Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическое развитие Индии



2020-03-19 289 Обсуждений (0)
Социально-экономическое развитие Индии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 19 веке в связи с крупными изменениями в экономике Англии произошли значительные экономические и социальные изменения в Индии. В 17 -18 вв., когда Англия еще не была развитой промышленной страной, одним из основных предметов вывоза из Индии были хлопчатобумажные и шелковые изделия, производство которых достигло здесь очень высокой степени совершенства и получило мировую известность. Но уже с конца 18 в., когда в Англии начала развиваться текстильная промышленность, английскому промышленному капиталу стало невыгодно ввозить индийские изделия. Между представителями английского торгового капитала и английскими промышленниками возникли острые противоречия. Под давлением представителей промышленного капитала Ост - Индийская компания была лишена монопольного права на торговлю с Индией, и из нее был свободно разрешен ввоз товаров. Индия превратилась в рынок сбыта английских товаров. Индийские хлопчатобумажные ткани, изготовлявшиеся ручным трудом, не могли выдержать этой конкуренции. Ручное производство стало катастрофически разрушаться. Таким образом. Промышленный переворот в Англии повлек за собой подрыв основ индийской общины. Разрушение ремесла, особенно ткачества, приняло огромные размеры. Положение ремесленников было ужасающим.

К 50 – годам в Индии накопилось сильное недовольство в разных слоях населения, в том числе среди феодалов, а так же сипаев. Лордом Дальхузи был издан закон о наследовании, по которому феодалы теряли право передачи своих владений приемным детям или дальним родственникам. В случае отсутствия прямых родственников, их владения переходили непосредственно к компании.

Произведенная в 50 – х. годах в Ауде отмена льгот для семей сипаев вызвала среди них большое недовольство. В результате этого в 1857 году вспыхнуло восстание, известное под именем сипайского. Причина этого восстания имела религиозную подоплеку. Сипаи (солдаты английской службы, но местного индийского происхождения) с воцарением в индий английского порядка управления, отрывались от обычных им устоев жизни. Европейская культура была им не по душе. Помимо этого они понимали, что составляют значительную опору для установившегося положения англичан. Между этим, сипаи не могли симпатизировать отношению англичан к индийцам. Положение у сипаев и солдат-англичан оставалось разным. Индийские офицеры не могли рассчитывать на какую либо карьеру. Даже если офицер - индиец выше по званию, чем офицер - англичанин, он не мог им командовать. С расширением территорий английских владений в индии пришлось значительно увеличить штаты гражданских чинов, многих офицеров – туземцев перевели на гражданскую службу. Чиновники - индийцы получали меньшее жалование, чем чиновники – англичане, занимавшие те же посты. Они по закону могли занимать высшие должности, но должны были пройти очень сложный экзамен в Англии, который в силу их образования они не могли сдать. Индийцы могли занимать высшие судебные должности, только за исключением дел, связанных с англичанами. Все это волновало чиновников, население и сипаев. Повод к восстанию нашелся скоро. В войсках стали вводить новые ружья с бумажными патронами. По религиозным обычаям, индийцам запрещено есть мясо, и прикасаться к говяжьему жиру, а мусульманам нельзя есть свинину. Патроны, которые выдавались сипаям, нужно было надкусывать, а их, по слухам, смазывали говяжьим жиром и свиным салом. Солдаты перестали слушаться. Начались поджоги, которые в дальнейшем переросли в восстание. Мятеж быстро охватил почти все английские провинции, Восстание длилось в общей сложности 2 года, и было окончательно подавлено в 1859 году.

Характеризуя сипайское восстание, Маркс пишет: « мятежи бывали и до этого в индийской армии, но нынешнее восстание отличается от предыдущих характерными и особо опасными чертами. Это первый случай в истории, что сипайские полки перебили своих европейских офицеров, что мусульмане и индусы, забыв взаимную неприязнь, объединились против общих господ». Стоит обратить внимание на это восстание и именно на то, что два враждующих религиозных течения объединились для достижения общей цели. В дальнейшем, создание одной религии будет одной из идей, начавшегося в 60 х. годах национально-освободительного движения, а именно его религиозного направления. У индийских деятелей найдут свое отражение идеи Блаватской о создании единой религии.

