Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогрессивный налог как инструмент государственного регулирования экономических и социальных процессов



2020-03-19 287 Обсуждений (0)
Прогрессивный налог как инструмент государственного регулирования экономических и социальных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе российской налоговой системы лежат принципы налогообложения. Некоторые из этих принципов достаточно подробно описаны в Налоговом кодексе РФ. Однако в НК РФ имеется существенный недостаток - отсутствие одного из основополагающих принципов, сформулированного еще шотландским экономистом А. Смитом. Это принцип равенства и справедливости, в соответствии с которым распределение налогового бремени должно быть равным, а каждый налогоплательщик обязан принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо своим доходам.

Тот факт, что данный принцип отсутствует в НК РФ, не означает, что налоговая система формируется без его учета. Само существование принципов налогообложения объективно, поэтому законодатель не в силах видоизменять или вовсе отменять какой-либо из существующих принципов. Тем не менее в построении современной российской налоговой системы наблюдается существенный пробел.

Наиболее значимыми и распространенными в системе налогов и сборов РФ являются налоги на доходы и имущество физических лиц, а также транспортный и земельный налоги. Данная категория налогов уплачивается большей частью населения нашей страны, в связи с чем стоит подходить особенно тщательно к установлению их основных элементов, руководствуясь принципами равенства и справедливости. По трем из четырех указанных выше налогов установлены прогрессивные ставки налогообложения. Однако НДФЛ занимает особое положение среди всех уплачиваемых физическими лицами налогов, является самым массовым и выступает своеобразным регулятором доходов граждан; объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход [1].

В последние годы едва речь заходит об изменениях в области налогообложения, как сразу возникает вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), что вполне объяснимо, поскольку этот налог взимается с абсолютного большинства населения, а распределение доходов и имущества в России в ходе экономической реформы, положившей начало переходу к экономической системе, основанной на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, стало причиной глубокого расслоения общества на богатых и бедных и привело в конечном счете к социальной несправедливости в системе рыночных отношений современной России. Один из вариантов решения данной проблемы видится в изменении порядка налогообложения физических лиц как наиболее простого и понятного инструмента государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Если говорить о налогообложении физических лиц, то в его структуре НДФЛ занимает главное место. На долю НДФЛ приходятся свыше 95% налоговых поступлений от налогообложения физических лиц. При этом данный налог является одним из важнейших бюджетообразующих налогов консолидированного бюджета Российской Федерации и одним из наиболее значимых источников поступлений [14].

Экономическая история приводит достаточно примеров развития в различных странах прогрессивной шкалы налога для физических лиц (НДФЛ).

Еще Великобритания в декабре 1798 г. впервые в мире ввела прогрессивное налогообложение. Тогда премьер-министром был Уильям Питти, который установил оплату 2 пени за фунт с дохода более 60 фунтов.

Только через 100 лет Пруссия, проводя ре­форму налогообложения, ввела прогрессивный подоходный налог, начиная с 0,62 %, а дальше эта цифра увеличилась до 4 %, но это уже с годовым доходом более 100 000 марок.

Россия также проводила реформу с введением прогрессивной шкалы. Особенно это усилилось после вторжения в Россию Наполеоновских войск. Война сильно повлияла на доходы государственного бюджета. К тому же курс бумажного рубля резко упал. Обложе­ние начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно росло до 10 % чистого дохода. Вся тяжесть данного налогообложения легла на плечи помещиков [12].

Начало XX в. заложило основу введения прогрессивного налога во многих странах Европы и США, где эта система брала свое начало с 1913 г.

Царское правительство России приняло решение 6 апреля 1916 г. о введении прогрес­сивного подоходного налога с 1917 г., но Февральская, а затем Октябрьская революции по­мешали вступлению данного закона в силу.

В дальнейшем были изданы специальные декреты, которые дополняли «Положение о подоходном налоге».

