другого, поскольку право одного субъекта не может быть реализовано отдельно от исполнения обязательства другим субъектом. Таким образом, в государственном управлении существования обязательств вне правами и наоборот прав вне обязательствам лишено какого-либо смысла.

Субъективные административно - правовые обязательства-это возложенная государством и закрепленная в административно-правовых нормах мера необходимого поведения в правоотношении, реализация которой обеспечена возможностью государственного принуждения.

Субъективные административные обязанности в сфере государственного управления следующие:

необходимое, должное поведение;

могут полагаться только на правоспособную личность;

полагаются в интересах других лиц;

существуют в правоотношениях;

не могут существовать вне связи с субъективными правами в сфере государственного управления;

реализация обеспечивается государственным принуждением;

имеют свои пределы, меру;

имеют юридическую природу, поскольку закреплены административно-правовыми нормами и обеспечиваются применением государственного принуждения.

В сфере государственного управления, субъективные права и обязанности имеют как общие признаки, так и признаки, позволяющие их разграничивать.

Объединяет их общая административно-правовая природа, существование в административных правоотношениях, наличие границ в поведении (и то и другое является мерой), принадлежность лицам, имеющим административную правоспособность, наличие государственных гарантий.

Отличие заложено в том, что:

права реализуются в интересах их владельца, а обязанности в интересах других лиц;

права - это мера возможного поведения, а обязанности - мера должного поведения.

Необходимо разграничить понятия «субъекта административного права» и «субъект административных правоотношений».

Субъект административного права имеет потенциальную способность вступать в административные правоотношения. В конкретном случае он может и не быть участником правоотношений. Если гражданин не делает административных правонарушений, то он не является субъектом административно-деликтных отношений. Гражданин Украины, находящийся за рубежом, может теоретически ни в каких административно-правовых отношениях не принимать участия, то есть не быть их субъектом, но, субъектом административного права он является, поскольку ему как гражданину административно-правовые нормы оказали комплекс прав и обязанностей.

Субъект административных правоотношений - это фактически участник правовых связей в сфере управления, т.е. он обязательно принимает в них участие. Важно выделить, что субъект административного права характеризуется внешней обособленностью. Он выступает в виде одного человека, способен в соответствии со своими правами и обязанностями выражать и осуществлять определенное желание как участник конкретных управленческих отношений. Орган государственного управления состоит из многих физических лиц и, как правило, имеет структурные части, но в административно-правовой сфере выступает исключительно как одно лицо.

Административное право обеспечивает правосубъектностью большой круг участников социальных связей, о чем свидетельствует большое количество управленческих отношений в обществе, а система субъектов административного права сложнее, кроме системы субъектов какой-либо другой отрасли права. Субъектами административного права является его органы власти, а также внутренние части их аппарата, и органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, и администрация предприятий, учреждений, организаций, и исполнительно-распорядительные структуры органов местного самоуправления. Субъектами административного права необходимо выделить и структурные части предприятий, учреждений, организаций, такие как, например, факультет, цех, отделение в больнице и т.д. Субъектами административного права являются граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Причем, правовое положение субъектов одного уровня не одинаковое. Если проанализировать административную правосубъектность граждан, то выяснится, что она имеет разницу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья (не все могут призываться на военную службу, поступать в учебные заведения).

Таким образом, для административного права характерно наличие большого количества субъектов с разными полномочиями, структурой и правовыми качествами[8;296].




2020-03-17 195 Обсуждений (0)
Структура субъектов административно - процессуального права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура субъектов административно - процессуального права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)