После сипайского восстания власть переходит непосредственно к английской короне и Индия становится колонией Англии.

Отношения англичан к индийцам в колониях характеризовалось положением высшего образования среди индусской молодежи. Англичане е хотели смешиваться с туземцами, а поэтому посылали своих детей в английские университеты и те по возвращению получали места, которые оплачивались в 10 раз больше, чем места, которые получали индийцы. Обучающиеся в калькуттском университете. Англичане не запрещали индийцам ехать учиться в метрополию, но для индуса это было связано с большими финансовыми затруднениями. К концу 80-х. гг. всего в Индии насчитывалось 127 правительственных высших учебных заведений (14500) учащихся, 4400 школ с 445000 учащихся. Хотя цифры были значительными, стоит сказать, что народное образование оставалось отсталым. Грамотных по переписи 1891 г. насчитывалось всего 6 % учеников. Англичане, внесшие в Индию европейскую цивилизацию в деле образования, сделали промах в отношении образования женщин. Они дали возможность им учиться, расширять свой кругозор, но их положение оставалось прежним, поэтому это было невыносимо для них.

Промышленность в Индии развивалась под влиянием англичан.

Со 2 половины 19 в роль и значение Индии как источника сырья возрастают, начинается усиленный вывоз английского капитала.

В 50 – х. годах начинаются строиться железные дороги. Первая линия была проложена в 1853 г. строительство дорог шло быстрыми темпами. К концу 19 в. в Индии насчитывалось более 36 тыс. км железных дорог. Одним из центров этой «паутины» стал Бомбей, где в 1887 году был открыт крупнейший в Индии вокзал «Виктория», названный в честь королевы Виктории. Также продолжалось активное строительство шоссейных дорог. Самой известной из них стала Большая дорога. Она протянулась через весь субконтинент, от Калькутты до Пешавара на афганской границе. Строительство железных дорог повлекло за собой возникновение других капиталистических предприятий. Были созданы железнодорожные мастерские, возникла потребность в развитии топливной промышленности. Появились первые фабрики - хлопчатобумажные, джутовые. В джутовой и угольной промышленности преобладал английский капитал.

Индия была одним из главных торговых партнеров Великобритании. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. и разрастание сети дорог еще больше интегрировали Индию в систему международных экономических отношений. Индия экспортировала огромное количество хлопка, пшеницы, кофе и чая. Но и импортировала английские ткани и технику.

Использование английского языка как единого языка вместо огромного числа местных наречий сильно упростило общение. Прогресс английского образования вместе с развитием телеграфной сети привели к созданию в 1880 году национальных органов печати. В 1880 году « Indian daily mirror» стала первой ежедневной газетой, издаваемой индийцами на английском языке. Так же издавались журналы при институтах, выпускались листовки в городах. Их появление сыграло большую роль в деятельности национально- освободительного движения в индии, потому что именно в них они выражали свое недовольство колониальной политикой, а так же с помощью статей призывали народ к освободительной борьбе.

В связи с проникновением и развитием капитализма произошли изменения и в социальной структуре индийского общества. Начинают формироваться пролетариат и буржуазия, возникают кадры национальной интеллигенции.

Можно сделать вывод о том, что Индия во 2 половине XIX в. встала на капиталистический путь развития общества. Благодаря Англии, началось экономическое развитие Индии. Хотя индия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной, там была создана база для развития промышленности. За эти годы было построено много километров дорог, открылись промышленные предприятия, образовательные учреждения. В индии появились новые классы, которые выражали интересы всего индийского народа в борьбе с европейскими захватчиками.

 



2020-03-19 289 Обсуждений (0)
Социально-экономическое развитие Индии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическое развитие Индии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)