В настоящее время во многих зарубежных странах закреплена именно прогрессивная шкала налогообложения. Она существует в таких странах, как: Канада, США, Швеция, Швейцария, Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия и другие. Можно с высокой долей уверенности заявить, что в перечисленных странах существует развитая рыночная экономическая система, а государство характеризуется открытой экономической политикой. Но при этом наблюдается наличие факта, что по мере увеличения шкалы налога его собираемость снижается. Выявлена такая закономерность, что при превышении ставки налога на доход физического лица 40 % налогоплательщики начинают искать возможности для уклонения от уплаты налогов и стремятся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Одним из самых ярких примеров «налоговой иммиграции» стало решение известного актера Жерара Депардье покинуть Францию после того, как было объявлено о введении налога в размере 75 % для доходов свыше 1 млн. евро [10].

Можно считать, что прогрессивный налог действовал в новой России до 2002 г., когда он был отменен и была введена плоская шкала по­доходного налога, что привело к расслоению общества и огромному вывозу капитала в офшоры, где находится, по разным оценкам, до 50 трлн. руб. [12].

Вносятся различные предложения по вве­дению прогрессивной шкалы подоходного налога: на доходы до 400 тыс. руб. в месяц по ставке 13 %; от 400 тыс. руб. до 1 млн. руб. в месяц облагать налогом по ставке 30 %, а свыше одного млн. руб. в месяц - по ставке 50 % [12].

Используя данные Росстата, Министерства труда и социальной защиты, Минэкономразвития и другие негосударственные статистические источники, можно прогнозировать увеличение дохода бюджета в сумме 4,75 трлн. руб.

Большинство населения России не живет на 400 тыс. руб. в месяц, поэтому изменение уплаты НДФЛ не коснется бедных слоев насе­ления и среднего класса в целом.

Это даст возможность ликвидировать дефицит федерального и регионального бюджетов, а также индексировать пенсии и заработную плату работникам, финансируемые из бюджетов, что явно скажется на качестве жиз­ни населения страны.

Уровень жизни в РФ постоянно имеет тенденцию к снижению. За последние три года этот показатель упал на 15 %. Более 22 млн. россиян находятся за чертой бедности. А если учитывать данные Международной организации труда, то за чертой бедности находятся 90 % населения России.

Не происходит резкого изменения по переводу зарегистрированных предприятий в офшорах на территорию России. До 75 % российских предприятий зарегистрированы в офшорах и уплачивают налоги по более низким налоговым ставкам. Ведь на доходы офшорных российских компаний не распространяется российское законодательство о налогах и сборах [12].

Если говорить о зарубежном опыте, то в США владельцы офшорных компаний показывают свои доходы в декларациях и уплачивают налоги в соответствии с американским законодательством. Отсюда следует, что достаточно высокие платежи российских компаний уходят в виде налогов в зарубежные бюджеты. Переход к прогрессивной шкале приведет к снижению доходов бюджета США.

В недалеком будущем от плоской системы налогообложения в Российской действительности все равно придется отказаться. Предвидя это, американская администрация объявляет России экономические санкции. При этом используется совершенно новый инструмент.

Правительство США, служба национальной разведки и Минфин в начале 2018 г. представили Конгрессу США отчет о проверке финансовой деятельности и полный аудит российской приватизации на предмет коррупционной составляющей элиты российского бизнеса [12].

Подобная ситуация складывается в 2018 г. и в Великобритании, где имеется королевский закон «О криминальных финансах», в рамках которого российские активы будут проверены на предмет безупречности.

Для контроля бизнеса в России уже действует единая государственная автоматизированная информационная система, но только для сбора полной информации в каждом из звеньев оборота алкоголя, включая розничное звено. Такую схему можно постепенно ввести по всем важнейшим видам выпускаемой продукции. Это может исключить проблему сбора и уплаты налогов, исключить теневой бизнес и «серую» заработную плату.

 



2020-03-19 287 Обсуждений (0)
Прогрессивный налог как инструмент государственного регулирования экономических и социальных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогрессивный налог как инструмент государственного регулирования экономических и социальных процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)